Ирина
Педагогический опыт: Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного воз
▼ Скачать + Заказать документы
Голышева Ирина Владимировна
МБДОУ «Детский сад №25 «Ромашка» г. Нефтеюганск,
педагог дополнительного образования
Главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность. Неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребёнка является воображение. Как показали исследования Выгодского Л. С., Давыдова В. В., Рубинштейна С. Л., Эльконина Д. Б. и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.
Публикация «Педагогический опыт: Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного воз» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Одной из задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования является создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Опыт показывает, что у 24 % воспитанников старшего дошкольного возраста отсутствует стремление к наиболее полному раскрытию замысла, у 51 % - страдает оригинальность изображения, а у 38 % - отсутствует самостоятельность.
Изучив методическую литературу, я поняла, что использование на занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционных техник рисования раскрывает креативные возможности ребенка.
Отсюда и возникла необходимость на основе нетрадиционных техник рисования разработать проект «Развитие творческих способностей воспитанников средствами нетрадиционных техник рисования», который даст возможность воспитанникам преодолеть чувство страха перед неудачей в изобразительном творчестве, продемонстрировать свободу творчества. Позволит, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции. Владея разными техниками и способами изображения окружающего мира, ребенок получит возможность выбора.
Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. На мой взгляд, их системное использование в сочетании с современными образовательными технологиями (методы ТРИЗ, информационно-коммуникационные технологии) даст гарантированный результат для организации работы по развитию способности воображения воспитанников.
Цель данного проекта является развитие творческих способностей воспитанников старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.
Этапы реализации проекта рассчитаны на два года обучения с воспитанниками старшего дошкольного возраста.
1. Подготовительный этап
2. Основной (практический) который включает в себя
• Реализация проекта 1 года и 2 года
• Взаимодействие с родителями воспитанников, педагогами ДОО, детского отделения городской библиотеки, СОШ № 9
• Организация совместных дел с детьми
3. Заключительный этап - анализ и обобщение опыта по реализации проекта.
Задачи реализации проекта первого года
• Развивать воображение и творческую активность детей.
• Познакомить детей с разными приемами нетрадиционной техники рисования (монотипия, граттаж, коллаж, и т. д.).
• Формировать у воспитанников знания, умения, навыки в области изобразительной деятельности с помощью приёмов нетрадиционных техник рисования.
• Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции.
Задачи реализации проекта второго года
• Развивать воображение и творческие способности детей.
• Активизировать освоение детьми нетрадиционных техник рисования и самостоятельное применение освоенных способов работы (с акварелью и гуашью (по сырому, различного наложения цветового пятна, тонирования фона (вливанием цвета,).
• Поощрять и поддерживать творческие находки (видоизменение, преобразование, создание новых образов).
• Воспитывать у детей умение работать в парах, тройках и всей группой.
Ожидаемый результат
Ребёнок, владеющий нетрадиционными способами рисования, проявляющий творчество, фантазию в реализации своего замысла, осуществляющий самостоятельный отбор средств для воплощения, создающий новые, оригинальные образы.
Содержание и структура педагогического проекта обладают универсальностью, т. к. возможно его использование педагогами других образовательных учреждений; интегративностью – в результате чего можно решать задачи из нескольких образовательных областей; здоровьесбережением – т. е. реализовывать содержание, учитывая индивидуальные особенности ребёнка и его возможности;
В работе с детьми определила для себя следующие факторы, позволяющие мне не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивающие живость и непосредственность детского восприятия :
• разнообразие и вариативность работы с детьми;
• новизна обстановки;
• необычное начало работы;
• красивые и разнообразные материалы;
• интересные для детей неповторяющиеся задания;
• возможность выбора;
• рисования с помощью бросового материала.
При знакомстве детей с новыми нетрадиционными техниками рисования, как например: монотипия, печать листьев, кляксография, рисование ладошкой и т. д., Всякий раз создаю новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, с другой – искали новые решения, творческие подходы.
Обучение я провожу в следующих направлениях:
от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
В процессе работы с воспитанниками я использую:
- дидактические игры для развития воображения и фантазии,
иллюстративный тематический материал,
- современных образовательных технологий : игровые, нетрадиционные техники рисования, ТРИЗ-РТВ, ИКТ (информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии,
- проектный метод,
За время работы с детьми увидела, что при использовании нетрадиционных техник рисования, в процессе творчества, ребенок развивается интеллектуально и эмоционально,
определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства,
приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Эти качества помогут дошкольникам быстрее освоиться в новом коллективе при переходе в школу.
Семья и детский сад связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей, родители являются непосредственными участники образовательных отношений. Поэтому сотрудничество с семьей строю по двум направлениям:
первое направление – включает индивидуальные и наглядно-информационные формы работы. Я организую индивидуальные беседы, консультации, выставки детских работ, размещаю информацию на персональном и официальном сайте учреждения;
второе направление – включает коллективные формы работы, которые обеспечивают организацию продуктивного общения всех участников образовательных отношений. С этой целью провожу мастер-классы, совместные проекты детей и родителей, развлечения.
На протяжении нескольких лет в рамках преемственности сотрудничаю с учителем рисования начальных классов МБОУ «СОШ № 9». Такое взаимодействие позволяет отслеживать развитие творческих способностей наших выпускников. Совместно проводим творческие выставки для учащихся младших классов и старших дошкольников на темы : «Осенняя палитра», «Весенние зарисовки», «Страна Фантазия», праздники развлечения.
Осуществляю тесное взаимодействие с МБУК «Детская городская библиотека». Формы взаимодействия самые разнообразные: организация тематических встреч, развивающих и занимательных игр, выставок детского творчества. Ко Дню образования округа нашими воспитанниками библиотеке была подарена книга-самоделка «Животные нашего края», выполненная в нетрадиционной технике рисования. В этом же году совместно со специалистами библиотеки была организована и проведена акция «Радуга дружбы», во время проведения которой мои воспитанники создали новогодние поздравительные открытки для учащихся коррекционной школы, что способствовало развитию толерантности у воспитанников.
Уровень развития творческих способностей воспитанников выявляется посредством наблюдения за изобразительной деятельностью в спонтанно возникающих ситуациях или специально смоделированных 2 раза в год. Уровень развития творческих способностей воспитанников в первый год реализации проекта увеличился на 14%; во второй год увеличился на16 %.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что развитие творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования эффективно и даёт положительную динамику. У детей повысилась самооценка, инициативность и самостоятельность. В работах присутствуют: оригинальность исполнения, самостоятельность при выборе средств для воплощения замысла, создании осмысленного художественного образа.
Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.
Реализация данного опыта доступна многим педагогам, желающим заниматься этим направлением и повышать свою педагогическую квалификацию. Значимость системы в её универсальности и возможности каждому заинтересованному педагогу воплотить её на практике независимо от того по какой образовательной программе он работает.