галина сосненко
Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей с ОВЗ.
Цель: раскрытие творческого потенциала детей с ОВЗ посредствам нетрадиционных приёмов рисования.
Задачи:
1. Познакомить с нетрадиционными техниками изображения.
2. Учить создавать сюжет, продумывать расположение рисунка.
Публикация «Мастер-класс „Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
3. Развивать умение планировать свою деятельность.
4. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам, умело использовать их в повседневной жизни.
5. Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук, психические процессы: восприятие, внимание, мышление, память, речь.
6. Воспитывать интерес к рисованию.
На современном этапе формирование творческой личности одна из важных задач педагогической теории и практики.
Детей не сложно удивить. Игры с красками и работа с разным материалом - это две благоприятные темы, удовлетворяющие любопытство маленького художника. Они становятся активными участниками, интересуются происходящим, тем самым у них развиваются познавательные интересы, творческие способности, обогащается и активизируется словарный запас.
Нетрадиционное рисование - это использование знакомых предметов в качестве художественного материала, так как художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.
Применение в работе с детьми нетрадиционных техник рисования один из эффективных способов направленных на решение задач ФГОС.
Т. С. Комарова отмечала: «Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка».
Познавая окружающий мир, дети стараются отразить его в своей деятельности. Изобразительная творческая деятельность прекрасная возможность это делать.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, из-за этого нарушается их общее развитие, не позволяющее вести полноценную жизнь.
К особенностям развития относится : быстрая утомляемость, более медленный темп работы, затруднения в управлении своими движениями и другое.
А работа с нетрадиционным материалом в игровой форме увлекает и приносит массу положительных эмоций, что имеет огромное значение в работе с такими детьми. Необычные техники помогают преодолеть боязнь показаться неумелым, смешным, непонятым, справиться с негативными переживаниями, внутренними трудностями.
Такие дети зачастую копируют предоставленный образец рисунка, а в нетрадиционной технике педагог показывает только способ действия с материалом. Это способствует развитию воображения, фантазии, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.
Немаловажное, очень эффективное значение эти занятия имеют для развития тактильного восприятия, мелкой моторики рук, тренирует мышцы кисти руки, готовит руку к письму.
Существует много техник нетрадиционного рисования - от простых до сложных. Для детей с ОВЗ больше всего подходят такие техники изобразительного искусства, как пальчиковое рисование, рисование ладошкой, кулаком, ребром ладони, рисование песком, цветной солью, манкой, ватными палочками, монотипия, рисование картофельными штампами, рисование с помощью валика и поролоновой губки, аппликация из крученых салфеток, пуговиц и другое.
Согласно СанПин и закону «Об образовании» (ст. 79 ч. 3, а также индивидуальной программе реабилитации, в нашем саду реализуется совместное образование и воспитание здоровых детей и ребенка с ограниченными возможностями. Учитывая особенности психофизического развития и возможности ребенка, используются нетрадиционные техники, как специально подобранные методы обучения и воспитания, как дидактический материал для проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий.
К одному из новых и необычных способов рисования в работе относится монотипия с пеной для бритья.
Наткнувшись на эту технику, мне самой очень захотелось попробовать, и когда я предложила ее детям, они были в восторге.
Пена для бритья очень необычная поверхность для рисования, поэтому такой вид творчества очень прост и доступен, в том числе и особенным детям. На пене легко растягивать краску, закручивать в необычные завитки, узоры. Такое рисование не утомляет их, они очень работоспособны и это сохраняется на протяжении всей деятельности.
Практическая часть
Монотипия «Весеннее настроение»
В детстве мы очень часто были художниками. И сегодня мне хочется показать вам эту необычную и оригинальную технику творчества, которая называется «монотипия с пеной для бритья»
Монотипия (от греч. monos - один, единый, tupos - отпечаток) - это уникальный отпечаток в единственном экземпляре, оттиск в зеркальном отображении.
Дорогие коллеги, сейчас у нас конец зимы, еще холодно. Но нам уже хочется, чтобы снег растаял, пригрело солнышко, и зажурчали ручьи, природа ожила, и все вокруг стало бы разноцветным. Я предлагаю вам нарисовать весеннее настроение, используя пену для бритья и краски. Это может быть весеннее солнышко, ветка мимозы, первые подснежники или просто смешивание весенних красок.
Для работы вам понадобятся: пена для бритья, краски, кисточка, бумага, линейка, салфетка. Музыкальное сопровождение
1. Выдавливаем небольшое количество пены на лист бумаги.
2. Сформируйте с помощью линейки поле для рисования, разровняйте поверхность.
3. Гуашью нарисуйте на поверхности пены рисунок.
4. Теперь начинается сама монотипия - единственный отпечаток. Возьмите плотную бумагу и приложите на рисунок. Чуть-чуть прижимаем его, не выдавливая пену. Слегка погладьте, чтобы рисунок лучше отпечатался.
5. Аккуратно снимите верхний лист. (нижний лист можно сразу убрать)
6. Берем линейку и одним движением счищаем пену в одном направлении.
7. Рисунок готов. Оформите его фигурными ножницами и приклейте к цветному картону.
Рефлексия
Уважаемые коллеги! Наш мастер-класс подошел к концу.
Я считаю, что преимущество этой технике не только в развитии творческих способностей, а главное в развитии специальных умений и навыков, подготавливающих руки к письму, что особо важно для детей с ограниченными возможностями. Она является доступной для таких детей, создаёт ситуацию успеха, чувство удовлетворенности от своей работы возникает даже, если что-то не получается.
Я буду продолжать использовать данную технику, получать результаты и вместе с нашей воспитанницей радоваться им. Так как, занимаясь с этой девочкой, я непосредственно наблюдаю за ее работой, за тем как к ней приходят умения и навыки, аккуратность в изобразительной деятельности. Беседы позволяют обсудить явления природы, общественной жизни, особенности предмета, подбирать цвета, расположение рисунка и т. д. Игровые приемы повышают интерес к деятельности, развивают двигательную активность пальцев рук. Для того чтобы у ребенка что-то начало получаться, он начал творить необходимо показать и объяснить приемы и способы работы с материалом. В течение всей творческой работы я выражаю своё одобрение, оказывая помощь, не навязывая своего мнения.
Ей нравится разравнивать и счищать пену. Это в свою очередь также тренирует мышцы кисти руки. Пена делает рисование не просто рисованием, а необычным рисованием. За счет её фактуры при разукрашивании получается необычный отпечаток, мраморные разводы. Замечая это, она старается не просто закрасить предмет, а ещё пытается делать круговые движения кисти. Конечно, это дается с трудом, но небольшие результаты уже видны.
Я вижу и ваши замечательные работы в необычной технике. Смею надеяться, что вы получили эмоциональный заряд и почувствовали значимость данного метода и рекомендую применить его со своими детьми.
Хотелось бы узнать - что вам понравилось и? Какие вопросы возникли после проведения мастер – класса? Возможно, у вас есть опыт работы с такими детьми, я буду рада выслушать ваши советы и воспользоваться ими на практике.
Спасибо всем за внимание!