Казанцева Наталья
Информация как ключевой фактор развития педагогической науки
▼ Скачать + Заказать документы
Информация как ключевой фактор развития педагогической науки
Аннотация: Значение информационных потоков и технологий в образовании сегодня велико. Информатизация всех сфер общественной жизни принципиально меняет ситуацию в образовании в целом и требует научного педагогического анализа и подхода. Цели и задачи, стоящие перед современным образованием несколько меняются, меняются и навыки, необходимые для настоящих учебно-воспитательных процессов.
Публикация «Информация как ключевой фактор развития педагогической науки» размещена в разделах
Ключевые слова : Информатизация, информационные основы образования, мультимедиа, информационно-коммуникационные технологии в образовании, современные технологии, компетентность педагога, компьютерные технологии, интеграция, виртуальные артефакты
В современных условиях использования единых мировых информационных систем требуется внедрение информационно-коммуникационных технологий и в образование: формируется единое информационное образовательное пространство, возрастает потребность ребенка в общении, получении доступа к общим информационным ресурсам, осмыслении и переработке большого объема информации. Информатизация и компьютеризация образования постепенно становятся новыми объектами изучения педагогики и педагогической психологии. Их распространение принципиально изменяет современную образовательную ситуацию. Формальное образование сегодня более или менее, но интегрировано во всемирную глобальную сеть, и никто не сомневается в том, что его дальнейшая судьба будет тесно связана с технологическим развитием. Функции образования тоже меняются: оно должно стать целенаправленно организованным процессом социализации личности в информационно насыщенной среде, обеспечивающим её разностороннее развитие и саморазвитие. Педагогика - это единственная наука, изучающая педагогическую действительность целостно и специально; она не может не измениться в современном информатизированном мире. Современная педагогика немыслима без использования компьютерных технологий, как в учебном процессе, так и в педагогической деятельности. Одной из важнейших задач информатизации образования является формирование информационной культуры педагога, уровень сформированности которой определяется знаниями об информации, информационных процессах, умениями и навыками применения средств и методов обработки информации, умением использовать современные информационные технологии в профессиональной деятельности. В начале этого года проводились независимые оригинальные исследования. И в результате получилось, что коэффициент качества знаний воспитанников, где педагог не использует ИКТ оказался: на удовлетворительном уровне знаний -5%, на достаточном -30%, на высоком -21%. Учреждения, где применяют ИКТ, соотвественно : на удовлетворительном уровне – 8%, на достаточном- 32%, на высоком- 26%. Т. е. можно сделать следующие выводы. Компьютерные технологии, конечно, облегчают работу педагога. Но вопрос больше в том, как эти технологии влияют на эффективность образовательного процесса. И вот тут приходится признать, что пока кардинального повышения эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса не произошло. Сегодня дети растут и развиваются в мире, в котором не только присутствуют ИКТ, но который во многом сформирован ими. Новые технологии оказывают значительное влияние на жизнь ребенка. Родители, порой, не осознают, в какой степени их дети уже живут в мире информации. Таким образом, условия современной образовательной среды должны обеспечивать сбалансированную адаптацию ребенка в мире физической и виртуальной реальности. Информатизация дошкольного образования должна соответствовать возрастным особенностям дошкольного детства и учитывать развивающие эффекты специфических «дошкольных» видов деятельности и условия их достижения. Но этот тезис надо рассматривать как вопрос риторический. Мы должны понимать, что ИКТ не заменяют традиционное обучение, они выполняют функцию дополнения. Их основная функция - инструментальная: создать новый опыт деятельности. Инструменты ИКТ должны быть образовательными. Все другие варианты исключаются. Выделяют четыре глобальные области в дошкольном образовании, в которых роль технологий очень значима: коммуникация и сотрудничество; творчество; социально-драматические игры; обучение обучению. Компьютерные технологии должны способствовать сотрудничеству. Для детей этого возраста важна способность действовать как в одиночку, так и в команде, взаимодействуя с технологиями. Компьютерные технологии должны способствовать интеграции. Их необходимо как можно теснее интегрировать с другими видами познавательной и развивающей деятельности дошкольников. Информационные технологии, как и любые другие инструменты, предназначены только для решения каких-либо задач и не предназначены для использования ради самих инструментов. С этой позиции совершенно неприемлемой является практика доступа к гаджету в качестве вознаграждения. Необходимо, чтобы современные технологии поддерживали игру. Артефакты-игрушки и другие реально или мнимо функциональные предметы - важны, поскольку являются символами для играющих с ними детей. Цифровые средства так же обеспечивают средства, благодаря которым дети могут включаться в занятие и взаимодействовать с гораздо более широким кругом «виртуальных» артефактов, чем было бы возможно без их приложений. Интеграция ИКТ должна поддерживать осознание вопросов здоровья и безопасности. Применение ИКТ в различных видах деятельности (игры, рисование, моделирование и пр.) позволяют делать занятия подвижными, энергичными, динамичными, что особенно необходимо в раннем возрасте. Пока еще мы - педагоги не преобразовали качественно образовательную среду, в которой современные технологии могли бы занять позицию инновационного метода освоения знаний. Ведь компьютерные технологии - это средство обучения, а средство становится эффективным только при умелом применении. В последние годы встает вопрос: как использовать компьютерные технологии в образовании? Отказываться от новых внедрений или тормозить этот процесс сегодня нецелесообразно, т. к. современные информационно-коммуникативные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования в современном информатизированном мире.