Получи документы

Воспитание толерантности у дошкольников как ключевой компетенции будущего (1 фото)

Анна Морозова
Воспитание толерантности у дошкольников как ключевой компетенции будущего

Выступление и презентация на городском методическом объединении

1 слайд Воспитание толерантности у дошкольников, как ключевой компетенции будущего

Воспитание толерантности у дошкольников как ключевой компетенции будущего

2 слайд В развитии ребенка с ограниченными возможностями немаловажную роль играют факторы среды, углубляющие или компенсирующие первичные дефекты развития. К числу социальных факторов отклонений развития у детей относится уровень толерантности, терпимости к нестандартным детям. Эффективность реабилитационной работы зависит от отношения специалистов и рядовых членов общества к тому, что дети с ограниченными возможностями тоже имеют способности и равные права со здоровыми. В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия. В «Декларации принципов толерантности», принятой ООН в 1995 г. подчеркивается, что одним из наиболее эффективных путей достижения согласия является воспитание толерантной личности.

Публикация «Воспитание толерантности у дошкольников как ключевой компетенции будущего» размещена в разделах

3 слайд Толерантность – это уважение, доброта души, сострадание, уважение, дружба, терпение и др.

4 слайд В нашей стране достаточно широко развита сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

5 слайд Однако в настоящее время в Концепции модернизации российского образования отмечается, что "дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства".

6 слайд Право ребенка с ОВЗ на получение образования может быть реализовано путем организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.

7 слайд В связи с этим, одной из центральных задач в развитии образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагогов, специалистов, родителей толерантности.

Процесс формирования толерантного отношения участников образовательного процесса к детям с особыми нуждами осуществляется в нашем МАДОУ с одной стороны руководителем образовательного учреждения (далее - ОУ) а с другой - специалистами и педагогами.

Усилия администрации и педагогического коллектива МАДОУ, осуществляющего интегрированное обучение, направлены на преодоление отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с ОВЗ.

8 слайд Важное место в реализации работы по формированию толерантного отношения к лицам, имеющим нарушения в развитии, мы отводим в первую очередь педагогу-психологу, который работает в тесном взаимодействии с педагогами МАДОУ и логопедами.

9 слайд Основной целью нашей совместной деятельности является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с ОВЗ и их индивидуальными возможностями, создание условий для социально-психологической адаптации. Условием реализации потенциальных возможностей детей является создание для каждого учащегося благоприятной социально-психологической обстановки доверия и доброжелательности, снятие страха и неприятия учебной ситуации, организация сотрудничества и обеспечение свободы выбора сферы деятельности для социализированных форм самопроявления.

10 слайд В рамках работы, по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ, педагог-психолог осуществляет следующие виды деятельности:

1. Диагностика:

• оценка учебной и социальной микросреды для организации оптимальных условий обучения и развития ребенка;

• изучение особенностей когнитивной, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческой и личностной сфер ребенка с отклонениями в развитии.

2. Консультирование:

• психологическое просвещение воспитателей, консультирование и оказание помощи педагогам в реализации индивидуальных развивающих программ, организации взаимодействия между детьми в учебном процессе;

• формирование адекватного воспитательного подхода к ребенку с ОВЗ, улучшение эмоционального контакта с ним, соотнесение возможностей ребенка с требованиями учебного процесса.

3. Коррекция:

• проведение занятий по коррекции эмоционально-волевых, коммуникативно-поведенческих и личностных нарушений, выявленных у «особых» детей;

• разработка методических рекомендаций, направленных на коррекцию выявленных нарушений у детей с последующим ознакомлением воспитателей с анализом полученных данных.

Психолог образовательного учреждения объединяет в своей деятельности три функциональные нагрузки и работает с тремя субъектами: детьми, педагогами, родителями.

11 слайд В тесной связи с психологической службой находится логопед, осуществляющий работу по внедрению индивидуальных развивающих программ у детей с ОВЗ с нарушениями речевого развития.

Совместным видом деятельности с другими специалистами является проведение дошкольного ПМПК, где тщательно отслеживается динамика развития детей и даются рекомендации по дальнейшему образовательному маршруту.

В среде толерантного отношения к детям с ОВЗ при коррекционно-развивающей работе логопедом поэтапно решается ряд основных задач:

• знакомство воспитателей и родителей с особенностями развития, своеобразием детей с ОВз и с отклонениями в речевом развитии методами работы с ними;

• проведение, семинаров, "круглых столов", направленных на формирование толерантной культуры личности;

• формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей с ОВЗ когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей.

При повседневной работе в смешанных группах логопедом особое значение отводится:

• формированию у окружающих дошкольников эмпатии (понимания);

• умению конструктивно строить общение с детьми, имеющими ярко выраженные речевые нарушения;

• развитию чувства ответственности за себя и свои поступки;

• прививанию детям с ОВЗ понимать и осознавать себя и свои особенности;

• стремлению меньше провоцировать интолерантное отношение к себе со стороны окружающих.

12 слайд Работа педагога по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ осуществляется путем проведения интерактивных занятий с использованием методов арт-терапии, сказкотерапии, сюжетно-ролевой игры, которые способствуют формированию толерантного отношения к окружающим, развивают коммуникативные умения.

Для реализации процесса успешного формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ в рамках инклюзивного образования в общеобразовательных группах появляется необходимость в решении следующих задач:

- изучение особенностей формирования толерантности у детей с нормальным развитием;

- выявление особенностей развития толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья;

13 слайд - определение психолого-педагогических условий, методов и средств, необходимых для формирования толерантности у детей в условиях инклюзивного образования;

- разработка и апробация психолого-педагогических программ, способствующих формированию толерантности у детей в рамках инклюзивного образования.

14 слайд В ходе формирования толерантного отношения к лицам с ОВЗ нельзя пренебрегать условиями, в которых протекает данный процесс. Наличие самой атмосферы толерантности в образовательной и социальной среде играет важную роль. В свою очередь, социуму необходимо восполнить недостаток знаний и отсутствие опыта контактов с данной категорией населения, а также в корне изменить свое восприятие этих людей.

Таким образом, поиск эффективных путей и средств инклюзии детей с ограниченными возможностями является важной задачей не только специалистов, работающих в данной области, но и всего общества в целом. Наша задача – сформировать новый тип гражданина, обладающего высокими нравственными качествами, уважающего права и достоинства других граждан, а также проявляющего заботу и толерантность по отношению к другим, и в особенности к лицам с ограниченными возможностями. Толерантность – есть не что иное, как основополагающий принцип инклюзивного образования.

15 слайд В течении предыдущего года я работала с группой, в которой 20% детей были с ОВЗ. Мои дети помогали им одеваться, собирать вещи, провожали на прогулку. Я прилагала все усилия, чтобы дети с ОВЗ чувствовали себя комфортно в детском коллективе, обществе.

Я поставила перед собой цель – провести работу и создать условия для формирования у своих воспитанников толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями.

При этом под толерантным отношением я подразумеваю не жалость и терпимость к таким детям, а уважительное отношение к человеку не зависимо от состояния его здоровья, готовность сотрудничать, взаимодействовать с ним, не акцентируя внимание на внешних особенностях.

Практическая значимость работы (результаты):

1. Дети стали по-другому смотреть на мир. Они начали сами находить добрые дела и стараться осуществлять их.

2. По результатам работы разработаны рекомендации для педагогов и родителей по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ, детям – инвалидам.

3. В план моего самообразования внесено новое направление «Толерантное отношение к детям с особыми образовательными потребностями».

Все мои дети участники городских, областных выставок, конкурсов разного уровня. Они участвовали в выставка рисунков и поделок, посвященная ко дню Матери “Я рисую маму”,” Мир глазами ребенка” “Я и мамочка моя”.

Вывод: Я добилась того что, в нашей группе не проявилось отрицательное отношение к детям с ОВЗ. У детей и родителей преобладает желание общаться, оказывать дружескую поддержку, а в некоторых случаях и брать пример.

Результаты опроса и проведённого исследования укрепили меня во мнении, что нельзя научить детей толерантному отношению к детям – с ОВЗ без опыта общения с ними. Значит, задача воспитателя – организовать это общение.

В течении предыдущего учебного года спланирована и реализована работа в следующих направлениях:

- чтение и обсуждение произведений, побуждающих дошкольников задуматься над трудными вопросами «Что такое красота?», «Всегда ли внешняя и внутренняя красота совпадают?»;

16 слайд проведение цикла родительских собраний, посвящённых людям – инвалидам, с ОВЗ, достигших высот в профессии, спорте или творчестве;

- проведение бесед о Всероссийской общественно-государственной инициативе «Горячее сердце», о людях - инвалидах с активной жизненной позицией;

- знакомство с социальными роликами «Люди так не делятся» и с мультфильмами «Уроки доброты» из серии «Уроки Тётушки Совы»;

17. 18. 19. 20….слайды Для чтения были выбраны произведения: В. Катаев «Цветик - семицветик», П. Ершов «Конёк-горбунок», Аксаков «Аленький цветочек», Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок», «Стойкий оловянный солдатик», «Свинопас», «Дикие лебеди», «Снежная королева», «Чайник», А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», В. Гаршин «Сказка о Жабе и Розе», А. Куприн «Барбос и Жулька», В. Берестов «Честное гусеничное», Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка», А. Волков «Волшебник Изумрудного города», В. Гауф «Карлик Нос», Н. Бромлей «Трудная дорога», стихи Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка», А. Барто «Любочка», С. Острового «Лесная быль» и др.

Знакомство детей с этими произведениями способствует развитию этических чувств, доброжелательности, эмоциональной и нравственной отзывчивости моих воспитанников. Они учатся понимать чувства других людей и сопереживать им. Ежегодно 3декабря во всем мире отмечают День инвалидов. Проведение Международного дня инвалидов направлено на привлечение внимания к проблемам инвалидов, защиту их достоинства, прав и благополучия.

Пример из опыта работы:

На одном из родительских собраний родителям было предложено поделиться друг с другом своим опытом, рассказать, как они растят, развивают в своих детях «внутреннюю красоту», т. е. умение сопереживать, сострадать, откликаться на чужую боль, приходить на выручку, как учат уважительное отношение к окружающим людям, не зависимо от состояния их здоровья.

Среди ответов родителей преобладали следующие: стараемся чаще бывать вместе, беседуем, читаем книги, обсуждаем фильмы и телепередачи, воспитываем на своём примере и на примерах известных людей….

Обсуждая вопрос, достаточно ли всего этого для внутреннего роста ребёнка, пришли к выводу, что нам и нашим детям не хватает возможности применить на практике свои знания, полученные из книг и фильмов.

После этого собрания родители стали более активно участвовать в делах класса, на практике показывали своим детям образцы толерантного поведения, закрепляли образец такого поведения в сознании детей.

Вывод: невозможно дать ребёнку готовый образец толерантного поведения. Он формируется в ходе ежедневных тренировок и работы над собой. Нужно создать условия для формирования дошкольников толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями.

Главным и самым весомым результатом реализации толерантности к, детям с ОВЗ явилось то, что дети стали по-другому смотреть на мир. Они начали сами находить добрые дела и стараться осуществлять их.

Игры на развитие толерантности

Цель и задачи: Формирование отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии. Развитие коммуникативных навыков.

Упражнение 1. «Пересядьте те, кто». Все сидят в кругу, в центре один водящий (сначала это педагог-психолог). Один стул убирается, а стоящий в центре круга говорит: «Сейчас пересядут все те, кто.» и задается условие, относящееся к большинству сидящих. Например, пили сегодня кофе, не выспались, ехали в маршрутке, в черной обуви… Все участники, к которым подходит этот признак, должны быстро встать и пересесть на другое освободившееся место. Нельзя оставаться на месте, если это к вам относится, нельзя садиться на места справа и слева. Тот, кто остался без места, становится водящим и задает следующее условие. Условия могут быть продуманы заранее педагогом-психологом и представлены на карточках, предназначенных для ведущего.

Упражнение 2. «Стая». Все встают в круг, педагог-психолог по кругу на ухо каждому говорит, каким он будет животным. Лучше выбирать животных одного вида (например, птицы). Количество животных подбирается в зависимости от числа участников. Хорошо, когда в одной стае три-четыре человека. Далее дается задание для участников: без слов, без звуков все должны сообщить о том, какое они животное и найти свою стаю. Например, педагог-психолог идет по кругу и говорит на ухо участникам: «Ты – утка, ты – курица, ты – орел, а ты – ворона»., а потом сначала: «Утка, курица, орел, ворона». И так до конца круга. Затем дается команда к началу игры. Сначала все собираются в одну стаю. А затем начинают видеть отличия и переходить от одной стаи к другой. Когда все разобрались, то можно спросить, кто есть, кто.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников .

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» Прошло 73 года со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Дошкольники мало знают об этой войне, о ее героях и подвигах.

Патриотическое воспитание дошкольниковПатриотическое воспитание дошкольников 9 мая - Праздник победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 годов. Этот день мы отмечаем как великий праздник - день.

Патриотическое воспитание дошкольников.Патриотическое воспитание дошкольников. .

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания,.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Цель :- расширить представление о растительном и животном мире; - воспитание гуманной, социально активной, творческой личности, способной.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Презентация: "Экологическое воспитание дошкольников" Предлагаю вашему вниманию отчет по самообразованию: "Экологическое воспитание дошкольников".

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Сенсорное воспитание младших дошкольниковСенсорное воспитание младших дошкольников Сенсорное воспитание младших дошкольников (из опыта работы Макаровой А. Г.) Сенсорное воспитание- целенаправленное совершенствование, развитие.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание детей было и остается одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это - сложный педагогический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание толерантности у дошкольников как ключевой компетенции будущего
Опубликовано: 29 января 2020 в 20:12
+170Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 43.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД