МААМ-картинки

Опыт работы педагога-психолога ДОУ

Екатерина Викторовна
Опыт работы педагога-психолога ДОУ

В своей ра-боте я использую следующие программы:

Занятия с детьми 2 – 4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению по про-грамме А. С. Роньжиной.

Система работы по эмоциональному развитию и коррекции поведения. Автор И. А. Пазухина «Давайте поиграем» (тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет).

Н. Ю. Куражева, И. А. Козлова «Приключения будущих первоклассников»

Севостьянова Е. О. Хочу всё знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет.

Коррекционно-развивающая программа для детей 6-7 лет «Грамотейка» и другие.

Публикация «Опыт работы педагога-психолога ДОУ» размещена в разделах

Наше учреждение посещают дети, имеющие различные зрительные патологии и низкую остроту зрения. Эта категория детей имеет свои трудности и особенности в развитии и воспитании.

Зрение - самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи, поэтому глаза ребенка с нарушенным зрением заслуживают исключительного внимания и бережного отношения.

Нарушение зрения в дошкольном возрасте весьма разнообразны по клиническим формам, этиологии, степени выраженности дефекта и структуре нарушенных функций. Основной контингент в МБДОУ «ДСКВ №72» составляют дети с амблиопией и косоглазием. Распространены и такие формы зритель-ной недостаточности, как близорукость, дальнозоркость, близорукий и дальнозоркий астигматизмы.

Цель моей педагогической деятельности с детьми с нарушением зрения – снятие эмоционального напряжения, обеспечение положительного психоэмоционального комфорта детей в группах, а также развитие адаптивных социальных качеств, необходимых для успешного обучения в школе.

Свою педагогическую деятельность строю по направлениям:

1. Диагностическое направление.

2. Коррекционно-развивающее направление.

3. Консультативно-просветительское направление.

4. Организационно-методическое направление.

Я, как педагог-психолог, являюсь частью психологического сопровождения детей с нарушением зрения. Работая в тесной связи с другими специалистами (учитель-дефектолог, логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель) мы добиваемся положительных результатов. Результаты диагностических обследований и намеченный план дальнейшей работы, индивидуальные программы развития обсуждаются всеми специалистами на медико-психолого-педагогических консилиумах.

Основные задачи психологического сопровождения детей с нарушениями зрения:

1. Способствовать гармонизации эмоционального благополучия и психологического здоро-вья детей дошкольного возраста в условиях непрерывного и преемственного процесса обра-зования через систему специальных игр и упражнений.

2. Формирование эмоциональной стабильности, снятие эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста.

3. Создание комфортных условий, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка дошкольника в условиях дошкольного учреждения.

Планирование коррекционно-развивающей деятельности строится на диагностической основе. Проведение диагностики детей с нарушениями зрения требует специальных методик, которых, к сожалению не так много. Поэтому, использую имеющиеся методики для детей без зрительной патологии.

Я работаю со всеми возрастными группами. Вот некоторые диагностики, которые я использую в своей работе.

Младший возраст: Уровень развития восприятия цвета, формы, величины;

и наглядно-дейст. мышл. «Сюжетные картинки»

Средний возраст: «Рисунок человека» (Маховер К.)»; «Рисунок несуществующего животного». Диагностика страхов (Захаров А. И.). «Рисунок семьи». «Два дома» (Вандвик И., Экблад П.)».

Старший возраст: «Лесенка» (5-7 ступеней) (Щюр В, Якобсон С. Г.). «Диагностика само-оценки» (Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн). Опросник «Отношение детей к педагогу». Экспресс-диагностика интеллектуального развития детей в старших группах (Я. Н. Кушнир) и другие.

Диагностику нервно - психического развития провожу по методическому пособию авторов К. Л. Печора, В. Г. Пантюхиной, Л. Г. Голубевой «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях» (М. ,«Просвещение», 1986г).

Ориентируясь на данное пособие, я использую такие методы контроля за нервно-психическим развитием детей:

1. метод опроса матери, изучение истории развития ребенка;

2. метод наблюдения за ребёнком в группе;

3. метод диагностики психического развития ребёнка, с учетом принципа целостного системного изучения.

Результаты диагностики и наблюдений за нервно-психическим развитием детей фикси-руются в индивидуальных картах, для сравнения имеющихся навыков и умений по различным видам деятельности. Для детей, которые показали II или III группы развития, состав-ляю индивидуальные программы развития. Также с детьми раннего возраста я провожу подгрупповые развивающие занятия по программе Роньжиной А. С. Цель этих занятий — по-мощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения; задачи комплексного развития детей:

снятие эмоционального и мышечного напряжения;

снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

развитие навыков взаимодействия дётей друг с другом;

развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Игры, данного цикла занятий вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают по-ложительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстни-ками.

В подготовительных группах провожу диагностику на определение уровня готовности детей 6-7 лет к школьному обучению на начало и конец учебного года. Здесь использую пакет методик для изучения психологической готовности детей к школе. Детей, которые по результатам показали низкий уровень готовности к школе, включаю в индивидуальные и подгрупповые занятия.

Психокоррекционная работа может осуществляться как в форме групповой, так и индивидуальной деятельности. Выбор конкретной формы работы зависит от характера зрения, возраста ребенка, его индивидуальных особенностей.

Особое внимание я уделяю социально-эмоциональному развитию детей с нарушениями зрения. У детей со зрительной патологией наблюдаются, нарушения восприятия окружающей действительности, очень непрочные, расплывчатые представления о мимике, жестах, пантомимике, дети не замечают и не воспринимают эмоциональные состояния собеседника, не могут адекватно выражать свои эмоции.

Поэтому использую программы эмоционального развития детей:

«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» тренинговая программа эмоцио-нального развития дошкольников.

«Давайте жить дружно!» тренинговая программа адаптации детей 4-6 лет к условиям дошкольного учреждения, С. В. Крюкова

Программа по развитию эмоциональной компетентности дошкольников 5-6 лет.

Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Коррекционно- развивающая программа.

Применяю такие формы и методы работы : игровая коррекция (ролевые игры, психогимна-стика); арт-терапия (рисуночная, музыкотерапия); релаксационный тренинг.

Результаты мониторинга показали положительную динамику: снизились признаки эмоционального неблагополучия (агрессивность поведения, плаксивость, капризы, трудно-сти при расставании с родителями, тревожность, замкнутость, застенчивость, дети научились дифференцировать эмоциональное состояние, научились выражать эмоции при помощи мимики и жестов, приобрели опыт эмпатичных коммуникативных взаимодействий.

Опыт моей работы заслушивался на городском методическом объединении педагогов-психологов ДОУ по теме : «Психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска» и детей с ограниченными возможностями». Принимала участие в методическом семинаре «Проект ФГОС дошкольного образования».

Обобщаю и распространяю свой опыт в учреждении :

педагогический совет по теме «Психологический и эмоциональный комфорт на занятиях, как условие развития личности ребёнка»;

семинар-практикум для педагогов по теме «Сотрудничество детей и взрослых через игры. Энергия игр»;

Для родителей провожу групповые консультации-практикумы: «Давайте поиграем», «Играем пальчиками» (средний возраст, «Игра для подготовки к школе» (подготовительная группа); участвую на родительских собраниях в разных возрастных группах:«Годы чудес», «Формула готовности к школе» и т. д. ; разработала серию памяток для родителей «Первый раз…в детский сад», «Психологические особенности детей раннего возраста», «Как общать-ся с детьми раннего возраста». В родительских уголках помещаю актуальную информацию для родителей:

«Значение эмоций»

«Вот уже в школу пора»

«Детские страхи»

«Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников» (практические рекомендации воспитателям)

«Кризис 3 лет»

«Маленькая сирена»

Серия консультаций «Что делать, если… …»

«Стеснительные и замкнутые».

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

Фотоотчет индивидуальной работы педагога-психолога с ребенком «Кукла Даша подруге»Фотоотчет индивидуальной работы педагога-психолога с ребенком «Кукла Даша подруге» Фотоотчет индивидуальной работы педагога - психолога с ребенком «Кукла Даша подруге» Педагог заносит куколку -оберег. -Добрый день, меня.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Инновационный опыт педагога-психолога ДОУ «Коррекционные занятия со старшими дошкольниками по подготовке к обучению в школе» Тема: «Коррекционно – развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению в школе» Актуальность и перспективность:.

Опыт применения набора Фроссия в ходе коррекционно-развивающей работы педагога-психологаОпыт применения набора Фроссия в ходе коррекционно-развивающей работы педагога-психолога В своей работе педагога - психолога я использую набор ФРОССИЯ. Это мобильный маневренный чудо-комод на колесиках, который в течение дня.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Опыт работы «Самообразование педагога в условиях ФГОС» Уважаемые коллеги! На сегодняшний день самообразование педагога является немаловажной темой для обсуждения. Сегодня мне хотелось поделиться.

Консультация педагога-психолога «Позитивная психология» Что вы думаете о счастье? Как вы считаете, что делает нас счастливыми? Вероятно, первый ответ, который пришёл вам в голову - “деньги”. Однако.

Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Один психолог сказала на своей встрече однажды.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы педагога-психолога ДОУ
Опубликовано: 8 июля 2022 в 17:11
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД