Татьяна Скрягина
Информационно-практическое занятие для родителей «Этапы большого пути — начало самостоятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-практическое занятие для родителей.
Тема: «Этапы большого пути :
начало самостоятельности»
Ведущие: педагог-психолог, старший воспитатель, воспитатель группы.
Участники: родители детей младшей группы, помощник воспитателя и дети.
Место проведения – музыкальный зал.
Цели:
-мотивация родителей к реализации проекта «Мама, давай Я сам?»
Публикация «Информационно-практическое занятие для родителей „Этапы большого пути — начало самостоятельности“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
-объединение усилий взрослых для развития самостоятельности (навыков самообслуживания) у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- создать атмосферу доверия и сотрудничества для успешного психолого – педагогического просвещения родителей;
- помочь родителям в осознании своей роли в развитии самостоятельности у детей;
- организовать объединение родителей и педагогов для решения задачи развития навыков самообслуживания у детей.
Ход ЗАСЕДАНИЯ:
Организационный момент: регистрация участников, просмотр видиофрагментов «навыки самообслуживания в 1-м полугодии (еда, одевание).
Вводная часть. Приветствие. Упражнение – «Бегущие огни»
Участники сидят в кругу. Один из участников - говорит своему соседу какую–либо короткую приветственную фразу, например, «Добрый вечер». Сосед должен как можно скорее встать и повторить эту фразу и снова сесть. Следующий сосед должен сделать то же самое и волна «вставаний» и повторений бежит по кругу. Выполните это задание с максимально возможной скоростью. Когда волна проходит круг, добавляется еще один элемент. Этот элемент может быть вербальным или невербальным (хлопок, «Добрый вечер» и т. д.). Теперь все участники должны выполнять именно этот комплекс, а затем очередной участник добавляет еще что-нибудь и так далее. (2-3 круга).
Участникам объявляется тема заседания, цели и задачи. Сегодня в нашей группе 1-е занятие для родителей по проекту «Мама, давай Я сам?», который направлен на формирование навыков самообслуживания у детей младшей группы, как первой ступеньки в развитии самостоятельности ребенка.
В ходе проекта мы планируем найти ответы на вопросы:
-Нужна ли нам самостоятельность наших детей?
-Когда можно начинать ее формировать?
-От чего зависит - вырастет ли ребенок самостоятельным или нет?
-Кризис трех лет (капризы и упрямство) – как его пережить родителям?
Игра «Поменяйтесь местами те, кто…»
Цель - объединение участников в команду.
Ход игры: участникам сообщается, что игра на внимание, если они услышат что-то про себя - им надо сменить место, встав на то, которое освободилось.
Далее предлагают меняться местами тем, кто:
- ехал в д/с 1час и более
- кто устал на работе
- у кого есть сын
- у кого только дочь
- кто дома успевает играть с ребенком
- кто остается спокойным, когда у ребенка истерика
- кто никогда не кричит на своего ребенка
- кто хочет, чтобы ребенок поскорее стал большим и самостоятельным
Игра «Топаем и хлопаем»
Цель-включение участников в работу.
Ход игры: участникам предлагается – хлопать если ребенок умеет делать то, что читает ведущий. И участник – топает, если не умеет.
- Мыть руки, засучивая рукава и правильно пользоваться мылом;
-мыть лицо, не разбрызгивая воду и не мочить одежду;
-сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место
- Одеваться и раздеваться в определенной последовательности
- одежду складывать, вешать
- расстегивать, застегивать большие пуговицы
- Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому
- Своевременно пользоваться носовым платком
- Своевременно пользоваться туалетом.
- Пить из чашки
- есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом
- Правильно пользоваться ложкой,
- пользоваться вилкой,
- пользоваться салфеткой
- Убирать игрушки в определенное место.
Работа в малых группах - участники делятся на три группы, каждой группе необходимо ответить на вопрос:
1 группа - Нужно ли мне чтобы мой ребенок был самостоятельным?
Предполагаемые ответы:
№ ребенок самостоятельный и это хорошо, потому что… ребенок самостоятельный и это плохо, потому что…
1 У родителей появляется время для себя, (вспомню, что я женщина (мужчина, подруга, дочь, работник и т. д. и займусь чем-то интересным) Долго (занимает много времени)
2 Не буду бояться отдавать в д/с, оставлять ребенка с другими взрослыми, (все умеет, не очень затруднит) Не аккуратно, не красиво (оденется, поест и т. д.)
3 Развивается хорошо, по возрасту
Целеустремленный, инициативный Не только сам что будет делать, но и будет иметь свое мнение
(отличное от моего) и мне трудно будет с ним договориться
4 Интересен в роли партнера Не будет нуждаться в родителях
5 Уверен в себе, с хорошей самооценкой Не будет возможности его лишний раз потискать ребенка, показать как я его люблю
6 Нет проблем в общении с сверстниками, с взрослыми У меня будет много страхов и тревог за него, а со мной он в безопасности
2 группа - Почему взрослым не просто формировать самостоятельность у детей?
Предполагаемые ответы:
Разные стартовые возможности (здоровье, темперамент, развитие медленное или ускоренное и т. п.)
Мне трудно договориться, много взрослых окружают ребенка (с папой, бабушкой, дедушкой и т. д., чтобы были одинаковые требования, воспитательные приемы.
Мне никто не помогает, я все сама
Я (взрослый) сделаю быстрее,
Мне нет времени ждать (я очень занят, много работы)
Тебе надо успеть на все кружки (много чего хочется, чтобы ты умел)
Я (взрослый) сделаю лучше, аккуратнее, более красиво.
Какой я родитель :
я такой, как мои родители или ровно наоборот
я тревожный, много чего боюсь
у меня много амбиций
я хочу быть «главным»
я хочу быть «другом»
умею хвалить и поддерживать или нет
3 группа - Что делать родителю, чтобы у ребенка формировалась самостоятельность?
Предполагаемые ответы:
Помнить, что это естественный процесс и он конечен
Я наберусь терпения, вооружусь необходимыми приемами (обращюсь к специалистам).
Я понимаю что, мир взрослых = миру детей (играть, общаться, удовлетворять физический дискомфорт)
Ставить цель – ребенок самостоятельный
Я уважаю ребенка (его мнение, его старания, его чувства и т. д.)
Я строю партнерские отношения
Я внимателен к ребенку (знаю, что он может сам, что ему еще не по силам;
Я умею внимательно и терпеливо слушать ребенка
Я ценю усилия моего ребенка
Я считаюсь с мнением моего ребенка
Я принимаю чувства моего ребенка и + и -
Я присаживаюсь к ребенку, когда разговариваю с ним или помогаю ему.
Мини-лекция «Кризис трех лет»
К трем годам заканчивается процесс «слияния» с матерью, резко возрастает стремление к независимости от взрослого, изменяется поведение. Один из наиболее трудных периодов в жизни ребенка.
Основные проявления:
- негативизм, отказ делать то, что просят (Баба – яга всегда против)
- упрямство и строптивость. Недовольство всем что предлагается, категоричное настаивание на своем
- своеволие хочет делать все сам, даже то, что не в состоянии
- обесценивание того, что раньше было привычно, интересно, дорого
-протест-бунт, истерики, деспотизм – частые ссоры с родителями, диктует как надо.
За этим поведением скрывается потребность в признании и самореализации. Ребенок начинает осознавать себя как личность – отдельная от других, имеющая право на свое «Хочу», право заявлять о себе. Это важный момент становления воли, формирование волевых качеств – произвольность поведения (предполагающая удерживать цель и планировать свои действия, целеустремленности. Ребенок в этом возрасте исследует свои границы и способен понимать про границы других людей. Сколько давать свободы? Чем больше, тем лучше. Парадокс в том что, чем больше свободы, тем меньше конфликтов, истерик, проблем.
Вопрос- ответ. Кому легче предоставить свободу для ребенка воспитателю или родителю?
Портфолио для моего ребенка (решить – надо или нет, по желанию, в одинаковых папках или в разных, когда)
Практическая часть.
Родителей необходимо подготовить к играм с детьми. Им предлагается не просто поиграть, но главное получить опыт игры со своим ребенком
- внимательно присматриваться к ребенку (приятно-не приятно, хочет –не хочет, нравится – не очень)
- спрашивать чего хочет ребенок?
- давать ребенку свободу;
- быть с ним эмоционально, в контакте (сосредоточится на ребенке)
- быть естественным, спонтанным
Иры с детьми
Логоритмические игры:
Игра 1 – «Мышка и часы» - цель переключение внимания
Игра 2 – «Носиками помотаем»- цель формирование схемы тела
Игра 3 – «У жирафа пятна» - цель тактильный контакт с родителями
Творческая игра – Портрет в полный рост. Цель – поддержка ребенка в творческом проявлении, признание его свободы выражения, желаний, чувств, его самостоятельности.
Вопросы:
Детям - понравилось ли вам играть с родителями?
Родителям - понравилось ли играть с детьми? А замечаете ли вы как выросли ваши дети? Как много они уже умеют делать сами?
Раздача памяток с играми и советами.