Овчинникова Марина
Информационно-творческий проект в старшей группе «Алтайская зимовка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение МАДОУ №265 г. Барнаул
Автор: Воспитатель Овчинникова Марина Григорьевна
Вид проекта : групповой, информационно- творческий
По сроку реализации: краткосрочный (2 недели)
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель, родители.
Сроки реализации: 19.12.22 – 30.12.22
Публикация «Информационно-творческий проект в старшей группе „Алтайская зимовка“» размещена в разделах
- Алтайский край
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2023
Зима –это сказочное и волшебное время года. Природа творит добро, и человек должен платить тем же, жить по законам природы. Нам нужно беречь свой край, свой дом, свою улицу, на которой мы живем. Алтай зимой прекрасен : среди белоснежных гор плещутся незамерзающие озера и реки, долины и леса покрываются серебристым инеем и становятся сказочно красивыми.
Предлагаем вам прогуляться по просторам зимнего Алтайского края. Хотим показать вам наши родные, зимние чудеса. Здесь растут единственные на всей территории России ленточные леса. Зайдёшь в такой лес и очутишься в сказке. Наш лес приготовился к встрече Нового года. Все ёлочки в нарядных платьях. Каждая из них привлекает к себе внимание. Дышим зимним сосновым воздухом, любуемся красотой зимнего Алтайского леса.
Ещё одно чудо есть в Алтайском крае. В Советском районе на озере «Светлое» с приходом зимы начинаются настоящие белоснежные чудеса. Сюда прилетают на зимовку лебеди. Лебединое озеро – это один из самых посещаемый зимой водоемов, где зимуют исчезающий вид птиц под названием лебеди-кликуны. К грациозным птицам исторически сложилось особое отношение. Лебеди служат символами вечной любви, красоты, величия и благородства души. Поэтому Алтайцы называют его озером верности и любви, а также его именуют как «Светлое озеро». Ежегодно зимой сюда прилетает более 400 лебедей, на которых можно полюбоваться с оборудованных смотровых площадок. На территории России находится всего 2 места зимовки этих уникальных птиц и это одно из них. На озере, не замерзающем даже в сильный мороз, зимуют сотни лебедей. У них кипит жизнь, за которой интересно наблюдать со стороны. В заказнике птицы чувствуют себя совершенно свободно, есть ощущение прикосновения к дикой природе. Люди со всей России приезжают и влюбляются в Алтай.
Мы решили соединить зимние чудеса Алтайского края с Новогодним волшебством, тем самым вызвали большой интерес у детей к родному краю. Посмотрите, что у нас получилось.
Актуальность проекта
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится такое понятие, как экологическая культура. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
Проблема
Представления дошкольников о родном Алтайском крае формируются на основе знаний, которые они получают в детстве. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с его природой, животным и растительным миром. Нельзя говорить о воспитании любви к природе без сообщения детям определенных знаний о ней. Поэтому, чтобы воспитать в детях любовь к своему краю, необходимо им дать знания о животных, живущих на территории Алтайского края, заповедниках и заказниках для них. Успеха в этой работе можно достичь только, если сам воспитатель будет знать историю жизни родного края и любить свой край. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.
Родители имеют недостаточно знаний об уникальности края, в котором они живут, о животных, которые находятся на грани исчезновения, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для данного проекта, но и для общества в целом. Воспитание экологической культуры у дошкольников имеет актуальное значение. Решение данной проблемы мы нашли в реализации проекта : «Алтайская зимовка».
Гипотеза
Дети дошкольного возраста будут более осознанно и бережно относиться к природе, к диким животным Алтайского края, если педагог создаст условия, обеспечивающие совместное изучение проблемы и обогащение представлений о ценности уникальной природы Алтайского края и его обитателей, диких животных.
Новизна проекта
Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является - макетирование. Его применение открывает ряд дополнительных возможностей работы с детьми. Поэтому, в работе по экологическому воспитанию мы использовали метод макетирования для "погружения" детей в удивительное царство природы зимой. В играх с макетами дети обозначают конкретную цель, самостоятельно дополняют их по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. Играя с макетами. Ребенок создает воображаемую ситуацию, играет одну или несколько ролей. Моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме.
Проект реализуется с использованием принципа интеграции, способствующего: у детей старшего дошкольного возраста пробуждению и развитию познавательного интереса и активности (актуализируют опыт реальной жизни); творческих возможностей (сочиняют, фантазируют, думают); коммуникативных умений (общаются и высказывает свою мысль); игровых замыслов.
Цель проекта : Расширить и систематизировать экологические представления у детей о природе Алтайского края в зимний период.
Задачи:
- Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире Алтайского края.
- Создать условия для понимания понятия- экологическая культура.
- Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
- Помочь почувствовать красоту зимней природы Алтайского края.
- Воспитывать у детей эмоциональное состояние, гордость за родные места, желание охранять свой край, гордиться его красотой;
- Привлечь внимания взрослых к проблеме охраны природы родного края, побуждая желание родителей и детей побывать в заповедных местах.
- Обеспечить совместное с взрослым вариативное обыгрывание макета в стиле партнерского взаимодействия и для свободной детской активности.
Предполагаемые результаты
Становление у детей целостного представления о красоте природы и о жизни диких животных Алтайского края в зимний период.
Расширение знаний о растительном и животном мире нашего края;
Обогащение речевого активного словаря участников проекта
Повышение педагогической компетенции родителей по экологическому воспитанию.
Создание предметно-развивающей среды в группе.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
Разработка проекта.
Постановка цели и задачи.
Подбор информационного материала по теме (стихи, приметы, иллюстрации, художественная литература).
Подбор материала для изготовления макетов, животных.
II этап – основной (практический) :
Беседы на темы: «Что такое природа?», «Деревья нашего края», «Лес и наше здоровье», «Алтайские зимние чудеса», «Озеро «Светлое» с лебедями зимой»
Чтение произведений: А. Яшина «Покормите птиц зимой», В. Степанов «Животные наших лесов».
Загадывание загадок: о птицах, о диких животных, о деревьях, о природе зимой.
Дидактические игры: «Природа – не природа», «Кто в домике живет?», «Найди перелетных и зимующих птиц», «Найди по описанию», «Найди, кого назову».
Пальчиковые игры: «Дикие животные», «Зима».
Игры на развитие дыхания: «Чья снежинка улетит дальше?».
Подвижные игры: «Лиса и зайцы», «Белка».
Творческая деятельность: рисование «Берегите природу», Лепка «Животные, которые живут в лесах Алтайского края».
Экспериментальная деятельность: сравнение еловых и сосновых шишек.
Акции: «Живая елочка – зеленая иголочка».
Игры с зимними макетами «Зимний Алтайский лес с его жителями», «Алтайское лебединое озеро».
Экологическое развлечение: «Лесная прогулка».
Взаимодействие с семьей: Совместное изготовление родителей и детей ёлочек для игры импровизации «Зимний лес Алтайского края».
Оформление макета с лебедями для игры «Незамерзающее озеро «Светлое»»
Найти и выучить стихи: о любимом дереве родного края; о любимом диком животном Алтайского края; о любимой птице родного края.
Заключение
Во время реализации проекта, у наших ребята расширились представления о зиме (состояние погоды, характерные осадки, особенности жизни диких животных и птиц в зимний период, они научились понимать красоту природы Алтайского края, высказанную словами. Научились сопереживать «братьям нашим меньшим», стали более чуткими и внимательными к зимующим птицам и животным, у ребят стала более развита познавательная активность их творческие способности, воображение, логическое мышление, умение замечать изменения в природе. Мы создали условия для творческой деятельности дошкольников, способствовали их эстетическому развитию и поддержанию эмоционального благополучия, а также создали условия для реализации образовательного потенциала воспитанников через наглядность.
Продукты проекта
Макет для игровой деятельности детей «Лебединое озеро на Алтае»;
Макет для игр импровизаций «Зимний Алтайский ленточный лес».
Совместная с родителями выставка «Ёлочек», «Лебедей»
Подведение итогов
В заключении хотим сказать, работая над проектом мы заметили у детей появилось эмоционально-положительное отношение к родной природе, они хорошо ориентируются в мире животных и растениях, овладели некоторыми правилами поведения в природе. Дети проявляет любознательность и интерес по отношению к родной природе, их интересует, почему природа родного края устроена, именно так, дети стали обращать внимание на эстетическую среду природы. С удовольствием включаются в проектную деятельность, связанную с познанием родной природы. Отражают свои впечатления о родной природе в предпочитаемой деятельности: рассказывают, изображают, воплощают образы в играх, разворачивают сюжет и т. д. В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Данная работа над проектом нашла горячий отклик со стороны родителей. Родители активно включились в воспитание у детей любви к природе родного края. Вместе с детьми обобщали и уточняли свои знания. Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.