Светлана Бычкова
Информационные технологии и их роль в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является первым уровнем образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования делает акцент на необходимость повышения эффективности качества обучения, обеспечения мотивов познавательной деятельности детей за счёт введения информационных технологий в образовательный процесс. Профессор С. Пейперт пришёл к выводу, что ребёнок развивается, если имеет условия для креативной деятельности, при этом качество усвоения материала зависит не столько от способностей ребёнка, сколько от организации процесса обучения.
Публикация «Информационные технологии и их роль в дошкольном образовании» размещена в разделах
Ряд учё ных: Д. Б. Богоявленская, А. В. Запорожец, С. Л. Новосёлова считают, что информационные технологии являются мощным фактором интеллектуального, нравственного, эстетического и творческого развития ребёнка, приобщают его к миру информационной культуры. По результатам исследований Е. И. Машбиц они способны усилить мотивацию учения. Взгляды учёных сводятся к тому, что информационные технологии выступают в качестве средства обучения и воспитания, направлены на личностно-ориентированное развитие всех участников процесса.
Интерес детей старшего дошкольного возраста к информационным технологиям характеризуется рядом преимуществ – фактор привлекательности, новизна. Информационные технологии притягивают внимание детей движением, звуком, мультипликацией. Ярко, образно, преподносят материал в игровой форме, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста. Способствуют развитию исследовательских способностей, познавательной активности.
Дети могут удовлетворить естественное любопытство, характерное для данного возраста, так как развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей.
Однако, на сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Отмечается необходимость осуществления исследований в области применения педагогических возможностей информационных технологий в образовании.
Использование информационных технологий открывает возможности для широкого внедрения в практику новых методов, направленных на интенсификацию воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. Использование информационных технологий в современном дошкольном образовании позволит достичь одной из целей, которую ставит перед педагогами «Концепция модернизации образования» – подготовка разносторонне развитой личности.
Информатизация дошкольного образования – процесс объективный и неизбежный. Она ориентирована на создание оптимальных условий для использования информационных ресурсов и технологий в ходе взаимодействия субъектов педагогической деятельности.
Таким образом, информационные технологии призваны стать не дополнительным средством в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.