Музейная педагогика в дошкольном образовании в условиях ФГОС

Светлана Ситкина
Музейная педагогика в дошкольном образовании в условиях ФГОС

Музейная педагогика в дошкольном образовании в условиях ФГОС.

1 слайд: Последние времена – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. И на помощь нам приходит музейная педагогика.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации.

Слово "музей" происходит от греческого слова museion и латинского museum - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей- учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.

ФГОС дошкольного образования – совокупность требований, в том числе к развивающей предметно – пространственной среде. А развивающая среда – одно из условий успешного развития детей дошкольного возраста. Условий для патриотического и духовно - нравственного воспитания сейчас очень мало, поэтому в нашем образовательном учреждении педагоги пришли к выводу, что их нужно попытаться создать самим. Как говорил К. Д.Ушинский: «Создай раньше материал нравственности, а потом ее правила». Вот мы и создали этот материал в своем дошкольном учреждении музей.

2 слайд: Целью музейной педагогики является приобщение дошкольников к основам музейной культуры, творческое развитие личности через вовлечение детей в активный исследовательский поиск и формирование познавательных потребностей.

3 слайд: Мини-музей в ДОУ способствует полноценному развитию воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей; служит воспитанию гражданственности и духовности дошкольников. На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к традициям, в которых народ сохранил все ценное, что было в прошлом.

Актуальность музейной педагогики обоснованна на сегодняшний день как никогда, когда наши ближние и дальние зарубежные партнеры пытаются исказить и даже переписать историю нашей страны, что очень четко и явно выражалось еще при подготовке празднования 70-летия Великой Победы в ВОВ.

4 слайд: Задачи музейной педагогики:

Знакомить детей с историей, культурой России.

Воспитывать интерес к народным промыслам, традициям к быту русского народа, любовь к родной природе.

Знакомить с русским народным фольклором.

Развивать речь, воображение, художественный вкус, моторику рук,

Формировать представление об историческом времени, связи со своими предками

Привлечь внимание детей и родителей к истории нашей страны, края, села.

5 слайд: Наш музей, который мы создали в своем образовательном учреждении представляет собой экспозицию русского быта, но если присмотреться, то можно вычленить отдельные экспозиции.

6 слайд: Экспозиция русской игрушки.

7 слайд: Экспозиция музыкального инструмента.

8 слайд: Экспозиция посуды и утвари.

9 слайд: Экспозиция русского костюма.

10 слайд: Экспозиция, посвященная 70-летию Великой Победы в ВОВ.

11 слайд: Сейчас я вам расскажу какую работу мы проводим в нашем музее. Как говорилось ранее, в музее деятельность детей, как совместная со взрослыми, так и самостоятельная должна быть разнообразной. В том числе и проектная. Здесь вы видите проекты, которые были реализованы в нашем музее, основным из них является «Народные истоки», который реализуется с 2012г. и в рамках которого родились новые. Как видим они разнообразны: и по работе с семьей, и по народным промыслам, по изобразительному и устному народному творчеству. Исходя из всех этих проектов сейчас родился новый проект «Кукла в народном костюме», позволяющий ознакомить детей с историей родного края, но о нем позже.

12 слайд: Раз мы заговорили о деятельности, то это в первую очередь конечно же организованная образовательная деятельность.

13 слайд: Это подвижные игры.

14 слайд: Экскурсии, которые проводят сами ребята. Кроме того в нашем музее есть не только экскурсоводы, но и старшие и младшие научные сотрудники, которые занимаются изучением истории того или иного музейного экспоната, и руководители, работа в музее носит исследовательский характер.

15 слайд: Праздники и развлечения – это не только форма деятельности, но иногда и результат музейной педагогики, как презентация того или иного проекта.

16 слайд: Конкурсное движение – это традиция нашего ДОУ. В конкурсах у нас принимают участие не только педагоги и воспитанники, но и их родители. Традиционными стали ежегодные конкурсы «Милая сторонушка», акция «Преданья старины глубокой», которая проводится в ноябре в Дни Российской культуры, конкурс «Музыкальных дел мастера». Участвуем в конкурсах муниципального значения «Край родной летом и зимой, осенью, весной», а в этом году приняли участие в региональном этапе международного конкурса «Красота Божьего мира». Некоторые работы с конкурсов занимают место экспонатов в нашем музее.

17 слайд: Ну, а теперь о проекте «Кукла в народном костюме».Целью проекта является: формирование интереса к русской народной культуре на основе ознакомления с народной куклой, бытом и традициями русского народа. Задачи,решаемые для достижения этой цели: развитие интереса и воспитание уважения к русской народной культуре; развитие художественного вкуса, эстетического восприятия, творчества; расширение словарного запаса средствами устного народного творчества; формирование знания о народной кукле, расширение кругозора об её использовании в быту и обрядах, обучение изготовления куклы своими руками; привлечение родителей и социума в процесс ознакомления с народным творчеством.

18 слайд: Реализация проекта осуществляется поэтапно. Здесь вы видите мероприятия организационного этапа (красным, деятельностного (основного - синим) и обобщающего (заключительного – зеленым). Должна сказать, что в реализацию этого проекта мы включаем все существующие в музее экспозиции, т. к. в нашем краю есть свои игрушки (с. Объедово – матрешки, музыкальные инструменты (г. Шуя – гармоника, художественное творчество (г. Палех и Холуй – роспись, иконопись и лаковая миниатюра) и костюм (г. Иваново – ткань Александровка, ювелирные украшения (г. Приволжск). Включаются в проект традиционные блюда, которые готовили в нашем краю, игры, в которые играли и конечно же традиционные праздники.

19 слайд: Здесь вы видите результат уже начатой работы над проектом – выставка кукол в музее.

20 слайд: Это мастер-классы, которые предваряли создание выставок.

21 слайд: И кружковая деятельность, которая ведется у нас не только с детьми, но и с родителями. Этот кружок единственный в нашем районе, существующий как одна из форм работы с родителями.

22 слайд:Ожидаемым результатом проекта являются: Обогащение и активизация речи, расширение представления об окружающем мире, формирование первоначальных навыков изготовления народных кукол, развитие мелкой моторики рук, формирование интереса и воспитание уважения к русской народной культуре.

Наши воспитанники, используя опыт работы в музее, стали более социализированы, имеют чувство сопричастности к своей семье, малой Родине, государству, а также чувство гордости за свою страну, чувство патриотизма.

Публикации по теме:

ФГОС в дошкольном образовании. Совместная деятельность по лепке из глины «Уточка»  (вторая младшая группа) .

Повышение компетентности педагога в условиях введения ФГОС в дошкольном образовании. Методическое объединение воспитателей Тема: Повышение компетентности педагога в условиях введения ФГОС в дошкольном образовании. Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности.

Музейная педагогика Музейная педагогика Воспитатель Паташова Н. А. «Включение музея в общеобразовательный процесс способствует формированию психологической.

Музейная педагогика как средство познавательно-речевого развития дошкольников Музейная педагогика как средство познавательно – речевого развития дошкольников Составила: воспитатель Аникина Анастасия Александровна.

Музейная педагогика в детском садуМузейная педагогика в детском саду Музейная педагогика - инновационная педагогическая технология. Музейная педагогика - научно-практическая дисциплина на стыке музееведения,.

Музейная педагогика в детском саду (опыт работы)Музейная педагогика в детском саду (опыт работы) История изготовления новогодних игрушек уходит своими корнями во времена царствования Николая I. Их выпекали из песочного теста, украшали,.

Музейная педагогика в области физического развития детей дошкольного возраста На сегодняшний день основной целью физического воспитания на любом этапе онтогенеза является формирование физической культуры личности.

Неделя театра в дошкольном образовании. ФотоотчетНеделя театра в дошкольном образовании. Фотоотчет Приближается Международный день театра. В нашей гимназии в преддверии этого праздника была проведена неделя театра. Свои постановки.

Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании. Неоспоримо, что основная задача Дошкольного образования - подготовить.

Информационные технологии в современном дошкольном образовании Профессиональная деятельность специалистов сегодня все в большей и большей степени зависит от их способности к саморазвитию и самообразованию,.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Музейная педагогика в дошкольном образовании в условиях ФГОС
Опубликовано: 16 июня 2016 в 16:39
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 августа. Праздник ложки на МААМ

Ложка – это очень важный предмет в нашей жизни, без которого никто просто не может обойтись. За завтраком, обедом и ужином мы берём в руки ложки, совершенно не задумываясь о том, когда впервые появилась...

5 августа. День глины на МААМ

Горной породе и поделочному материалу с удивительными свойствами посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям о чудесах глины и...


Горячие темочки