Папки-передвижки

Музейная педагогика в дошкольном образовании в условиях ФГОС

Светлана Ситкина
Музейная педагогика в дошкольном образовании в условиях ФГОС

Музейная педагогика в дошкольном образовании в условиях ФГОС.

1 слайд: Последние времена – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. И на помощь нам приходит музейная педагогика.

Публикация «Музейная педагогика в дошкольном образовании в условиях ФГОС» размещена в разделах

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации.

Слово "музей" происходит от греческого слова museion и латинского museum - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей- учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.

ФГОС дошкольного образования – совокупность требований, в том числе к развивающей предметно – пространственной среде. А развивающая среда – одно из условий успешного развития детей дошкольного возраста. Условий для патриотического и духовно - нравственного воспитания сейчас очень мало, поэтому в нашем образовательном учреждении педагоги пришли к выводу, что их нужно попытаться создать самим. Как говорил К. Д. Ушинский: «Создай раньше материал нравственности, а потом ее правила». Вот мы и создали этот материал в своем дошкольном учреждении музей.

2 слайд: Целью музейной педагогики является приобщение дошкольников к основам музейной культуры, творческое развитие личности через вовлечение детей в активный исследовательский поиск и формирование познавательных потребностей.

3 слайд: Мини-музей в ДОУ способствует полноценному развитию воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей; служит воспитанию гражданственности и духовности дошкольников. На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к традициям, в которых народ сохранил все ценное, что было в прошлом.

Актуальность музейной педагогики обоснованна на сегодняшний день как никогда, когда наши ближние и дальние зарубежные партнеры пытаются исказить и даже переписать историю нашей страны, что очень четко и явно выражалось еще при подготовке празднования 70-летия Великой Победы в ВОВ.

4 слайд: Задачи музейной педагогики :

Знакомить детей с историей, культурой России.

Воспитывать интерес к народным промыслам, традициям к быту русского народа, любовь к родной природе.

Знакомить с русским народным фольклором.

Развивать речь, воображение, художественный вкус, моторику рук,

Формировать представление об историческом времени, связи со своими предками

Привлечь внимание детей и родителей к истории нашей страны, края, села.

5 слайд: Наш музей, который мы создали в своем образовательном учреждении представляет собой экспозицию русского быта, но если присмотреться, то можно вычленить отдельные экспозиции.

6 слайд: Экспозиция русской игрушки.

7 слайд: Экспозиция музыкального инструмента.

8 слайд: Экспозиция посуды и утвари.

9 слайд: Экспозиция русского костюма.

10 слайд: Экспозиция, посвященная 70-летию Великой Победы в ВОВ.

11 слайд: Сейчас я вам расскажу какую работу мы проводим в нашем музее. Как говорилось ранее, в музее деятельность детей, как совместная со взрослыми, так и самостоятельная должна быть разнообразной. В том числе и проектная. Здесь вы видите проекты, которые были реализованы в нашем музее, основным из них является «Народные истоки», который реализуется с 2012г. и в рамках которого родились новые. Как видим они разнообразны : и по работе с семьей, и по народным промыслам, по изобразительному и устному народному творчеству. Исходя из всех этих проектов сейчас родился новый проект «Кукла в народном костюме», позволяющий ознакомить детей с историей родного края, но о нем позже.

12 слайд: Раз мы заговорили о деятельности, то это в первую очередь конечно же организованная образовательная деятельность.

13 слайд: Это подвижные игры.

14 слайд: Экскурсии, которые проводят сами ребята. Кроме того в нашем музее есть не только экскурсоводы, но и старшие и младшие научные сотрудники, которые занимаются изучением истории того или иного музейного экспоната, и руководители, работа в музее носит исследовательский характер.

15 слайд: Праздники и развлечения – это не только форма деятельности, но иногда и результат музейной педагогики, как презентация того или иного проекта.

16 слайд: Конкурсное движение – это традиция нашего ДОУ. В конкурсах у нас принимают участие не только педагоги и воспитанники, но и их родители. Традиционными стали ежегодные конкурсы «Милая сторонушка», акция «Преданья старины глубокой», которая проводится в ноябре в Дни Российской культуры, конкурс «Музыкальных дел мастера». Участвуем в конкурсах муниципального значения «Край родной летом и зимой, осенью, весной», а в этом году приняли участие в региональном этапе международного конкурса «Красота Божьего мира». Некоторые работы с конкурсов занимают место экспонатов в нашем музее.

17 слайд: Ну, а теперь о проекте «Кукла в народном костюме». Целью проекта является: формирование интереса к русской народной культуре на основе ознакомления с народной куклой, бытом и традициями русского народа. Задачи, решаемые для достижения этой цели: развитие интереса и воспитание уважения к русской народной культуре; развитие художественного вкуса, эстетического восприятия, творчества; расширение словарного запаса средствами устного народного творчества; формирование знания о народной кукле, расширение кругозора об её использовании в быту и обрядах, обучение изготовления куклы своими руками; привлечение родителей и социума в процесс ознакомления с народным творчеством.

18 слайд: Реализация проекта осуществляется поэтапно. Здесь вы видите мероприятия организационного этапа (красным, деятельностного (основного - синим) и обобщающего (заключительного – зеленым). Должна сказать, что в реализацию этого проекта мы включаем все существующие в музее экспозиции, т. к. в нашем краю есть свои игрушки (с. Объедово – матрешки, музыкальные инструменты (г. Шуя – гармоника, художественное творчество (г. Палех и Холуй – роспись, иконопись и лаковая миниатюра) и костюм (г. Иваново – ткань Александровка, ювелирные украшения (г. Приволжск). Включаются в проект традиционные блюда, которые готовили в нашем краю, игры, в которые играли и конечно же традиционные праздники.

19 слайд: Здесь вы видите результат уже начатой работы над проектом – выставка кукол в музее.

20 слайд: Это мастер-классы, которые предваряли создание выставок.

21 слайд: И кружковая деятельность, которая ведется у нас не только с детьми, но и с родителями. Этот кружок единственный в нашем районе, существующий как одна из форм работы с родителями.

22 слайд: Ожидаемым результатом проекта являются: Обогащение и активизация речи, расширение представления об окружающем мире, формирование первоначальных навыков изготовления народных кукол, развитие мелкой моторики рук, формирование интереса и воспитание уважения к русской народной культуре.

Наши воспитанники, используя опыт работы в музее, стали более социализированы, имеют чувство сопричастности к своей семье, малой Родине, государству, а также чувство гордости за свою страну, чувство патриотизма.

Публикации по теме:

ФГОС в дошкольном образовании. Совместная деятельность по лепке из глины «Уточка»  (вторая младшая группа) .

Повышение компетентности педагога в условиях введения ФГОС в дошкольном образовании. Методическое объединение воспитателей Тема: Повышение компетентности педагога в условиях введения ФГОС в дошкольном образовании. Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности.

Музейная педагогика Музейная педагогика Воспитатель Паташова Н. А. «Включение музея в общеобразовательный процесс способствует формированию психологической.

Музейная педагогика как средство познавательно-речевого развития дошкольников Музейная педагогика как средство познавательно – речевого развития дошкольников Составила: воспитатель Аникина Анастасия Александровна.

Музейная педагогика в детском садуМузейная педагогика в детском саду Музейная педагогика - инновационная педагогическая технология. Музейная педагогика - научно-практическая дисциплина на стыке музееведения,.

Музейная педагогика в детском саду (опыт работы)Музейная педагогика в детском саду (опыт работы) История изготовления новогодних игрушек уходит своими корнями во времена царствования Николая I. Их выпекали из песочного теста, украшали,.

Музейная педагогика в области физического развития детей дошкольного возраста На сегодняшний день основной целью физического воспитания на любом этапе онтогенеза является формирование физической культуры личности.

Неделя театра в дошкольном образовании. ФотоотчетНеделя театра в дошкольном образовании. Фотоотчет Приближается Международный день театра. В нашей гимназии в преддверии этого праздника была проведена неделя театра. Свои постановки.

Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании. Неоспоримо, что основная задача Дошкольного образования - подготовить.

Информационные технологии в современном дошкольном образовании Профессиональная деятельность специалистов сегодня все в большей и большей степени зависит от их способности к саморазвитию и самообразованию,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музейная педагогика в дошкольном образовании в условиях ФГОС
Опубликовано: 16 июня 2016 в 16:39
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД