Светлана Ситкина
Музейная педагогика в дошкольном образовании в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Музейная педагогика в дошкольном образовании в условиях ФГОС.
1 слайд: Последние времена – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. И на помощь нам приходит музейная педагогика.
Публикация «Музейная педагогика в дошкольном образовании в условиях ФГОС» размещена в разделах
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации.
Слово "музей" происходит от греческого слова museion и латинского museum - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей- учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.
ФГОС дошкольного образования – совокупность требований, в том числе к развивающей предметно – пространственной среде. А развивающая среда – одно из условий успешного развития детей дошкольного возраста. Условий для патриотического и духовно - нравственного воспитания сейчас очень мало, поэтому в нашем образовательном учреждении педагоги пришли к выводу, что их нужно попытаться создать самим. Как говорил К. Д. Ушинский: «Создай раньше материал нравственности, а потом ее правила». Вот мы и создали этот материал в своем дошкольном учреждении музей.
2 слайд: Целью музейной педагогики является приобщение дошкольников к основам музейной культуры, творческое развитие личности через вовлечение детей в активный исследовательский поиск и формирование познавательных потребностей.
3 слайд: Мини-музей в ДОУ способствует полноценному развитию воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей; служит воспитанию гражданственности и духовности дошкольников. На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к традициям, в которых народ сохранил все ценное, что было в прошлом.
Актуальность музейной педагогики обоснованна на сегодняшний день как никогда, когда наши ближние и дальние зарубежные партнеры пытаются исказить и даже переписать историю нашей страны, что очень четко и явно выражалось еще при подготовке празднования 70-летия Великой Победы в ВОВ.
4 слайд: Задачи музейной педагогики :
Знакомить детей с историей, культурой России.
Воспитывать интерес к народным промыслам, традициям к быту русского народа, любовь к родной природе.
Знакомить с русским народным фольклором.
Развивать речь, воображение, художественный вкус, моторику рук,
Формировать представление об историческом времени, связи со своими предками
Привлечь внимание детей и родителей к истории нашей страны, края, села.
5 слайд: Наш музей, который мы создали в своем образовательном учреждении представляет собой экспозицию русского быта, но если присмотреться, то можно вычленить отдельные экспозиции.
6 слайд: Экспозиция русской игрушки.
7 слайд: Экспозиция музыкального инструмента.
8 слайд: Экспозиция посуды и утвари.
9 слайд: Экспозиция русского костюма.
10 слайд: Экспозиция, посвященная 70-летию Великой Победы в ВОВ.
11 слайд: Сейчас я вам расскажу какую работу мы проводим в нашем музее. Как говорилось ранее, в музее деятельность детей, как совместная со взрослыми, так и самостоятельная должна быть разнообразной. В том числе и проектная. Здесь вы видите проекты, которые были реализованы в нашем музее, основным из них является «Народные истоки», который реализуется с 2012г. и в рамках которого родились новые. Как видим они разнообразны : и по работе с семьей, и по народным промыслам, по изобразительному и устному народному творчеству. Исходя из всех этих проектов сейчас родился новый проект «Кукла в народном костюме», позволяющий ознакомить детей с историей родного края, но о нем позже.
12 слайд: Раз мы заговорили о деятельности, то это в первую очередь конечно же организованная образовательная деятельность.
13 слайд: Это подвижные игры.
14 слайд: Экскурсии, которые проводят сами ребята. Кроме того в нашем музее есть не только экскурсоводы, но и старшие и младшие научные сотрудники, которые занимаются изучением истории того или иного музейного экспоната, и руководители, работа в музее носит исследовательский характер.
15 слайд: Праздники и развлечения – это не только форма деятельности, но иногда и результат музейной педагогики, как презентация того или иного проекта.
16 слайд: Конкурсное движение – это традиция нашего ДОУ. В конкурсах у нас принимают участие не только педагоги и воспитанники, но и их родители. Традиционными стали ежегодные конкурсы «Милая сторонушка», акция «Преданья старины глубокой», которая проводится в ноябре в Дни Российской культуры, конкурс «Музыкальных дел мастера». Участвуем в конкурсах муниципального значения «Край родной летом и зимой, осенью, весной», а в этом году приняли участие в региональном этапе международного конкурса «Красота Божьего мира». Некоторые работы с конкурсов занимают место экспонатов в нашем музее.
17 слайд: Ну, а теперь о проекте «Кукла в народном костюме». Целью проекта является: формирование интереса к русской народной культуре на основе ознакомления с народной куклой, бытом и традициями русского народа. Задачи, решаемые для достижения этой цели: развитие интереса и воспитание уважения к русской народной культуре; развитие художественного вкуса, эстетического восприятия, творчества; расширение словарного запаса средствами устного народного творчества; формирование знания о народной кукле, расширение кругозора об её использовании в быту и обрядах, обучение изготовления куклы своими руками; привлечение родителей и социума в процесс ознакомления с народным творчеством.
18 слайд: Реализация проекта осуществляется поэтапно. Здесь вы видите мероприятия организационного этапа (красным, деятельностного (основного - синим) и обобщающего (заключительного – зеленым). Должна сказать, что в реализацию этого проекта мы включаем все существующие в музее экспозиции, т. к. в нашем краю есть свои игрушки (с. Объедово – матрешки, музыкальные инструменты (г. Шуя – гармоника, художественное творчество (г. Палех и Холуй – роспись, иконопись и лаковая миниатюра) и костюм (г. Иваново – ткань Александровка, ювелирные украшения (г. Приволжск). Включаются в проект традиционные блюда, которые готовили в нашем краю, игры, в которые играли и конечно же традиционные праздники.
19 слайд: Здесь вы видите результат уже начатой работы над проектом – выставка кукол в музее.
20 слайд: Это мастер-классы, которые предваряли создание выставок.
21 слайд: И кружковая деятельность, которая ведется у нас не только с детьми, но и с родителями. Этот кружок единственный в нашем районе, существующий как одна из форм работы с родителями.
22 слайд: Ожидаемым результатом проекта являются: Обогащение и активизация речи, расширение представления об окружающем мире, формирование первоначальных навыков изготовления народных кукол, развитие мелкой моторики рук, формирование интереса и воспитание уважения к русской народной культуре.
Наши воспитанники, используя опыт работы в музее, стали более социализированы, имеют чувство сопричастности к своей семье, малой Родине, государству, а также чувство гордости за свою страну, чувство патриотизма.