Лучший педагог года

Характеристика Монтессори-педагогики в дошкольном образовании

Марина Юрга
Характеристика Монтессори-педагогики в дошкольном образовании

М. Монтессори создала свой метод обучения и воспитания, в котором отражаются гуманистические идеи прогрессивных психолого-педагогических направлений того времени. Термин «метод» предложен самим автором и подразумевает более широкое понятие – педагогическая система. Поэтому можно сделать вывод о том, что Монтессори-педагогика как система представляет собой свободное саморазвитие ребенка в подготовленной среде.

Публикация «Характеристика Монтессори-педагогики в дошкольном образовании» размещена в разделах

В исследовании Е. А. Ильинской выдвигается мнение о схожести взглядов на воспитание ребёнка Ж. Ж. Руссо и М. Монтессори, в которых актуализируются: «идеи свободы в личностных проявлениях ребенка». При этом, по мнению автора, «активная роль принадлежит самостоятельности детей. Педагогические воззрения М. Монтессори отличаются доверием и деликатным отношением к психическому самочувствию детей, бережному безманипулятивному воздействию со стороны педагога».

Но наибольшее распространение система Монтессори получила в Голландии, где сегодня располагается штаб квартира Международной Монтессори Ассоциации, которая была создана самой М. Монтессори еще в 1929 году. Кроме этого современные исследователи отмечают, что в Голландии была открыта первая общеобразовательная школа, работающая по методу М. Монтессори». При этом, как показывает анализ работ (К. Е. Сумнительный, Г. Б. Корнетов, Г. М. Коджаспирова, Э. В. Онищенко и др.) в Россию педагогика М. Монтессори вернулась после длительного перерыва и сегодня получает свое полноценное развитие на всех уровнях системы образования. В нашей стране за последние несколько десятилетий восстановления «метода Монтессори» было открыто более сотни детских садов с группами, работающими по системе М. Монтессори и около двух десятков начальных школ. Но современные исследования показывают, что «будущее этой педагогической системы в нашей стране зависит не только от возможности или невозможности вложить деньги в ее развитие, но и от того будет ли, наконец, в России не только в громких и пустых декларациях востребована ответственная и творчески активная личность».

В центре всей системы М. Монтессори находится ребенок. Метод М. Монтессори от других педагогических систем отличает то, что в ней имеется реальная возможность для саморазвития ребенка. Воспитаннику предоставляется возможность все делать самостоятельно: двигаться или развиваться. При этом данный процесс проходит спонтанно и бессистемно, но если ребенку необходима помощь педагога – он ее может получить. На педагога возлагается задача по организации среды для ребенка, в которой он развивается исходя из своих личностных особенностей.

Знакомство с трудами М. Монтессори показывает, что ребенок не может сам для себя создать развивающую среду, поэтому педагог организует пространство в помещениях детского сада. Именно воспитатель показывает ребенку – как следует взаимодействовать с различными предметами. Вся эта развивающая среда современным взрослым кажется упрощенной, так как она состоит из простых предметов, которые используются в обыденной жизни.

Еще одна особенность Монтессори-педагогики заключается в том, что отсутствует установка на то, что «ребенок должен». Монтессори-педагоги считают, что каждый воспитанник развивается в своем темпе и достигает своих результатов, без учета существующих сегодня норм и стандартов. В этой педагогической системе существует лишь личная шкала достижений каждого воспитанника. Поэтому в Монтессори-педагогике развивающая среда предоставляет ребенку полную свободу для ее освоения. При этом свобода заключается в целенаправленной деятельности с материалом, самостоятельном выборе деятельности.

Воспитанник для своей деятельности может использовать любой материал и работать с ним одному или с другими детьми. Место для своей работы ребенок выбирает сам: за столом или на коврике, так же если необходимо может ходить по группе, между столами, а если устал можно ничего не делать, а понаблюдать за другими. Кроме этого, согласно представлениям М. Монтессори в центре системы стоит сам ребенок с его внутренними врожденными свойствами, потребностями, тенденциями развития. В частности, ею выделяются три основных аспекта или блока: человеческие тенденции; впитывающий ум; сенситивные периоды. При этом под человеческими тенденциями понимаются врожденные генетические программы, шаблоны или схемы, определяющие развитие человеческого индивида.

В частности, М. Монтессори выделяет следующие тенденции: ориентация, порядок, исследования, коммуникация, активность, манипуляция, работа, повторение, точность, абстракция, самосовершенствование. По мнению педагога, «впитывающий ум» раскрывается как бессознательное восприятие и запоминание детьми различных аспектов окружающей среды. Одновременно М. Монтессори пишет, что «такая особенность ребенка как впитывающий ум длится только некоторое определенное время, как раз достаточное для получения конкретного объема знаний о мире». Поэтому вполне обоснованным становится вывод о том, что «для детского восприятия характерны нечувствительность к трудностям, целостность, устойчивость и безошибочность воспроизведения».

По мнению автора, в подготовленной среде, которую создает педагог, входят специальные пособия для развития сенсомоторики, речи и письма, чтения, математических способностей, космического воспитания – окружающего мира. По своей структуре и логической последовательности они соответствуют периодам наибольшей восприимчивости ребенка, так называемым сензитивным периодам, выявлением которых М. Монтессори занималась много лет.

Что касается сензитивных периодов, то в развитии каждого ребенка от рождения до 6 лет М. Монтессори выделяет ряд переходящих временных фаз, когда ребенок особенно восприимчив или особенно чувствителен к конкретным аспектам окружающей среды. При совпадении такого периода с соответствующими атрибутами среды окружения, развитие и научение происходит, по мнению автора, гораздо эффективнее, чем в любом другом случае.

В частности, М. Монтессори выделяет четыре характерные особенности сенситивных периодов:

1. Универсальность. Это означает, что сенситивные периоды характерны для каждого ребенка.

2. Особенности протекания каждого периода: начальная стадия, наивысшая точка и окончание.

3. Связь с индивидуальным развитием, с природно-обусловленными динамическими особенностями психики субъекта.

4. Возможность легко наблюдать протекание этих периодов, особенно в их наивысшей точке.

В своих трудах М. Монтессори выделяет следующие сензитивные периоды:

Развитие языка от 0 до 6 лет с наивысшей точкой от 2,5 до 3 лет.

Развитие движений от 1 до 4 лет с наивысшей точкой от 2,5 до 3 лет.

Развитие чувства порядка как некоторой неизменности от 1 до 3 лет с наивысшей точкой от 2 до 2,5 лет.

Увлечение маленькими предметами или частями целого от 1,5 до 2,5 лет.

Утончение чувств от 0 до 6 лет с высшей точкой между 2,5 .3,5 годами.

Социальное поведение от 2,5 до 6 лет с высшей точкой около.

При этом сегодня принимается позиция, согласно которой успешность воспитания толерантности с использованием Монтессори-технологий должна быть связана с реализацией следующих принципов:

1. Способствовать самовоспитанию, сознательного поведения с другими людьми.

2. Ориентироваться на реальные отношения между детьми, детьми и взрослыми в детском саду.

3. Формировать у ребенка осознание проблемы в его поведении или поступке.

4. Использовать индивидуальный подход при воспитании толерантного поведения.

5. Создание толерантной среды, позволяющей каждому ребенку самореализацию в разных формах деятельности.

Таким образом, изучив научные труды, посвященные анализу особенностей «метода Монтессори», можно сделать вывод о том, что средства Монтессори-педагогики могут быть эффективно использованы с целью воспитания детей в духе толерантности и поликультурности в условиях любой национальной культуры, что очень актуально в современном мире.

Публикации по теме:

Дидактическая игра в русле лечебной педагогики М. Монтессори «Разноцветная мозаика»Дидактическая игра в русле лечебной педагогики М. Монтессори «Разноцветная мозаика» Сегодня я хочу представить вам дидактический материал в русле лечебной педагогики М. Ментессори для использования в коррекционно-развивающей.

Мастер-класс для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании» Мастер класс для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании» Разработала Каргальская Н. К. Здоровье ребенка –.

Мультимедийные видеоролики как средство выполнения образовательной программы в современном дошкольном образовании «Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад» Анатолий Гин. Руководитель международной.

Неделя театра в дошкольном образовании. ФотоотчетНеделя театра в дошкольном образовании. Фотоотчет Приближается Международный день театра. В нашей гимназии в преддверии этого праздника была проведена неделя театра. Свои постановки.

Организация работы по воспитанию толерантности старших дошкольников средствами Монтессори-педагогики .

Повышение родительской активности как одно из условий реализации компетентностного подхода в дошкольном образовании Понятие «компетентностный подход» получил распространение сравнительно недавно, вызвав многочисленные вопросы со стороны педагогов, в плане.

Музейная педагогика в дошкольном образовании в условиях ФГОС Музейная педагогика в дошкольном образовании в условиях ФГОС. 1 слайд: Последние времена – это годы интенсивного обновления педагогического.

Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании. Неоспоримо, что основная задача Дошкольного образования - подготовить.

Семинар для педагогов детского сада «ТРИЗ технологии в дошкольном образовании»Семинар для педагогов детского сада «ТРИЗ технологии в дошкольном образовании» Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения.

Эссе «Современные подходы к методической деятельности в дошкольном образовании» Эссе «Современные подходы к методической деятельности в дошкольном образовании» Каждый человек в жизни должен найти то дело, каким было.

Автор публикации:
Характеристика Монтессори-педагогики в дошкольном образовании
Опубликовано: 10 июля 2016 в 21:01
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 апреля. День профилактики несчастных случаев. Передвижка «Осторожно, открытое окно»

Наступает теплое время, когда важно помнить, что открытое окно может быть смертельно опасно для ребенка. Важные правила безопасности – никогда не оставлять ребенка одного в комнате с открытом окном и...

24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД