Марина Юрга
Организация работы по воспитанию толерантности старших дошкольников средствами Монтессори-педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Нами был разработан проект программы по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста с использованием средств Монтессори-педагогики, цель которой: развитие навыков сотрудничества, общения, формирование умения понимания и принятия позиции других людей средствами Монтессори-педагогики.
Публикация «Организация работы по воспитанию толерантности старших дошкольников средствами Монтессори-педагогики» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Гипотеза: воспитание толерантности старших дошкольников будет эффективным при условии, что в дошкольном учреждении будут использовать следующие средства и приемы Монтессори-педагогики :
наполнение материалом Монтессори среды,
включение в работу с детьми мероприятий, направленных на организованное взаимодействие,
насыщение деятельности детей совместной работой
.
Этапы:
1. Подготовительный.
2. Основной (практический)
3. Заключительный/контрольный
Ожидаемые результаты: экспериментальный проект будет способствовать эффективному воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами Монтессори-педагогики.
План реализации проекта:
1. Подготовительный этап:
Создание среды
Воспитанию толерантности способствует специально созданная предметно-развивающая среда по технологии М. Монтессори. В центре этой среды всегда находится ребенок. Учитывая особенности детей соответствующей возрастной группы, наполняем ее материалами, чтобы каждый мог развиваться в своем индивидуальном темпе.
Также материал по воспитанию толерантности дополняет зону космического развития и может содержать материал по воспитанию толерантности по темам : «Мой город», «Мой район», «Моя Родина», «Семья», «Национальный быт», «Народное творчество», «Национальности», «Религии», «Разные дома и жилища», «Этикет», «Эмоции», «Профессии», «Мой адрес.
Материал по темам можно изготовить в виде буклетов, а так же карточек. Этот материал знакомит с новой информацией и расширяет словарный запас ребенка. Наполнить космическую зону разными картами (России, Мира, Стран, Континентов, Полушарий, атласами, книгами, энциклопедиями, репродукциями картин.
Педагоги должны заранее планировать темы предлагаемые детям учитывая «календарь толерантности» (см. Приложение).
2. Основной (практический) этап:
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Предполагается свободную работу с материалом проводить 3 раза в неделю по 45 минут.
Для достижения большего успеха воспитание толерантности должно осуществляться и проходить в рамках следующих направлений деятельности детей и педагога:
1. Освоение детьми информации по теме толерантности (презентации материала по теме толерантности, беседы, чтение литературы, рассматривание и обсуждение иллюстраций и картин).
2. Проведение на дидактических кругах взаимодействия между детьми направленных на развитие толерантности.
3. Постепенное включение в совместную деятельность с Монтессори материалом (парами, тройками).
Согласно концепции М. Монтессори при работе с материалом каждый ребенок делает свободный выбор: материала, места работы (за столом или на коврике, длительность работы с материалом, что, в свою очередь, способствует развитию ощущения собственного пространства и пространства других и самодисциплинирует ребенка.
Установление правил активного взаимодействия:
В группе рекомендуется установить определенные правила, они написаны и прикреплены в группе. Дети, которые могут читать, читают их сами, остальные вместе с педагогом. Правила первое время обговариваются на линии перед каждой работой с материалом, затем соблюдение правил входит в привычку (см. Приложение). Правила одинаковы для всех и если кто-то их нарушил, то педагог напоминает и просит подойти и прочитать.
Проведение дидактических кругов:
Еще один из компонентов воспитания толерантности в технологии М. Монтессори – это дидактические круги на линии.
Они проводятся на ковре, на котором обозначена линия в виде круга или эллипса. По этой линии дети ходят, выполняя развивающие координацию движения в завершении работы.
Также они собираются на линии для проведения дидактических кругов. Дидактический круг проводится перед работой с материалом, длится 10 - 15 минут. Круг состоит из приветствия и посвящен какой либо теме, по которой проводится либо беседа, обсуждение, высказывания, мозговой штурм, опыт и. т. п. Как раз во время кругов проводятся беседы и мероприятия (касающиеся воспитания толерантности, обсуждения различных ситуаций и поступков, варианты разрешения споров. В кругу педагог показывает презентации материала по воспитанию толерантности, которым наполнена среда.
Включение в работу с детьми мероприятий направленных на организованное взаимодействие : «Имена», «Похвали себя», «Моя улица», «Домино», «Все мы разные», «Надо договориться», «Фисташки», «Я тоже», «Большие и маленькие», «А я считаю…», «Кого я боюсь?», «Почему мне нравится мой характер», «Угадай, кого мы загадали?» с целью:
- придать уверенность в общении с другими людьми;
- воспитания чувства уверенности в себе, быть толерантным к себе;
- осознавать ценность собственного мнения;
- осознавать возможности сосуществования различных мнений;
- осознавать уникальность других;
- осознавать собственную уникальность и гордиться ею;
- осознания что у всех есть различия и много общего;
- осознание ценности сотрудничества.
Описание которых приведено в Приложении.
Постепенное включение в совместную деятельность с Монтессори-материалом групп детей (парами, тройками и т. д.).
Заключительный этап:
На этом этапе для определения эффективности программы необходимо провести контрольный срез, с использованием уже примененных на констатирующем этапе исследования методиками: беседа с педагогами, анализ планов и предметно – развивающей среды, опрос детей по «Я и мир вокруг меня», «Выбор в действии» (Я. Л. Коломенский, «Картинки», педагогическое наблюдение «Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка» (А. М. Щетинина, Л. В. Кирс, направленный на изучение динамики воспитания толерантности и подтверждения эффективности предложенной системы работы.