Организация работы по воспитанию толерантности старших дошкольников средствами Монтессори-педагогики

Марина Юрга
Организация работы по воспитанию толерантности старших дошкольников средствами Монтессори-педагогики

Нами был разработан проект программы по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста с использованием средств Монтессори-педагогики, цель которой: развитие навыков сотрудничества, общения, формирование умения понимания и принятия позиции других людей средствами Монтессори-педагогики.

Гипотеза: воспитание толерантности старших дошкольников будет эффективным при условии, что в дошкольном учреждении будут использовать следующие средства и приемы Монтессори-педагогики:

наполнение материалом Монтессори среды,

включение в работу с детьми мероприятий, направленных на организованное взаимодействие,

насыщение деятельности детей совместной работой

.

Этапы:

1. Подготовительный.

2. Основной (практический)

3. Заключительный/контрольный

Ожидаемые результаты: экспериментальный проект будет способствовать эффективному воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами Монтессори-педагогики.

План реализации проекта:

1. Подготовительный этап:

Создание среды

Воспитанию толерантности способствует специально созданная предметно-развивающая среда по технологии М. Монтессори. В центре этой среды всегда находится ребенок. Учитывая особенности детей соответствующей возрастной группы, наполняем ее материалами, чтобы каждый мог развиваться в своем индивидуальном темпе.

Также материал по воспитанию толерантности дополняет зону космического развития и может содержать материал по воспитанию толерантности по темам: «Мой город», «Мой район», «Моя Родина», «Семья», «Национальный быт», «Народное творчество», «Национальности», «Религии», «Разные дома и жилища», «Этикет», «Эмоции», «Профессии», «Мой адрес.

Материал по темам можно изготовить в виде буклетов, а так же карточек. Этот материал знакомит с новой информацией и расширяет словарный запас ребенка. Наполнить космическую зону разными картами (России, Мира, Стран, Континентов, Полушарий, атласами, книгами, энциклопедиями, репродукциями картин.

Педагоги должны заранее планировать темы предлагаемые детям учитывая «календарь толерантности» (см. Приложение).

2. Основной (практический) этап:

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Предполагается свободную работу с материалом проводить 3 раза в неделю по 45 минут.

Для достижения большего успеха воспитание толерантности должно осуществляться и проходить в рамках следующих направлений деятельности детей и педагога:

1. Освоение детьми информации по теме толерантности (презентации материала по теме толерантности, беседы, чтение литературы, рассматривание и обсуждение иллюстраций и картин).

2. Проведение на дидактических кругах взаимодействия между детьми направленных на развитие толерантности.

3. Постепенное включение в совместную деятельность с Монтессори материалом (парами, тройками).

Согласно концепции М. Монтессори при работе с материалом каждый ребенок делает свободный выбор: материала, места работы (за столом или на коврике, длительность работы с материалом, что, в свою очередь, способствует развитию ощущения собственного пространства и пространства других и самодисциплинирует ребенка.

Установление правил активного взаимодействия:

В группе рекомендуется установить определенные правила, они написаны и прикреплены в группе. Дети, которые могут читать, читают их сами, остальные вместе с педагогом. Правила первое время обговариваются на линии перед каждой работой с материалом, затем соблюдение правил входит в привычку (см. Приложение). Правила одинаковы для всех и если кто-то их нарушил, то педагог напоминает и просит подойти и прочитать.

Проведение дидактических кругов:

Еще один из компонентов воспитания толерантности в технологии М. Монтессори – это дидактические круги на линии.

Они проводятся на ковре, на котором обозначена линия в виде круга или эллипса. По этой линии дети ходят, выполняя развивающие координацию движения в завершении работы.

Также они собираются на линии для проведения дидактических кругов. Дидактический круг проводится перед работой с материалом, длится 10 - 15 минут. Круг состоит из приветствия и посвящен какой либо теме, по которой проводится либо беседа, обсуждение, высказывания, мозговой штурм, опыт и. т. п. Как раз во время кругов проводятся беседы и мероприятия (касающиеся воспитания толерантности, обсуждения различных ситуаций и поступков, варианты разрешения споров. В кругу педагог показывает презентации материала по воспитанию толерантности, которым наполнена среда.

Включение в работу с детьми мероприятий направленных на организованное взаимодействие: «Имена», «Похвали себя», «Моя улица», «Домино», «Все мы разные», «Надо договориться», «Фисташки», «Я тоже», «Большие и маленькие», «А я считаю…», «Кого я боюсь?», «Почему мне нравится мой характер», «Угадай, кого мы загадали?» с целью:

- придать уверенность в общении с другими людьми;

- воспитания чувства уверенности в себе, быть толерантным к себе;

- осознавать ценность собственного мнения;

- осознавать возможности сосуществования различных мнений;

- осознавать уникальность других;

- осознавать собственную уникальность и гордиться ею;

- осознания что у всех есть различия и много общего;

- осознание ценности сотрудничества.

Описание которых приведено в Приложении.

Постепенное включение в совместную деятельность с Монтессори-материалом групп детей (парами, тройками и т. д.).

Заключительный этап:

На этом этапе для определения эффективности программы необходимо провести контрольный срез, с использованием уже примененных на констатирующем этапе исследования методиками: беседа с педагогами, анализ планов и предметно – развивающей среды, опрос детей по «Я и мир вокруг меня», «Выбор в действии» (Я. Л. Коломенский, «Картинки», педагогическое наблюдение «Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка» (А. М. Щетинина, Л. В. Кирс, направленный на изучение динамики воспитания толерантности и подтверждения эффективности предложенной системы работы.

Публикации по теме:

Дидактическая игра в русле лечебной педагогики М. Монтессори «Разноцветная мозаика»Дидактическая игра в русле лечебной педагогики М. Монтессори «Разноцветная мозаика» Сегодня я хочу представить вам дидактический материал в русле лечебной педагогики М. Ментессори для использования в коррекционно-развивающей.

Совершенствование системы работы ДС по трудовому воспитанию дошкольников средствами практической деятельности детей Педсовет № 2 от 07.02.2013г. Т: «Совершенствование системы работы д/с по трудовому воспитанию дошкольников средствами практической деятельности.

Организация работы по нравственному воспитанию старших дошкольников посредством сказки Организация работы по нравственному воспитанию старших дошкольников посредством сказки Нравственное воспитание рассматривается в программе.

Организация совместной работы с родителями и детьми по трудовому и экологическому воспитанию (из опыта работы) Трудовому воспитанию, т. е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения.

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников посредством музейной педагогики Даём детям не итоги чужих исканий, а ведём их тропой исканий…» Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет.

Развитие описательной речи старших дошкольников средствами натюрморта (из опыта работы) Автор опыта работы, свою педагогическую деятельность осуществляет в МБДОУ №12 «Ёлочка» в старшей группе. Дошкольное учреждение работает.

Развитие познавательных процессов у дошкольников средствами музейной педагогики Одной из основных задач в старшем дошкольном возрасте, я считаю, является подготовка ребёнка к школе. Поэтому необходимо в полной мере развивать.

Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами бумагопластики Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий,.

Сценарий праздника для старших дошкольников «Пасхальное путешествие» из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию Образовательная область: художественно-эстетическое развитие Возрастная группа: старшая,подготовительная Цель: поддерживать в детях пасхальную.

Сообщение из опыта работы «Патриотическое воспитание детей средствами музейной педагогики» Патриотическое воспитание детей через музейную педагогику «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Этикет
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Организация работы по воспитанию толерантности старших дошкольников средствами Монтессори-педагогики
Опубликовано: 11 июня 2016 в 23:58
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Поздравляем наших пап»
Каждый год 23 февраля в нашей стране отмечают День Защитника Отечества. Этот праздник считается мужским праздником, так как в этот день мы все поздравляем...
Мастер-класс по изготовлению открытки «Кораблик для папы»
Доброе время суток, уважаемые коллеги! В преддверии праздника "День защитника Отечества", мы с детками моей группы решили сделать папам поздравительные...
Фотоотчет «Знакомим малышей с творчеством Л. Пантелеева»
Сегодня дети средней группы "Детствограда" отправились в библиотеку им. А. Пешкова, чтобы познакомиться с новыми друзьями- героями сказок Леонида...
Фотоотчет о выставке военной технике в старшей группе
Патриотическое воспитание — важная составляющая становления будущей личности. Ребёнку от рождения не даётся чувство любви к родине, уважения семейных и...
Фотоотчет о тематической неделе «Защитники Отечества» в средней группе
ФОТООТЧЕТ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ " ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА " В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ Ночью вьюга бушевала, И метелица мела, А с рассветом нам тихонько Папин...