Лучший педагог года

Обзор современных здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Мария Крылова
Обзор современных здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном образовании здоровьесберегающие технологии – это технологии, которые направлены на сохранение, обогащение и поддержание здоровья, всех участников педагогического процесса детского образовательного учреждения : детей, педагогов, родителей и законных представителей ребенка [8].

Публикация «Обзор современных здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании» размещена в разделах

Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогического процесса в детском саду.

Так, Т. Г. Матвеева классифицирует здоровьесберегающие технологии на :

– медико-профилактические;

физкультурно-оздоровительные;

образовательные;

– обеспечивающие благополучие ребенка;

здоровьсберегающие и здоровьеобогащающие педагогов;

– сохраняющие и стимулирующие здоровье;

– обучающие здоровому образу жизни;

– коррекционные [2; с. 292].

Д. Д. Шарипова, М. А. Исмаилова и Г. А. Шахмурова [10; с. 290] выделяют следующие здоровьесберегающие технологии :

– стимулирующие (закаливание, физические нагрузки, приемы психотерапии и фитотерапии, медикаментозные средства – препараты железа, йода);

– защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);

– компенсаторно-нейтрализующие (дыхательная оздоровительная, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, массаж, самомассаж, лечебная физкультура, психогимнастика, тренинги и другие);

– информационно-обучающие (плакаты, листовки, брошюры, письма, которые адресованы детям, их родителям, педагогам и всем специалистам образовательных учреждений).

Н. К. Смирнов дает следующую классификацию здоровьесберегающих технологий [5; с. 274] :

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). Данные технологии включают в себя контроль и помощь в создании необходимых гигиенических условий и норм. Для реализации данной технологии осуществляются мероприятия, направленные на санитарно-гигиеническое просвещение воспитанников, организацию профилактических мероприятий и т. д. ;

2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Цель – физическое развитие воспитанников: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. Осуществляются на занятиях, в различных режимных моментах, в ходе самостоятельной двигательной активности детей;

3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Цель таких технологий – создание природосообразных, экологически оправданных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В ДОО это – обустройство территории, зеленые растения в помещениях, участие в природоохранных мероприятиях, обучение бережному использованию природных ресурсов;

4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Так как сохранение здоровья является частным случаем главной задачи – сохранение жизни требования и рекомендации по обеспечению безопасности должны обязательно учитываться в интеграции общей системы здоровьесберегающих технологий.

Более подробно представим классификацию здоровьесберегающих технологий, которой придерживаются М. С. Горбатова [1; с. 36], Э. И. Сафаргалина [4; с. 130], Н. А. Харламова и И. А. Фролова [9; с. 142] :

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья;

2. Технологии обучения здоровому образу жизни;

3. Коррекционные технологии.

рис. 1 Система здоровьесберегающих технологий

Технологии сохранения и стимулирования здоровья включают в себя :

1) Стретчинг проводится 2 раза в неделю по 30 мин. Под музыку. Занятия должны проводиться не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи в физкультурном или музыкальном залах. Помещение должно быть хорошо проветрено. Ф. Р. Султанмуратова рекомендует стретчинг, прежде сего, детям с вялой осанкой и плоскостопием [7; с. 286];

2) Ритмопластика проводится с целью развития у детей музыкального слуха, чувства ритма, гибкости и пластичности, формировании правильной осанки. Так, Е. Н. Борисова во время проведения ритмопластики особе внимание обращает на величину физической нагрузки и ее соразмерность с особенностями возраста детей;

3) Динамические паузы, которые проводятся в течение общей образовательной деятельности, по времени составляют 2-5 мин., проводятся по мере утомления детей для профилактики утомляемости. Это могут быть элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и другие. Ответственным за проведение динамических пауз является воспитатель;

4) Подвижные и спортивные игры являются частью физкультурного занятия, могут проводиться на прогулке, в групповой комнате. Проводятся каждый день с детьми разных возрастных групп. Ответственным за проведение подвижных и спортивных игр является руководитель физического воспитания, воспитатель;

5) Релаксация направлена на то, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, уметь слышать своё тело. Е. А. Старченко предлагает воспитателям применять упражнения на расслабление определенных частей тела или всего организма. Их выполнение нравится детям, поскольку в них присутствуют игровые элементы [6; с. 88]. Ответственным за проведение релаксации являются руководитель физического воспитания, воспитатель, психолог;

6) Пальчиковая гимнастика проводится с младшего возраста индивидуально или с подгруппой каждый день. А. В. Перепелкина указывает на то, что пальчиковая гимнастика тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции и является полезной для всех детей, особенно тех, кто имеет проблемы с речью. Может проводиться в любое время. Ответственные за проведение: воспитатель, психолог;

7) Гимнастика для глаз проводится в течение 3–5 мин. в любое время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки ребенка. При проведении рекомендуется использовать наглядный материал. За выполнение ответственны все педагоги;

8) Дыхательная гимнастика способствует активизации кислородного обмена во всех тканях организма. Для проведения дыхательной гимнастики необходимо проветривать помещение, педагогу необходимо проинструктировать детей об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. За выполнение ответственны все педагоги;

9) Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна в течение 5–10 мин. Это могут быть форм: упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по коврикам «здоровья» и т. д. Ответственный за проведение: воспитатель;

10) Ортопедическая гимнастика проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендована детям с плоскостопием как профилактика болезней опорного свода стопы. Ответственные за проведение: воспитатель, руководитель физического воспитания.

К технологиям обучения здоровому образу жизни относятся :

1) Утренняя гимнастика – проводится каждый день в течение 6–8 мин. Каждое упражнение сопровождается музыкой. Такой вид гимнастики формирует у детей ритмические умения и навыки;

2) Физкультурные занятия проводятся в соответствии программой ДОУ (традиционные, сюжетно-игровые, интегрированные оздоровительные). Цель таких занятий – обучение двигательным умениям и навыкам. Ответственные за проведение: воспитатель, руководитель физического воспитания;

3) Самомассаж проводится в игровой форме каждый день. Ребенок должен осознать серьезность данной процедуры. Е. И. Николаева указывает на то, что самомассаж удобно проводить в форме игры в виде пятиминутного занятия либо в виде динамической паузы на занятиях. Применение при этом веселых стихов, ярких образов, делают его для ребенка доступным и интересным [3; с. 129]. Ответственные за проведение: воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания;

4) Активный отдых. Физкультурные праздники, досуги, развлечения, дни здоровья. При проведении таких мероприятий все дети непосредственно участвуют в различных состязаниях, соревнованиях, с желанием выполняют двигательные задания. Во время активного отдыха дети более раскованы, чем на физкультурном занятии, что позволяет им двигаться без особого напряжения;

5) Точечный массаж. Проводится во время эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время с детьми старшего дошкольного возраста. Проводится в соответствии со специальной методикой. Рекомендовано детям, которые часто болеют простудными заболеваниями. Ответственные за проведение: воспитатель, руководитель физического воспитания, медсестра;

6) Коммуникативные игры проводятся 1–2 раза в неделю по 30 мин. С детьми старшего дошкольного возраста. ООД строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. Ответственный за проведение: воспитатель, психолог.

Коррекционные технологии включают в себя :

1) Технологии музыкального воздействия проводятся в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используются как вспомогательные средства, либо как часть других технологий. Цель – снятие напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Ответственные за проведение: все педагоги;

2) Сказкотерапия проводится 2-4 раза в месяц по 30 мин. С детьми старшего дошкольного возраста. Такие занятия носят психологический и терапевтический эффект. Сказка может быть рассказана взрослым, либо это может быть групповое рассказывание, где дети совместно будут воспроизводить сюжет. Ответственные за проведение: воспитатели, психолог;

3) Технологии воздействия цветом. Такие занятия проводятся 2–4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Определенные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Ответственные за проведение: воспитатели, психолог;

4) Психогимнастика проводится 1–2 раза в неделю с детьми старшего дошкольного возраста по 25–30 мин. Цель психогимнастики – развитие и коррекция разных сторон психики ребенка. Ответственные за выполнение: воспитатель, психолог.

Таким образом, каждая из представленных технологий отличается оздоровительной направленностью, а здоровьесберегающая деятельность, используемая в комплексе, формирует у дошкольников стремление к здоровому образу жизни. Применение данных технологий в дошкольной образовательной организации направлено на становление осознанного отношения дошкольников к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье, на развитие у них умений оберегать, поддерживать и сохранять свое здоровье, как в детском саду, так и во взрослой жизни.

Публикации по теме:

Использование современных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной деятельности ДОУ (часть первая) «Здоровью научить нельзя — надо воспитывать потребность быть здоровым». «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким.

Использование современных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной деятельности ДОУ (часть вторая) И каждое утро в детском саду начинается с утренней гимнастики, она является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей, направлена.

«Использование современных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной деятельности ДОУ» — 3 часть Показатель снижения заболеваемости детей (на одного ребенка в год) 2013г 2014г 2015г 1,2 % 2,8 % 3,7% Группы здоровья Группы 2013г 2014г.

Использование современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (из опыта работы) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Буратино» г. Тарко-Сале Современные.

Использование здоровьесберегающих технологий в младшем дошкольном возрасте. Самомассаж и развитие крупной моторики Раннее детство - ответственный период, когда закладываются основы развития ребенка, его здоровья. Именно двигательная активность детей в.

Консультация для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении» Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении. В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной.

Отчет об использовании современных образовательных технологий, ИКТ и здоровьесберегающих технологий Принципы здоровьесбережения: - Не навреди! - Принцип триединого представления о здоровье. - Непрерывность и преемственность. - Соответствие.

Отчет об использовании современных здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя Отчет об использовании современных здоровьесберегающих технологий воспитателя Гладковой Анны Сергеевны Сегодня уделяется большое внимание.

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении (к презентации) Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется.

Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании. Неоспоримо, что основная задача Дошкольного образования - подготовить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обзор современных здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Опубликовано: 14 июля 2016 в 13:16
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД