Получи документы

Инновации в образовании. Развивающее и безотметочное обучение

Галина Никифорова
Инновации в образовании. Развивающее и безотметочное обучение
▼ Скачать + Заказать документы

Инновации в образовании – это нововведения, которые способствуют повышению качества воспитательного и образовательного процесса. К инновациям смело можно отнести переход от традиционной модели обучения к развивающему обучению. В настоящее время появились новые возможности для решения педагогических задач. Это связано с развитием технологий, новыми открытиями, изменениями в обществе. Утверждать, что традиционная модель была неэффективна и не имеет положительных сторон – нельзя. Но процессы, которые происходят в обществе сейчас, требуют изменений во всех сферах жизни человека, что привело к модернизации системы образования и появлению ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ. По состоянию на 2021 год модернизация государственного образования ещё не завершена.

Публикация «Инновации в образовании, Развивающее и безотметочное обучение» размещена в разделах

Для того чтобы чётко представлять особенности современных подходов к обучению, необходимо рассмотреть, а также дать характеристику традиционному и развивающему обучению. Термин «традиционное обучение» подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я. А. Коменским. Отличительные признаки традиционной классно-урочной системы обучения :

• класс составляют учащиеся одного возраста и уровня подготовки;

• класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию;

• основной единицей занятий является урок;

• урок посвящён одному учебному предмету, ученики работают над одним и тем же материалом;

• содержание учебного предмета излагается в лекционной форме, полученные знания закрепляются на практических занятиях;

работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учёбы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

• учащиеся рассматриваются преимущественно как объект педагогического воздействия со стороны учителя, активная позиция учащихся на уроке носит случайный, эпизодический характер;

• учебники являются основным источником учебной информации, их содержание выступает критерием освоения учащимися учебного курса. Учебники и учебная литература применяются в основном для домашней работы.

Рассмотрев достоинства и недостатки традиционного обучения можно заметить, что модель традиционного обучения существует достаточно долгое время и демонстрировало свою эффективность, но с внедрением современных технологий, изменением сознания обучающихся и потребностей общества, она постепенно перестаёт работать. Теперь обучающийся становится не объектом, как в традиционной модели, а субъектом обучения, теперь он имеет право выбора, право голоса, может сам принимать решения и планировать свою деятельность.

Развивающее обучение удовлетворяет новые требования к образовательному процессу. Рассмотрим сущность развивающего обучения. Термин «развивающее обучение» введён в педагогическую теорию и практику В. В. Давыдовым. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу. Он основан на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими. Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого основываются на закономерностях развития ребёнка. Такое обучение относят к инновационным. Оно значительно повышает качество образования. Несмотря на это, развивающее обучение не идеально по своей технологии и теории. Рассмотрев развивающее обучения подробнее можно отметить как достоинства, так и недостатки. Несмотря на все минусы программы, положительного больше. Развивающее обучение формирует у детей обобщённые интеллектуальные навыки, а именно: умение объяснять ситуацию и делать выводы, смотреть на объект с разных сторон, проводя связи со многими предметами, перемещать известные способы действия в другие условия. Особое внимание нужно уделить принципам развивающего обучения. Рассмотрим пять главных принципов:

• Принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении.

• Принцип обучения на высоком уровне трудности.

• Принцип обучения быстрым темпом.

• Принцип осознания школьниками процесса учения.

• Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся.

Позицию ребёнка в обучении можно представить следующим образом : ребёнок – самостоятельный субъект, взаимодействующий с окружающей средой. Взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Таким образом, учащийся из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта познавательной деятельности.

Особенностью учебной деятельности по Эльконину - Давыдову то, что деятельность является общественной по форме своего осуществления - она осуществляется в соответствии с общественно выработанными нормами; по своему смыслу - она является общественно значимой и общественно оцениваемой; по своему содержанию - в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, которые были накоплены человечеством.

Отличительные черты теории Занкова: направленность на высокое развитие школьника, высокий уровень трудности, на котором ведётся обучение, быстрый темп прохождения учебного материала, резкое повышение удельного веса теоретических знаний.

Не теряя своей руководящей роли, учитель в системе Л. В. Занкова становится участником коллективного процесса познания, подлинным другом и старшим товарищем. Исчезает авторитарность. Ложный авторитет учителя будет способствовать лишь внешней, показной дисциплине в классе, формальному выполнению заданий. Предоставление школьникам большей самостоятельности укрепит авторитет учителя, станет необходимым условием воспитания воли у школьников. Атмосфера взаимного расположения предполагает глубокое уважение школьников и учителя. Система Занкова рассчитана на сотворчество, сотрудничество, сопереживание. Учитель открыт для вопросов детей, не боится их ошибок, не оценивает и не выставляет отметок за незнание или неумение в процессе усвоения новых знаний или новых способов действий, не сравнивает одного ребёнка с другим. Систему развивающего обучения по Л. В. Занкову можно назвать системой раннего интенсифицированного всестороннего развития личности.

При сравнении традиционной педагогики и развивающей педагогики видно, что развивающее обучение учит искать информацию самостоятельно, а не получать готовую, благодаря чему происходит всестороннее развитие личности. Ученики осваивают коммуникативные навыки, рассуждая, вступая в диалог и в отстаивании своей точки зрения находя аргументы. Рассмотрев основные моменты для сравнения в можно с уверенностью сказать, что работа педагога с развивающим обучением связана с огромной ответственностью. В образовательном процессе каждый предмет имеет своё значение, а на каждом уроке должны развиваться нравственные, эмоционально-волевые, познавательные, эстетические навыки. Сегодня система образования стремится к проявлению индивидуального подхода и проективного обучения, так как они способствуют не просто формированию знаний, умений и навыков, а развивают творческую личность, способную самостоятельно глубоко мыслить, принимать решения и выстраивать план своей дальнейшей деятельности.

Система оценивания знаний в младших классах так же изменилась под влиянием внедрения развивающего обучения. Система оценивания знаний — система оценивания качества освоения образовательных программ учащимся, важнейший элемент образовательного процесса. Оценивание – процесс сбора и анализа информации о компетенциях учащихся, средство осуществления обратной связи, дальнейшего планирования обучения. Оценивание направлено на систематическое суммирование результатов обучения и принятия решений о дальнейшем обучении.

Следует различать значение следующих терминов: оценка и отметка. Оценка это словесная характеристика результатов действий («молодец», «оригинально», «а вот здесь неточно, потому что…», это средство воспитания, воздействующее на развитие личности в целом. Отметка это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковые шкалы). Оценку и отметку необходимо использовать как средство, побуждающее ученика к активной работе.

В мире существует множество шкал оценивания знаний. В США используют буквенную систему для оценивания успеваемости. В зависимости от процента правильных ответов за работу выставляют отметку.

В Норвегии в начальной школе официально оценки не ставятся. Конечно, преподаватели пишут собственные комментарии или анализы тестов в конце каждой четверти. В младших и старших классах средней школы используется шкала от 1 до 6, где 6 — высшая оценка, а 2 — самая низкая удовлетворительная оценка. Для обычных тестов и четвертных результатов используются такие оценки, как 5/6 или 4/3, что указывает на результат между этими двумя оценками. Оценки, которые учащиеся получают в свой диплом, содержат целое число. Выставляется и средний балл. Франция. 20-балльная система. Надо заметить, что, за редким исключением, выше 17-18 баллов французским школьникам не ставят. В Италии 30-балльная система. В Японии принята 100-балльная шкала. В Японии часто бывает ситуации, когда отметка выставляется не одному конкретному ученику за выполненное задание или решённый пример, а всему классу сразу - одна коллективная оценка.

Автор одного из учебников «Педагогика» советского периода Т. А. Ильина выделила в истории разработки системы оценок в советской школе три поворотных момента:

1918г. декрет об отмене балльной оценки знаний и поведения учащихся

1935г. введение пятибалльной словесной системы оценок (очень плохо, плохо, посредственно, хорошо, отлично)

1944г. введение цифровой пятибалльной системы оценок.

В настоящее время в России принята пятибалльная шкала оценивания. Однако все чаще возникают вопросы о реформе системы оценивания. Рособрнадзор предложил сменить традиционную пятибалльную систему оценок в общеобразовательных школах на 12-балльную. Так же все чаще поднимается вопрос об отмене отметок в начальных классах.

Пятибалльная система более объективная, простая и действенная. Чёткая структура оценивания учащихся, понятная ученикам и родителям, эффективная, она позволяет объективно оценивать учащихся. Пятибалльная система заключается в определении знаний учащихся оценками, которые выставляются учителем на основании определённых критерий. Критерии по всем предметам разные, но можно определить общие требования для всех учебных предметов:

• 5 – «отлично» – используется в случае глубоко усвоения материала, убедительного ответа, отсутствия ошибок;

• 4 – «хорошо» – ставится в том случае, когда материал усвоен, однако при выполнении задания допущены мелкие неточности;

• 3- «удовлетворительно» – используется при наличии некоторых знаний, которые ученик не может точно изложить, допускает ошибки;

• 2 – «неудовлетворительно» – свидетельствует о плохом понимании материала;

• 1 – «единица» - на практике такую оценку практически не используют, поэтому и конкретного определения для неё нет. Теоретически оценка 1 (единица) свидетельствует об отсутствии представления о материале.

Необходимо понимать, что цели оценки в создании обратной связи между учеником и учителем, мотивация ученика, развитие стремления учиться и самосовершенствоваться, а так же объективно анализировать и оценивать свою деятельность. В условиях введения ФГОС оценивание должно стимулировать познание и оценивать разные направления деятельности учеников, вместо воспроизведения знаний.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.

Система оценки должна:

Фиксировать цели оценочной деятельности:

а) ориентировать на достижение результата духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты, формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты, освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);

б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);

в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов.

Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.

Фиксировать условия и границы применения системы оценки.

Границы применения системы оценки:

постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого к сложному;

понимание, что система оценки результатов будет развиваться;

сокращение «отчётных документов» и сроков их обязательного заполнения, внедрение новых форм отчёта одновременно с компьютеризацией этого процесса;

обучение учеников рефлексии; обеспечение личной психологической безопасности ученика.

Отметка и оценка играет огромную роль в жизни ребёнка. Прежде всего, они связаны с психологическими характеристиками: самооценка, мотивация достижения, тревожность, эмоциональный комфорт, взаимоотношения с окружающими, творчество. Но она выполняет функцию внешнего контроля, не предполагает ни самооценки ученика, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней. Поэтому в 1 классе начальной школы вводится безотметочное обучение, которое призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.

Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Противники балльного оценивания приводят следующие доводы за безотметочное оценивание : затрудняет индивидуализацию обучения («по среднестатистической норме 3 ошибки в диктанте это плохо, а для данного ученика хорошо, если у него их обычно 10»., является малоинформативной («при устном оценивании даётся комментарий, а при письменном - у ребёнка полное неведение составляющих этой отметки», зачастую имеет травмирующий характер. По мнению автора, оценка является дополнительным стимулом для ученика, без которого у большинства детей даже не появится желание учиться, и ничего не мешает дополнять отметку комментарием с указанием допущенных ошибок (позже учеником выполняется работа над ошибками). Оценка знаний должна быть объективной. Существует формирующее оценивание для снижения травмирующего характера, а так же возможность выставлять в дневнике оценки с «+» или «-».

Рассмотрев основные принципы и функции безотметочного обучения можно прийти к выводам, что безотметочная система позволяет поднять уровень учебной активности (дети стремятся к контакту с учителем, не боятся высказывать своё мнение, пусть даже и ошибочное, снизить уровень тревожности, уменьшить проявления отрицательных эмоций, придать процессу выполнения заданий не только репродуктивный, но и творческий характер. Есть и отрицательное в безотметочном обучении :

Отсутствие комплексного подхода в оценивании. Зачастую сама система не продумана с точки зрения критериев, поэтому у педагога возникают затруднения в её применении.

Взаимоотношения с родителями. Родители не всегда имеют представление, что именно нужно отработать дополнительно с ребёнком, на что обратить внимание, где имеются пробелы в знаниях, а какая тема усвоена хорошо.

Для объективного контроля за достигнутыми результатами требуется разработать чёткую и понятную всем участникам образовательного процесса систему проверки знаний. На это требуется дополнительно время и рядовым учителям, и методистам, и администрации учреждения. Систему должны понимать и дети, и родители.

Задача педагога минимизировать действие отрицательных сторон, откорректировав свой учебный процесс с учётом недостатков системы. Новая модель обучения предполагает переход от получения знаний в готовом виде к их «добыванию» самими учащимися. В её основе лежит понятие, что оценка, а не отметка должна отражать процесс продвижения и успешность ребёнка, а не уровень, достигнутый им на данный момент времени. А концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, инициативные и самостоятельные, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Публикации по теме:

«Инновации в музыкальном воспитании». Консультация для родителей . Инновации в музыкальном воспитании дошкольников Музыкальное развитие старших дошкольников, посещающих группы кратковременного пребывания,.

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Психолингвистика в дошкольном образовании Доклад: «Психолингвистика в дошкольном образовании». Содержание. Введение. Глава 1 Психолингвистика как наука и её место среди наук о человеке.

Фотоотчет о Всероссийском форуме «Педагоги России: инновации в образовании»Фотоотчет о Всероссийском форуме «Педагоги России: инновации в образовании» Фотоотчет о Всероссийском форуме «Педагоги России: «Инновации в образовании». 7-8 ноября в Чебоксарах на базе ЧГПУ им. И. Я. Яковлева прошел.

Фотоотчёт о региональном этапе форума «Педагоги России. Инновации в образовании»Фотоотчёт о региональном этапе форума «Педагоги России. Инновации в образовании» Здравствуйте,уважаемые коллеги! Хочу поделиться с Вами событием, которое прошло на дня в Воронеже - это Региональный этап Форума «Педагоги.

Консультация «Мастер класс как форма освоения профессионального опыта путем инновации»Консультация «Мастер класс как форма освоения профессионального опыта путем инновации» Консультация "Мастер класс, как форма освоения профессионального опыта путем инновации" Мое выступление на методическом часе внутри ДОУ.

Районный конкурс «Инновации в действии» Тема: «Формирование экологический культуры дошкольников» автор: Ануфриева Н. В ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРИРОДОВЕДЧЕСКУЮ ТЕМАТИКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ.

Репортаж об участии в форуме «Педагоги России: инновации в образовании»Репортаж об участии в форуме «Педагоги России: инновации в образовании» Всем доброго времени суток! Сегодня, хочу рассказать о важном для меня и моих коллег мероприятии. Совсем недавно, 1 марта в Нижнем Новгороде,.

Развивающее обучение в начальной школе В условиях реализации требований ФГОС ООО актуальной становится технология развивающего обучения. Цель технологии: формирование у детей.

Репортаж о всероссийском форуме «Педагоги России-инновации в образовании»Репортаж о всероссийском форуме «Педагоги России-инновации в образовании» 7-8 октября в городе Сургут проходит Всероссийский форум "Педагоги России: инновации в образовании". В состав делегация Октябрьского района.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Инновации в образовании. Развивающее и безотметочное обучение
Опубликовано: 23 ноября 2021 в 10:11
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновации в образовании. Развивающее и безотметочное обучение» (включая файлы) размещена пользователем Галина Никифорова (УИ 2161851) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД