Галина Никифорова
Инновации в образовании. Развивающее и безотметочное обучение
▼ Скачать + Заказать документы
Инновации в образовании – это нововведения, которые способствуют повышению качества воспитательного и образовательного процесса. К инновациям смело можно отнести переход от традиционной модели обучения к развивающему обучению. В настоящее время появились новые возможности для решения педагогических задач. Это связано с развитием технологий, новыми открытиями, изменениями в обществе. Утверждать, что традиционная модель была неэффективна и не имеет положительных сторон – нельзя. Но процессы, которые происходят в обществе сейчас, требуют изменений во всех сферах жизни человека, что привело к модернизации системы образования и появлению ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ. По состоянию на 2021 год модернизация государственного образования ещё не завершена.
Публикация «Инновации в образовании, Развивающее и безотметочное обучение» размещена в разделах
Для того чтобы чётко представлять особенности современных подходов к обучению, необходимо рассмотреть, а также дать характеристику традиционному и развивающему обучению. Термин «традиционное обучение» подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я. А. Коменским. Отличительные признаки традиционной классно-урочной системы обучения :
• класс составляют учащиеся одного возраста и уровня подготовки;
• класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию;
• основной единицей занятий является урок;
• урок посвящён одному учебному предмету, ученики работают над одним и тем же материалом;
• содержание учебного предмета излагается в лекционной форме, полученные знания закрепляются на практических занятиях;
• работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учёбы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
• учащиеся рассматриваются преимущественно как объект педагогического воздействия со стороны учителя, активная позиция учащихся на уроке носит случайный, эпизодический характер;
• учебники являются основным источником учебной информации, их содержание выступает критерием освоения учащимися учебного курса. Учебники и учебная литература применяются в основном для домашней работы.
Рассмотрев достоинства и недостатки традиционного обучения можно заметить, что модель традиционного обучения существует достаточно долгое время и демонстрировало свою эффективность, но с внедрением современных технологий, изменением сознания обучающихся и потребностей общества, она постепенно перестаёт работать. Теперь обучающийся становится не объектом, как в традиционной модели, а субъектом обучения, теперь он имеет право выбора, право голоса, может сам принимать решения и планировать свою деятельность.
Развивающее обучение удовлетворяет новые требования к образовательному процессу. Рассмотрим сущность развивающего обучения. Термин «развивающее обучение» введён в педагогическую теорию и практику В. В. Давыдовым. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу. Он основан на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими. Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого основываются на закономерностях развития ребёнка. Такое обучение относят к инновационным. Оно значительно повышает качество образования. Несмотря на это, развивающее обучение не идеально по своей технологии и теории. Рассмотрев развивающее обучения подробнее можно отметить как достоинства, так и недостатки. Несмотря на все минусы программы, положительного больше. Развивающее обучение формирует у детей обобщённые интеллектуальные навыки, а именно: умение объяснять ситуацию и делать выводы, смотреть на объект с разных сторон, проводя связи со многими предметами, перемещать известные способы действия в другие условия. Особое внимание нужно уделить принципам развивающего обучения. Рассмотрим пять главных принципов:
• Принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении.
• Принцип обучения на высоком уровне трудности.
• Принцип обучения быстрым темпом.
• Принцип осознания школьниками процесса учения.
• Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся.
Позицию ребёнка в обучении можно представить следующим образом : ребёнок – самостоятельный субъект, взаимодействующий с окружающей средой. Взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Таким образом, учащийся из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта познавательной деятельности.
Особенностью учебной деятельности по Эльконину - Давыдову то, что деятельность является общественной по форме своего осуществления - она осуществляется в соответствии с общественно выработанными нормами; по своему смыслу - она является общественно значимой и общественно оцениваемой; по своему содержанию - в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, которые были накоплены человечеством.
Отличительные черты теории Занкова: направленность на высокое развитие школьника, высокий уровень трудности, на котором ведётся обучение, быстрый темп прохождения учебного материала, резкое повышение удельного веса теоретических знаний.
Не теряя своей руководящей роли, учитель в системе Л. В. Занкова становится участником коллективного процесса познания, подлинным другом и старшим товарищем. Исчезает авторитарность. Ложный авторитет учителя будет способствовать лишь внешней, показной дисциплине в классе, формальному выполнению заданий. Предоставление школьникам большей самостоятельности укрепит авторитет учителя, станет необходимым условием воспитания воли у школьников. Атмосфера взаимного расположения предполагает глубокое уважение школьников и учителя. Система Занкова рассчитана на сотворчество, сотрудничество, сопереживание. Учитель открыт для вопросов детей, не боится их ошибок, не оценивает и не выставляет отметок за незнание или неумение в процессе усвоения новых знаний или новых способов действий, не сравнивает одного ребёнка с другим. Систему развивающего обучения по Л. В. Занкову можно назвать системой раннего интенсифицированного всестороннего развития личности.
При сравнении традиционной педагогики и развивающей педагогики видно, что развивающее обучение учит искать информацию самостоятельно, а не получать готовую, благодаря чему происходит всестороннее развитие личности. Ученики осваивают коммуникативные навыки, рассуждая, вступая в диалог и в отстаивании своей точки зрения находя аргументы. Рассмотрев основные моменты для сравнения в можно с уверенностью сказать, что работа педагога с развивающим обучением связана с огромной ответственностью. В образовательном процессе каждый предмет имеет своё значение, а на каждом уроке должны развиваться нравственные, эмоционально-волевые, познавательные, эстетические навыки. Сегодня система образования стремится к проявлению индивидуального подхода и проективного обучения, так как они способствуют не просто формированию знаний, умений и навыков, а развивают творческую личность, способную самостоятельно глубоко мыслить, принимать решения и выстраивать план своей дальнейшей деятельности.
Система оценивания знаний в младших классах так же изменилась под влиянием внедрения развивающего обучения. Система оценивания знаний — система оценивания качества освоения образовательных программ учащимся, важнейший элемент образовательного процесса. Оценивание – процесс сбора и анализа информации о компетенциях учащихся, средство осуществления обратной связи, дальнейшего планирования обучения. Оценивание направлено на систематическое суммирование результатов обучения и принятия решений о дальнейшем обучении.
Следует различать значение следующих терминов: оценка и отметка. Оценка это словесная характеристика результатов действий («молодец», «оригинально», «а вот здесь неточно, потому что…», это средство воспитания, воздействующее на развитие личности в целом. Отметка это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковые шкалы). Оценку и отметку необходимо использовать как средство, побуждающее ученика к активной работе.
В мире существует множество шкал оценивания знаний. В США используют буквенную систему для оценивания успеваемости. В зависимости от процента правильных ответов за работу выставляют отметку.
В Норвегии в начальной школе официально оценки не ставятся. Конечно, преподаватели пишут собственные комментарии или анализы тестов в конце каждой четверти. В младших и старших классах средней школы используется шкала от 1 до 6, где 6 — высшая оценка, а 2 — самая низкая удовлетворительная оценка. Для обычных тестов и четвертных результатов используются такие оценки, как 5/6 или 4/3, что указывает на результат между этими двумя оценками. Оценки, которые учащиеся получают в свой диплом, содержат целое число. Выставляется и средний балл. Франция. 20-балльная система. Надо заметить, что, за редким исключением, выше 17-18 баллов французским школьникам не ставят. В Италии 30-балльная система. В Японии принята 100-балльная шкала. В Японии часто бывает ситуации, когда отметка выставляется не одному конкретному ученику за выполненное задание или решённый пример, а всему классу сразу - одна коллективная оценка.
Автор одного из учебников «Педагогика» советского периода Т. А. Ильина выделила в истории разработки системы оценок в советской школе три поворотных момента:
1918г. декрет об отмене балльной оценки знаний и поведения учащихся
1935г. введение пятибалльной словесной системы оценок (очень плохо, плохо, посредственно, хорошо, отлично)
1944г. введение цифровой пятибалльной системы оценок.
В настоящее время в России принята пятибалльная шкала оценивания. Однако все чаще возникают вопросы о реформе системы оценивания. Рособрнадзор предложил сменить традиционную пятибалльную систему оценок в общеобразовательных школах на 12-балльную. Так же все чаще поднимается вопрос об отмене отметок в начальных классах.
Пятибалльная система более объективная, простая и действенная. Чёткая структура оценивания учащихся, понятная ученикам и родителям, эффективная, она позволяет объективно оценивать учащихся. Пятибалльная система заключается в определении знаний учащихся оценками, которые выставляются учителем на основании определённых критерий. Критерии по всем предметам разные, но можно определить общие требования для всех учебных предметов:
• 5 – «отлично» – используется в случае глубоко усвоения материала, убедительного ответа, отсутствия ошибок;
• 4 – «хорошо» – ставится в том случае, когда материал усвоен, однако при выполнении задания допущены мелкие неточности;
• 3- «удовлетворительно» – используется при наличии некоторых знаний, которые ученик не может точно изложить, допускает ошибки;
• 2 – «неудовлетворительно» – свидетельствует о плохом понимании материала;
• 1 – «единица» - на практике такую оценку практически не используют, поэтому и конкретного определения для неё нет. Теоретически оценка 1 (единица) свидетельствует об отсутствии представления о материале.
Необходимо понимать, что цели оценки в создании обратной связи между учеником и учителем, мотивация ученика, развитие стремления учиться и самосовершенствоваться, а так же объективно анализировать и оценивать свою деятельность. В условиях введения ФГОС оценивание должно стимулировать познание и оценивать разные направления деятельности учеников, вместо воспроизведения знаний.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.
Система оценки должна:
Фиксировать цели оценочной деятельности:
а) ориентировать на достижение результата духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты, формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты, освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);
б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов.
Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.
Фиксировать условия и границы применения системы оценки.
Границы применения системы оценки:
постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого к сложному;
понимание, что система оценки результатов будет развиваться;
сокращение «отчётных документов» и сроков их обязательного заполнения, внедрение новых форм отчёта одновременно с компьютеризацией этого процесса;
обучение учеников рефлексии; обеспечение личной психологической безопасности ученика.
Отметка и оценка играет огромную роль в жизни ребёнка. Прежде всего, они связаны с психологическими характеристиками: самооценка, мотивация достижения, тревожность, эмоциональный комфорт, взаимоотношения с окружающими, творчество. Но она выполняет функцию внешнего контроля, не предполагает ни самооценки ученика, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней. Поэтому в 1 классе начальной школы вводится безотметочное обучение, которое призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.
Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Противники балльного оценивания приводят следующие доводы за безотметочное оценивание : затрудняет индивидуализацию обучения («по среднестатистической норме 3 ошибки в диктанте это плохо, а для данного ученика хорошо, если у него их обычно 10»., является малоинформативной («при устном оценивании даётся комментарий, а при письменном - у ребёнка полное неведение составляющих этой отметки», зачастую имеет травмирующий характер. По мнению автора, оценка является дополнительным стимулом для ученика, без которого у большинства детей даже не появится желание учиться, и ничего не мешает дополнять отметку комментарием с указанием допущенных ошибок (позже учеником выполняется работа над ошибками). Оценка знаний должна быть объективной. Существует формирующее оценивание для снижения травмирующего характера, а так же возможность выставлять в дневнике оценки с «+» или «-».
Рассмотрев основные принципы и функции безотметочного обучения можно прийти к выводам, что безотметочная система позволяет поднять уровень учебной активности (дети стремятся к контакту с учителем, не боятся высказывать своё мнение, пусть даже и ошибочное, снизить уровень тревожности, уменьшить проявления отрицательных эмоций, придать процессу выполнения заданий не только репродуктивный, но и творческий характер. Есть и отрицательное в безотметочном обучении :
Отсутствие комплексного подхода в оценивании. Зачастую сама система не продумана с точки зрения критериев, поэтому у педагога возникают затруднения в её применении.
Взаимоотношения с родителями. Родители не всегда имеют представление, что именно нужно отработать дополнительно с ребёнком, на что обратить внимание, где имеются пробелы в знаниях, а какая тема усвоена хорошо.
Для объективного контроля за достигнутыми результатами требуется разработать чёткую и понятную всем участникам образовательного процесса систему проверки знаний. На это требуется дополнительно время и рядовым учителям, и методистам, и администрации учреждения. Систему должны понимать и дети, и родители.
Задача педагога минимизировать действие отрицательных сторон, откорректировав свой учебный процесс с учётом недостатков системы. Новая модель обучения предполагает переход от получения знаний в готовом виде к их «добыванию» самими учащимися. В её основе лежит понятие, что оценка, а не отметка должна отражать процесс продвижения и успешность ребёнка, а не уровень, достигнутый им на данный момент времени. А концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, инициативные и самостоятельные, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.