Папки-передвижки

Инновационная деятельность «Создание портфолио воспитанника детского сада»

Светлана Рабинчук
Инновационная деятельность «Создание портфолио воспитанника детского сада»

Создание портфолио воспитанника детского сада

(инновационная деятельность воспитателя первой квалификационной категории С. В. Рабинчук).

В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно обозначена идея о необходимости смены ориентиров образования: с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач – к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.

Публикация «Инновационная деятельность „Создание портфолио воспитанника детского сада“» размещена в разделах

Достижение этой идеи возможно, если образовательный процесс будет индивидуализирован, ведь только на основе индивидуализации может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскроются особенности, уникальные способности воспитанника. Таким образом, индивидуальный подход – основа компетентно-ориентированного обучения воспитанников.

Одним из методов индивидуализации процесса обучения является внедрение «Портфолио воспитанника».

В настоящее время технология портфолио широко применяется в сфере образования, в том числе в практике дошкольного образования. Значимость данной технологии состоит в следующем.

Во-первых, она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта.

Во-вторых, это один из способов повышения качества образовательного процесса, т. к. использование данной технологии способствует достижению положительных результатов деятельности как индивидуума (ребенка, педагога, так и коллектива в целом (группы, ДОУ).

Прежде чем начать работу по созданию портфолио хотелось бы определиться с ответами на следующие вопросы:

Что означает слово «портфолио»?

А зачем малышу вообще нужно портфолио?

И как его создавать?

ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО «ПОРТФОЛИО»?

Портфолио - новая форма контроля и оценки достижений учащихся, его характеристика, доказательство прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности, включая самооценку. (Голуб Г. Б., Чуракова О. В. «Технология портфолио в системе педагогической диагностики» - Самара, 2004. С. 5).

Портфолио дошкольника – это, прежде всего, первый шаг в открытии малышом своего Я: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий. (Портфолио в ДОУ : сборник /авт. -сост. Н. А. Кочкина - М. : 2012). Это «копилка» личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.

Портфолио дошкольника имеет свои особенности:

1. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки

индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

2. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства,

направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, факторологических и алгоритмических знаний и умений.

3. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые

воспитанником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельного подхода к образованию. В зарубежной традиции портфолио определяется как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

4. Портфолио дошкольника – перспективная форма представления

индивидуальной направленности учебных достижений конкретного воспитанника, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и, в дальнейшем, профильного обучения.

5. Использование такой формы оценки учебных достижений, как

портфолио дошкольника, позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха.

А ЗАЧЕМ МАЛЫШУ ВООБЩЕ НУЖНО ПОРТФОЛИО?

Итак, как оказывается на практике, портфолио необходимо не только фотомоделям, дизайнерам, рекламщикам, журналистам и другим людям творческих профессий, но и детям, в частности малышам! Дело в том, что именно в этой папочке, которая называется таким непростым английским словом portfolio, и будут храниться все «ценности» вашего ребенка.

Представляет собой детское портфолио папку с достижениями малыша. В чем заключается суть взрослого портфолио? В том, что там хранятся все самые качественные работы человека, которые в любой момент можно показать работодателю и произвести на него впечатление. Точно такая же цель и у малышкового портфолио. Родители и воспитатели будут собирать в этой папке все, что связано с ребенком, всю его гордость.

Во-первых, там можно указывать внешние данные ребенка. Вес, рост, размер ноги, руки и т. д. в определенный момент жизни. А так же различные фотографии со всевозможных важных для малыша событий.

А, во-вторых, родители или воспитатели в детском саду будут фиксировать внутреннее развитие ребенка. Именно в этой папке будут храниться все самые лучшие работы дошколенка, его первые успехи и награды.

Самая главная причина, по которой с самого раннего возраста малыша необходимо начинать создавать портфолио – это то, что через годы из вашей несовершенной памяти может исчезнуть то, что хотелось бы запомнить навсегда. А вторая причина в том, что когда ребенок вырастет, то он будет очень благодарен своим родителям и воспитателям за то, что они в таких подробностях смогли сохранить и донести до него детство, которого он не помнит.

Таким образом, портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Введение портфолио позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

КАК СОЗДАВАТЬ ПОРТФОЛИО?

В первую очередь запомните, что эта книга должна получиться очень красочной и обязательно с картинками, ведь ребенок должен гордиться своим портфолио, любить пересматривать его и хотеть добавлять туда что-то новое. Понимая, что все его самые лучшие работы будут храниться в этой красивой папке, он будет стараться делать все, как можно лучше.

Конкретной структуры у детского портфолио нет. В данном случае все зависит от воспитателей,родителей ребенка и их фантазии. Хотя есть некоторые примеры разделов портфолио, которые советуют включать.

Первый раздел можно посвятить только малышу и никому больше. Собрать в нем краткую информацию о ребенке. Имя, фамилия, дата рождения, знак зодиака, именины, обязательно фотографии малыша в разные годы жизни. Тут же можно написать о интересах ребенка, о его характере и привычках, о том что он любит и чего не любит. Все это может меняться из года в год и через 5 лет будет любопытно узнать, что нравилось малышу, например, когда ему было 2 годика. Этот раздел станет своеобразной ознакомительной информацией и исторической справкой.

Второй раздел портфолио можно посвятить семье ребенка. Немного написать о каждом из родителей, о братике или сестре малыша, если таковые имеются. Вставить семейные фотографии и фотографии каждого члена семьи по отдельности.

Вот в принципе и все разделы, которые должны быть, пожалуй, в каждом детском портфолио. Дальше я приведу примерные разделы, которые, на мой взгляд, должны быть в портфолио ребёнка для раскрытия его как личности.

«Давайте знакомиться» (дата рожд., знак зодиака и т. д.)

«Как я расту» (записи роста и веса каждый месяц или год)

«Моя семья» (фото с указанием членов семьи, семейное дерево, семейные традиции)

«Мои друзья» (перечисление самых близких друзей, желательно с фото)

«Что меня окружает» (самые яркие впечатления за определённый период)

«Моё творчество» (работы ребёнка или фото с ними, желательно указывать дату каждой работы)

«Немного обо мне» (описание ребё нка со слов окружающих его людкей: родителей, педагогов, друзей, знакомых)

«Мои крылатые фразы» (интересные слова, вопросы, выражения)

«Мои награды» (это могут быть грамоты, похвальные листы и письма)

Самый главный, на мой взгляд, раздел – это «моё творчество». Это раздел, в котором будут храниться все самые лучшие работы малыша. Сначала его первые неумелые каракули, потом более уверенные рисунки. Там же можно собирать какие-то поделки из бумаги или фотографии тех творений малыша, которые невозможно уместить в папку: поделки из пластилина или из природных материалов и другие. Почему этот раздел самый важный? Потому что, зная о существовании такого раздела, ребенок будет стараться выполнять все свои работы и задания лучше и качественнее, чтобы они обязательно стали достоянием его гордости и вошли в состав портфолио.

Можно внести раздел путешествий ребенка. Но не думайте, что путешествия - это только поездки на море или за границу. Нет. К путешествиям можно отнести походы в зоопарк или цирк, поход с родителями в лес, пикник на поляне около дома и многое другое. Ведь зачастую, во время таких простых мероприятий ребенок получает гораздо больше впечатления, чем во время дальних поездок. Фотографии с попугаем или обезьянкой, с клоуном или с цирковым пуделем, с елкой или полевыми цветами, на море с морской пеной или песчаным замком, на реке с ракушками и камнями и так далее и тому подобные - все это фотографии, которые можно вложить в портфолио. К фотографиям можно написать развернутые и красочные комментарии. Через несколько лет после события вспомнить путешествие будет приятно и вам, и малышу.

Взаимодействие с родителями.

Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.

Важно, чтобы родители могли наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций.

Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.

Создание детского портфолио, это практически ежедневная работа и кропотливый, но, на мой взгляд, очень интересный труд. Создавайте эту папку вместе со своим малышом, подключайте к работе пап, бабушек и дедушек. И, я уверена, эта работа станет любимым делом вашего малыша, ведь ничего не может быть лучше, чем совместный семейный труд!

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Портфолио воспитателя Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования Департамента образования Государственное бюджетное образовательное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационная деятельность «Создание портфолио воспитанника детского сада»
Опубликовано: 5 июля 2014 в 22:13
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД