Евгений Командин
Инновационные формы воспитательной деятельности и дополнительного образования детей как фактор повышения качества образования
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из результатов решения федеральных и региональных задач в области образования является организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении. Перед многими руководителями возникает вопрос: как создать лучшие условия для творческого развития ребенка? А также: как образовательному учреждению заработать дополнительные деньги и улучшить материальное положение своих сотрудников? Наиболее проработанный путь в этом направлении – это организация дополнительных образовательных услуг. Сегодня важно, чтобы образовательный процесс объединял не только основное, но и дополнительное образование. Почему? Потому что основная функция дополнительного образования – психотерапевтическая. Именно здесь для ребенка создается ситуация успеха, предоставляется возможность развития индивидуальных способностей ребенка.
Публикация «Инновационные формы воспитательной деятельности и дополнительного образования детей как фактор повышения качества образования» размещена в разделах
Сегодня каждый родитель понимает значение дополнительного образования ребенка в общем развитии. Поэтому родители уже на этапе дошкольного возраста выбирают для своих детей направления дополнительного образования.
В современном мире спектр образовательных услуг многообразен, все это создает конкуренцию среди дошкольных образовательных учреждений.
Чтобы дошкольному образовательному учреждению стать конкурентоспособным, необходимы следующие условия:
• постоянное внедрение нововведений;
• поиск новых форм образовательной деятельности;
• постоянное обучение и переподготовка кадров;
• проведение маркетинговых исследований с целью изучения потребностей заказчика;
• анализ конкурентов;
• выработка корпоративной культуры.
На современном этапе развития дошкольного образования развитие дополнительного образования сформировало ряд функций :
1. Социальная функция. Ее основное направление стало удовлетворение социального спроса, куда можно включить формирование культуры и современное требование социума, и удовлетворение родительского спроса.
2. Психологическая функция. В психологическую функцию можно включить несколько элементов:
• развивающий - это создание благоприятной развивающей среды, обеспечивающей условия для развития детей;
• релаксационной - это предоставление возможности занятия воспитанникам любимым делом;
• консультационный - данный элемент предназначен для педагогов, родителей и детей. В его основу входят консультации по определенному вопросу.
3. Образовательная функция. Сущность образовательной функции заключается в предоставлении образования по развитию познавательного интереса; предоставление возможности воспитанникам в общении со сверстниками.
Перед руководителем дошкольной образовательной организации встает задача - расширить круг дополнительных образовательных услуг в ДОУ с целью полного удовлетворения потребности родителей (законных представителей) воспитанников во всестороннем развитии детей, их индивидуальных способностей и интересов, а также привлечение средств из дополнительных источников финансирования на развитие материальной базы. Для педагогов – это повышение заработной платы. Рассмотрим основные этапы организации дополнительных образовательных услуг в ДОУ :
Первый этап - изучение спроса родителей (законных представителей) воспитанников на оказание дополнительных образовательных услуг. С этой целью можно провести следующую работу:
1. Проведение анкетирования родителей для выявления востребованности услуг, материальных возможностей потребителей, предложения родителей по оказанию дополнительных образовательных услуг в нашем детском саду.
2. Изучение потребностей родителей в ходе личных встреч и бесед.
3. Размещение информации об оказании дополнительных образовательных услуг на официальном сайте детского сада.
4. Реклама дополнительных услуг в социальных сетях: WhatsApp, Instagram и другие.
5. Информационные буклеты для родителей.
Одновременно с этой работой необходимо изучить круг интересов и предложения по оказанию дополнительных услуг от самих педагогов. Необходимо убедить педагогов в том, что оказание дополнительных образовательных услуг – это не только возможность реализовать свои способности и интересы, но и повышение заработной платы за счет большего охвата воспитанников такими услугами.
Проведение всего мониторинга и полученные качественные и количественные результаты будут являться необходимым ориентиром для выбора направлений дополнительных образовательных услуг. Только на основе полученных данных мониторинга можно говорить о внедрении дополнительных образовательных услуг. Причем необходимо учитывать тот факт, что данная услуга должна оказываться на добровольных началах родителей. Если родитель не согласен в необходимости данной услуги, то он вправе отказаться от неё.
Второй этап - проведение перед началом учебного года родительских собраний в каждой возрастной группе. На родительские собрания можно пригласить команду специалистов, готовых оказывать дополнительные образовательные услуги. Каждый специалист проводит рекламу своей услуги используя различные формы : презентация программы, мастер-класс, выставка работ, круглый стол.
На этом этапе необходимо изучить нормативно-правовую документацию, регламентирующую оказание дополнительных образовательных услуг.
Третий этап - разработка пакета нормативно-правовой базы ДОУ на предоставление дополнительных образовательных услуг.
1. Одним из основных документов ДОО является лицензия.
2. Таким образом, согласно имеющейся лицензии, необходимо внести в Устав пункт о дополнительных образовательных услугах, в котором должно прописано, что в дошкольной образовательной организации могут быть оказаны дополнительные образовательные услуги как на платной основе, так и бесплатной основе с указанием направлений.
3. В соответствии с законодательством необходимо разработать и принять локальный акт, который регламентирует порядок и условия предоставления дополнительных образовательных услуг – это «Положение об оказании платных образовательных услуг».
4. Необходимо учесть, что есть отдельная категория родителей (законных представителей, которая не может позволить себе оплачивать дополнительные образовательные услуги – это социально-незащищенная категория граждан: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети сотрудников детского сада, многодетные и малоимущие семьи. Поэтому необходимо предусмотреть снижение стоимости платных образовательных услуг для этой категории воспитанников.
5. Следующий вопрос, который может возникнуть – каким образом выстраивается стоимость платных образовательных услуг, которая учтет мнение родителей и будет соответствовать их платежеспособности, и мнение руководителя, которому будет выгодна организация дополнительных образовательных услуг не только с точки зрения престижности и имиджа детского сада, отличающегося качеством услуги, но и с точки зрения эффективности.
На каждую платную образовательную услугу составляется калькуляция или смета на платные образовательные услуги. В калькуляции учитываются следующие расходы: заработная плата педагогам и начисления на выплаты по оплате труда; коммунальные услуги, услуги связи, работы и услуги по содержанию имущества, увеличение стоимости основных средств, увеличение стоимости материальных запасов; расходы на обеспечение мероприятий по противопожарной безопасности.
6. По организации дополнительных образовательных услуг необходимо разработать ряд локальных актов:
• Об организации дополнительных образовательных услуг» (с приложениями).
• Об ответственности сотрудников за охрану жизни и здоровья детей.
• Об утверждении списочного состава групп по дополнительным образовательным услугам.
• О мерах по предупреждению незаконного сбора денежных средств с родителей (законных представителей) воспитанников.
Четвертый этап – разработка необходимой документации, регламентирующей деятельность педагогов дополнительного образования :
1. Должностные инструкции.
2. Договор гражданско-правового характера, заключаемый с привлеченными педагогами дополнительного образования, в котором обозначены права и обязанности сторон, срок действия договора, условия оплаты и сведения об исполнителях.
3. Для педагогов дополнительного образования являющихся сотрудниками ДОУ предусмотрены стимулирующие выплаты за оказание дополнительных образовательных услуг, размер которых прописан в Положении об оплате труда.
3. Перечень документации педагога дополнительного образования :
• Программа по направлению дополнительного образования.
• Рабочая программа педагога дополнительного образования в соответствии с возрастом ребенка.
• Учебный план.
• Сетка дополнительных занятий на учебный год.
• График работы дополнительной образовательной услуги.
• Табель посещаемости детей.
Пятый этап – непосредственный алгоритм оказания дополнительных образовательных услуг, который включает в себя несколько шагов:
1. Подача заявлений родителями.
2. Заключение договора с родителями (законными представителями) об оказании платных образовательных услуг.
3. Оказание услуги.
4. Акт о выполненных услугах.
5. Оплата услуги родителями.
Дополнительное образование позволяет не только развивать интеллектуальные и познавательные качества ребенка, но и социально-личностные и эмоциональные качества : дети становятся более общительными, владеющие навыками самоорганизации и самоконтроля, коммуникативными навыками.
Современный детский сад должен стать открытым, мобильным, быстро реагировать на все изменения и выстраивать деятельность в соответствии с интересами и ожиданиями детей, родителей, общества в целом и государства.
Литература
1. Актуальные проблемы развития ребенка в дошкольном и дополнительном образовании / Под ред. А. А. Майер. – СПб. : Детство-Пресс, 2013.
2. Барсукова Л. Я. и др. Детский сад в условиях финансовоэкономической и хозяйственной самостоятельности // Дошкольное образование, - 2002. - № 01.
3. Березина В. Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования : Учебно-метод. пособие. – М. : АНО «Диалог культур», 2007.
4. Езопова С. А. Менеджмент в дошкольном образовании : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2003.
5. Интеграция общего и дополнительного образования : Практическое пособие / Под. ред. Е. Б. Евладовой, А. В. Зоютаревой, С. А. Паладьева. – М. : АРКТИ, 2006.
6. Казакова Н. И. Привлечение внебюджетных средств в ДОУ. – М. : Творческий центр, 2006.
7. Организация дополнительных платных услуг в дошкольном учреждении / Сост. И. В. Липова, Ю. В. Антонова. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2013.
8. Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг[Электронный ресурс] // Российская газета. – 23 августа 2013 года. Режим доступа: https://www.rg.ru/2013/08/23/uslugi-dok.html , свободный.
9. Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155 ФГОС ДО [Электронный ресурс] // Российская газета. – 28 октября 2013 года.
Режим доступа: https://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html , свободный.