Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет

Ольга Попкова
Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» (для детей 5-7 лет)

Срок реализации- 2 года

Составила - Попкова О. Н. воспитатель

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа экологической направленности «Друзья природы» направлена на формирование у детей элементарного экологического мировоззрения и основывается на возрастных особенностях детей 5-7лет. Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Конституция РФ, ст. 43, 72;

- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

- Федеральный Закон от 29.1*2.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";

- Устав МБДОУ д\с №2 ;

- Образовательная программа МБДОУ д\с №2.

Программы: «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Семицветик» В. И. Ашикова и С. Г. Ашиковой, «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой, «Жизнь вокруг нас» Н. А. Авдеевой.

Новизной данной дополнительной общеобразовательной программы является то, что важная роль в изучении программного материала отводится непосредственному взаимодействию детей с природой (практические занятия, наблюдение за жизнью растений и животных, экологические акции, экскурсии в природу и т. д.)

Отличительная особенность программы. Данная программа способствует более эффективному развитию детей через экологизацию предметно-развивающей среды, создание условий для каждодневного общения ребенка с природой как внутри дошкольного образовательного учреждения, так и за его пределами, а также создание экологических образовательных центров (модельных и искусственных экосистем, организация экологического просвещения родителей, проведение экологических акций и т. д.). Программа ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения – путем экспериментальной деятельности. Вырабатываются навыки экологически грамотного и безопасного поведения в быту и в природе, бережное отношение к объектам живой и неживой природы.

Педагогическая целесообразность данной дополнительной общеобразовательной программы состоит в том, что знания, полученные детьми после прохождения тем программы, могут использоваться ими в последующем освоении школьных предметов, в их повседневной жизни: знания о жизнедеятельности растений и животных, о связях их с окружающей средой и сезонных изменениях в природе послужат основой для изучения школьного курса «окружающий мир»; знания по практической экологии способствуют развитию навыков творческой, исследовательской работы; общение с окружающей природой, растениями и животными в процессе усвоения программы будут способствовать развитию у детей чувства добра и гуманности ко всему живому. Занятия по данной дополнительной программе стимулируют познавательную деятельность детей, развивают их коммуникативные умения, творческие способности.

Актуальность программы.

В настоящее время мир находится на грани экологической катастрофы. Именно поэтому, экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. Работа по начальному экологическому образованию особенно важна в дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте закладывается доброта, забота о людях и «братьях наших меньших». Именно в этот период важно успеть заложить ростки ответственности за свои поступки, любовь к людям, природе, своему краю, направить интерес детей от любопытства к любознательности и потребности в познании. Природу любят многие, но внимательно и бережно относиться к ней могут только понимающие, экологически грамотные люди. Актуальность программы состоит в том, чтобы довести до каждого ребёнка значимость природы в жизни человека, необходимость бережного отношения к окружающей среде.

Цели программы: формирование начал экологической культуры (правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется).

Задачи:

Образовательные:

- накопление знаний о живой и неживой природе, взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов экологии;

- создание условий для полноценного экологического воспитания;

Развивающие:

- формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе, правильного поведения и общения;

- развитие потребности в созидании и творчестве;

Воспитывающие:

- формирование у дошкольников осознано правильного, гуманного отношения к природе;

- воспитание любви к природе через прямое общение с ней.

Реализация данной программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:

- готовностью педагога к осуществлению экологического образования; - постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;

- построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;

- активным участием родителей в воспитательном процессе; др.

Режим занятий.

Осуществляется путём организации занятий 1 раз в неделю по 25-30 мин. Отбор детей производится с письменного согласия родителей. План работы может корректироваться в зависимости от уровня подготовки и заинтересованности детей в конкретном вопросе.

Формы проведения - наблюдение, беседа, опытно-экспериментальная деятельность, проектирование.

В зависимости от характера усвоения изучаемой темы обучение по мере необходимости проводится как групповое, коллективное, так и индивидуальное.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

К семи годам ребёнок:

Будет знать животный и растительный миры, роль человека в природе, будет уметь различать и называть растения, кустарники, деревья, комнатные растения.

Дети смогут объяснять экологические зависимости, будут гуманно относиться ко всему живому, научатся правильному поведению в природной среде. Дети научаться ухаживать за растениями и животными.

Познакомится с основными экологическими праздниками, «Всемирный день защиты животных - 4 октября- «Всемирный день охраны окружающей среды», «1 апреля – Международный день птиц», «22 апреля – Международный день Земли»

К концу первого года обучения дошкольники должны знать:

- отличительные особенности живой и неживой природы,

- царства живой природы, их особенности;

уметь:

- внимательно наблюдать за живой и неживой природой,

- делась простейшие выводы,

- сравнивать объекты.

К концу второго года обучения воспитанники должны знать:

-основные среды жизни,

- приспособления некоторых организмов к среде жизни;

уметь:

- составлять простейшие цепи питания,

- делать выводы о сезонных изменениях в природе, труде людей и т. д.

Учебный план

№ п/п Наименование курса Количество часов

1 год обучения 2 год обучения

1 «Неживая природа» 14 9

2 «Живая природа» 18 23

Содержание образовательной программы

Содержание программы представлено примерным тематическим планированием. В первый год обучения занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут, во второй год обучения – по 30 минут. В возрасте 5 - 6 лет дошкольникам свойственна доброта и отзывчивость, внимание к окружающим животным, птицам, людям и растениям, готовность оказать посильную помощь нуждающимся в ней.

С 6 до 7 лету детей проявляется познавательный интерес к природе и ее роли в жизни человека; - экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе.

Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать. Основная задача ДОУ – подготовка детей к школе. Но кроме теоретической базы, необходимо заложить в ребенка и хорошую психологическую, нравственную основу. Без участия и поддержки семьи это трудно осуществить, поэтому большая роль в данной программе отводится совместной детско-родительской деятельности. Открытые занятия, акции, совместное проектирование детей и родителей, презентации решают не только учебные, образовательные и воспитательные задачи, но и помогает справиться с дефицитом общения, внимания между ребенком и взрослым.

Календарный учебный график 5-6 лет

№ п\п Содержание Наименование возрастных групп

старшая группа

1 Количество возрастных групп одна группа

2 Начало учебного года 01.09.2016

3 Окончание учебного года 31.05.2017

4 Количество часов в неделю 1

5 Количество часов в год 32

6 Зимние каникулы с01.01.2017г по10.01.2017г

7 Время проведения ДО среда, 16.00-16.25

8 Продолжительность ДО 25 минут

9 Регламентирование ДО на один день 1 ДО, вечер

10 Педагогическая диагностика индивидуального развития 3 раза в год

Сентябрь, январь, май

Календарный учебный график 6-7 лет

№ п\п Содержание Наименование возрастных групп

Подготовительная группа

1 Количество возрастных групп одна группа

2 Начало учебного года 01.09.2017

3 Окончание учебного года 31.05.2018

4 Количество часов в неделю 1

5 Количество часов* в год 32

6 Зимние каникулы с01.01.2017г по10.01.2017г

7 Время проведения ДО среда 16.00-16.30

8 Продолжительность ДО 30 минут

9 Регламентирование ДО на один день 1 ДО, вечер

10 Педагогическая диагностика индивидуального развития 3 раза в год

Сентябрь, январь, май

Диагностика результативности программы

Эффективность данной программы рассматривается в двух направлениях: личностном и внешнем.

Контроль результатов обучения

Достижения ребенка сравниваются не со стандартами, а с исходными возможностями. Для этого используется стартовая диагностика. Дальнейшее отслеживание результатов обучения проводится в течение года и по итоговому тестированию в конце учебного года.

Подведение итогов по результатам освоения данной программы проводиться в следующих формах контроля:

1)входящая диагностика:

собеседование с целью выявления образовательного уровня обучающихся, их интересов и способностей при поступлении в кружок.

2) текущий контроль:

- наблюдение за выполнением заданий, требований педагога, правил поведения в природе;

- выставки творческих работ обучающихся.

3) итоговый контроль:

- участие в выставках, праздниках.

Условия реализации программы

1. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий.

2. Высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный процесс по ДОП в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества.

3. Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.

4. Обеспечение психологического комфорта ребенка в МБДОУ с целью сохранения здоровья воспитанника.

Материально-методическое обеспечение:

В основу программы заложены как традиционные, так и нетрадиционные методы педагогической работы. С целью формирования теоретических знаний и практических навыков используются практические и теоретические методы. Важное место в программе отводится организации совместного творчества детей, при этом используются различные формы совместной творческой работы: КТД, театрализация, командные игры.

Материально-техническое оснащение ДО:

1. Ноутбук

2. Проектор

3. Экран

4. Магнитофон

5. Презентации

6. Видеофильмы

7. Книги

Библиотечный фонд:

Учебно - методические комплексы (дидактические материалы ДО) Книги для чтения: сказки, потешки, поговорки, басни. Пособия с иллюстрированным материалом. Плакаты и таблицы к занятиям с комментариями.

Экранно - звуковые пособия: Аудиозаписи.

Видеофильмы

Список использованной литературы:

1. Ашиков В. И. и Ашикова С. Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. /В. И Ашиков, С. Г. Ашикова. – М: Изд-во «Российское педагогическое агенство», 1997

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. ,. Щетинина В. В. Неизведанное рядом - М.: ТЦ «Сфера», 2001.

3. Ковинько Л. В., Секреты природы - это так интересно!- М.: 2004

4. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С. Н. Николаева. - М.: Просвещение – 1999.

5. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.

6. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа/авт. -сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011.

7. Плешаков А. А. «От земли до неба: атлас – определитель» - М.: Просвещение, 2010

8. Рыжова Н. А. «Наш дом природа». Блок занятий «Я и природа» - М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005

9. Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина, камни» - М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005

10. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С. Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320

Публикации по теме:

Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» для детей 3–7 лет 1. Пояснительная записка Все дети на свете любят общаться с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвётся,.

Отчёт о результатах деятельности экологического кружка «Друзья природы!» для детей 3–4 лет Отчёт о результатах деятельности экологического кружка «Друзья природы!» Для детей 3-4 лет Воспитатель Байбара Т. В. Экологическое состояние.

Программа дополнительного образования детей «Дельфинёнок» на 1 год обучения для детей 6–7 лет Структура программы Пояснительная записка Учебно- тематический план кружка Содержание программы Методические рекомендации к проведению.

Программа дополнительного образования для детей 6–7 лет по художественно-эстетическому развитию «Юный фантазер» .

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Весна
  • Осень
Автор публикации:
Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет
Опубликовано: 22 сентября 2018 в 16:00
+127Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 46.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект логопедического занятия «В гости к Фиксикам»
Конспект занятия В гости к Фиксикам Образовательные области: познавательно - речевая и коммуникативно-личностная. Интеграция видов деятельности:...
Лэпбук на якутском языке «Животные и растения Якутии».
Лэпбук "Животные и растения Якутии" Хангаласский улус, село Улахан - Ан МБДОУ 15 "Кыымчаан" Обучающий Лэпбук создан для ознакомления детей...
Открытое занятие «Путешествие по сказкам» младшая группа.
Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Путешествие по стране сказок» Задачи: Образовательные: 1. Закрепить знание русских народных сказок...
ООД по художественно-эстетическому развитию «Вишенки на торт Ёжика» в группе раннего...
Задачи : систематизировать знания детей о фруктах. Обеспечить развитие умения катать шарик. Воспитывать желание заботиться о ежике. Материалы:...
ООД по речевому развитию в группе раннего развития «В осенний лес к ёжику»
Задачи: систематизировать знания детей об осенних приметах. Формировать умения говорить небольшими предложениями. Предварительная работа: Разучивание ч...