МААМ-картинки

Инновационные методики духовно-нравственного воспитания дошкольников

Валерия Ивлева
Инновационные методики духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Сейчас подрастающее поколение так же, как и триста лет назад, нуждается в правилах поведения в различных областях своей жизни, чтобы вырасти полноправным членом общества, быть приятным собеседником, востребованным сотрудником, стать разносторонне развитой личностью.

Все это лежит в основе духовно-нравственной стороны воспитания.

В области дошкольного образования всесторонне был исследован процесс формирования духовно-нравственных основ. Понятия «нравственный» и «духовный» определяются следующим образом:

Публикация «Инновационные методики духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах

С. Я. Рубинштейн считает, что «духовность» - это состояние близости души, внутреннего мира человека.

Р. С. Буре полагает, что «нравственность» - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).

Если ориентироваться на личностный рост и самореализацию, то духовные ценности имеют потрясающее влияние на нашу жизнь. Они дают нам знания, ориентиры, цели и мотивацию для непрерывного прогресса. По сути, их можно рассматривать как сверхспособности, которые могут направить энергию в нужное русло, чтобы предоставить нам дополнительные ресурсы для самореализации, поднять нас на новый уровень.

Для более ясного осознания и принятия духовно-нравственных ценностей (человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством) педагог в своей воспитательной работе активно применяет элементы различных технологий.

Для формирования у детей критического мышления, способности сопоставлять, размышлять, опираясь на знание фактов педагог прибегает к использованию проектной деятельности. Данная технология позволяет повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Проектная деятельность всегда ориентирована на результат, то такой совместный процесс достижения конечной цели, в той или иной форме полезен для духовно-нравственного развития и формирования знаний, умений дошкольников в этом направлении. Примерная тематика проектов была так же разработана в МАДОУ «Радость» комбинированного вида структурное подразделение детский сад № 168, Свердловской области, города Нижний Тагил: «Мир вокруг нас», «Дерево добра», «Край в котором ты живешь», «Наши пернатые друзья», «История варежки», «Театр», «Здравствуй, масленица».

Одной из инновационных форм работы по развитию духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста является создание «лэпбуков» различной тематики. Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей.

Темы лэпбуков духовно-нравственной направленности которые представлены в работах педагогов МДОУ "Детский сад №85 Кировского района Волгограда" : «Моя семья», «Впустите в сердце доброту», «Кем быть?», «Мой любимый город», «Хорошие и плохие поступки», «Любимые сказки».

Художественная литература всегда была и остается незаменимым источником формирования у дошкольников различных ценностей. Технология под названием «Книжка – малышка» является завлекающим процессом изготовления дошкольниками книжек на материале сказок, рассказов или драматизаций педагоги учат детей оценивать характеры героев, их поступки, понимать, «что такое хорошо и что такое плохо». Художественная литература заставляет детей сопереживать персонажам и событиям, сочувствовать им, что постепенно формирует определённые моральные оценки, имеющие несравненно большую воздействующую силу. МДОУ №30 «Северное сияние», Республика Коми город Инта провела обмен опытом с коллегами по изготовлению дидактических материалов совместно с детьми.

Одним из эффективных методов духовно- нравственного воспитания детей является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Инновационность данной методики – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Темы синквейна духоно –нравственного воспитания : Фольклор, семья, худ. литература, история и т. д.

Технологию «Кластер» можно использовать на разных этапах работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Смысл «кластера» в выделении смысловых единиц и их графическом оформлении в виде грозди. В центре – ключевое понятие. Правила составления «кластера» очень простые. Выделяем центр – это наша тема. От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.

Так как не все дети умеют читать, можно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры.

Темы направлений духовно - нравственного развития детей представленные педагогами МБДОУ «Детский сад с. Зоркальцево» Томского района: «Животный мир»; «Семья»; «Мои добрые поступки», «Что такое хорошо и что такое плохо» и т. п.

В работе по духовно-нравственному воспитанию педагог может использовать технологию «Скрайбинг».

Скрайбинг "рисовательный", классический вариант скрайбинга. Рука ребенка рисует на листе картинки, изображения, текст записывается отдельно. Для монтирования скрайбинга использую программы Nero Vision и Windows Live Movie Maker, соединяя, ускоряю сюжет с добавлением аудио файла.

Скрайбинг "аппликационный". На лист бумаги или любой другой фон дети выкладывают (наклеивают) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту. И далее происходит монтирование сюжета с добавлением аудио файла, записанным с детьми.

Темы духовно нравственного воспитания : красота природы, времена года, просторы необъятного космического пространства, бытие русских народных сказок.

Рисунок представляет собой новую, воображаемую жизнь, которая создается в процессе изобразительного творчества. Эту жизнь ребенок не только создает, но и сам в ней участвует. Самореализация детей в художественно-творческой деятельности с применением технологии нетрадиционных техник рисования неразрывно связанных с обогащением духовного опыта ребёнка, педагог способствует развитию его личностных качеств, творческого мышления, воображения и способности к самовыражению.

Самой традиционной и легкореализуемой является игровая технология. Педагог может подобрать различную тематику для сюжетно-ролевой игры, театральной деятельности, дидактические игры на темы духовно –нравственного воспитания.

Довольно распространённой и хорошо наглядной стала технология «Говорящие стены». Использование высказываний, поучительных слов из сюжета народных сказок, пословиц, поговорок так же способствует формированию духовно-нравственного развития дошкольника.

Не стоит забывать про педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды. Ей характерна системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей духовно нравственного развития. В МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 29", город Иваново, воспитатели активно подошли к разработке краеведческого уголка, создав для него тематические дидактические игры.

Технология рабочей тетради нашла применение в МАДОУ "Центр развития ребенка- детский сад №112", Сыктывкар Республика Коми. Она предназначена для формирования и развития у детей нравственных представлений и качеств личности, познавательного развития и развития речи дошкольника. Тетрадь для дошкольника предназначена для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми 5 – 6 лет. Материал структурирован по осваиваемым категориям Вера, Надежда, Любовь, Мудрость и темам «Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово». Вопросы и задания в рабочей тетради побуждают ребенка к размышлению, к осознанному пониманию духовно-нравственных категорий и ценностей.

Комиксу как инновационной технологии присуща функция, которая имеет цель формировать духовно-нравственные ценности человека. Сама технология подразумевает зарисовку сатирической направленности, которая решает не только проблему развития у дошкольников критического мышления, но и постепенно формирует определённые моральные оценки, имеющие несравненно большую воздействующую силу.

Таким образом, все выше перечисленные технологии помогают воспитателю не только вносить разнообразие в образовательный процесс, но и целенаправленно решать задачи духовно-нравственного развития дошкольников.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей»Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей» Рождество Христово – великий праздник, замыкающий церковный год, но в то же время – новый год открывающий. Наряду с Новым годом, Рождество.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Конспект внеурочного занятия духовно-нравственного направления в 3 классе «Тепло родного дома» Конспект внеурочного занятия (Духовно-нравственное направление) Класс: 3 Тема: «Тепло родного дома» (Рабочая программа внеурочной деятельности.

Уголок духовно-нравственного воспитания в старшей группе «Россия — ты великая держава»Уголок духовно-нравственного воспитания в старшей группе «Россия — ты великая держава» Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре является важной и приоритетной частью нравственного воспитания, включая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные методики духовно-нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 22 марта 2023 в 17:35
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные методики духовно-нравственного воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Валерия Ивлева (УИ 2437672) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД