Папки-передвижки

Инновационные методы работы по экологическому воспитанию дошкольников в условиях пандемии

Светлана Маркеева
Инновационные методы работы по экологическому воспитанию дошкольников в условиях пандемии
▼ Скачать + Заказать документы

Федорцова Светлана Александровна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 35»

г. Арзамас Нижегородская область.

[№1] Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле, она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо только при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. Понятно, что большое значение приобретает экологическое воспитание.

Публикация «Инновационные методы работы по экологическому воспитанию дошкольников в условиях пандемии» размещена в разделах

Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений.

[№ 2] Первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Ребенок в эти годы овладевает своим телом и основными движениями, у него развиваются сенсорные ощущения, на их основе формируется восприятие. Быстро накапливается жизненный опыт, расширяется круг представлений, ребенок во многих отношениях становится управляемым. Этому способствует развитие произвольных процессов: сосредоточенного внимания, воли, социальных эмоций. В это время происходит становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

Ведущее значение в развитии интеллектуальных и личностных процессов имеет общение ребенка с взрослым - оно определяет его эмоциональное самочувствие, отношение к людям и окружающему миру в целом. Формируя у детей теплое, любовное отношение к реальной природе, конкретному ее объекту или явлению, взрослые помогают им прочувствовать и осмыслить красоту и совершенство в природе, особенно на экскурсиях, сопровождаемых эмоциональными беседами.

Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок был зрелым не только в физическом и социальном отношении, но и достиг определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. На этой основе должна формироваться экологическая культура личности, направленная на гармонизацию отношений человека с природой.

Экологическое воспитание - это сравнительно новое направление дошкольной педагогики.

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно – правильного отношения к объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно – правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными. Если систематически, на протяжении нескольких лет, ребенка знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях, у него возникает интерес к проявлениям природы, понимание специфики всего живого, желание практически сохранить, поддержать или создать нужные условия для развития и жизни растений и животных.

[№3] Пандемия коронавирусной инфекции поставила педагогических работников по всему миру перед рядом сложных вызовов, но при этом подарила колоссальный опыт работы в дистанционном режиме. Обучение детей дошкольного возраста исключительно в дистанционном формате при необходимости может быть реализовано в рамках небольшого периода времени.

В условиях обучения дошкольников в дистанционном формате целесообразно использовать инновационные формы и методы экологического воспитания. Также работа по экологическому воспитанию предполагает тесное взаимодействие с родителями через общение в родительских чатах и на платформе ZOOM.

1. «Экологические игры»

[ № 4] Экологическая игра помогает педагогу в более доступной форме донести до детей смысл сложных природных явлений; развивает познавательные способности у детей; уточняет, закрепляет, расширяет имеющиеся у детей представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.

Педагог рекомендует родителям содержание сюжетно-ролевых игр: «В лес за грибами и ягодами», «На рыбалку вместе с дедом», «Путешествие по горам», «К бабушке на грядку» и т. д.

Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации («Я – цветок ромашка», «Я - осенний дождь», «Я - маленький лягушонок», «Я- фермер» и другие) дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней;

2. «Письмо-жалоба»

Интересным приёмом в работе с детьми, является получение писем-жалоб от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода - те, кто нуждается в помощи и защите человека. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, лесу, реке и т. д. Как нужно оберегать и охранять природу – своего края и всей планеты.

3. «Диалог с природой»

Использование приёма диалога с природой - нацеливает на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности. «Спросим у реки, какая рыба в ней живёт»

4. [№ 6] «Метод экологической идентификации»

«Метод экологической идентификации» - отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением. Например, обыгрывание ситуации «Я - муравей…

5. «Метод моделирования».

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Цель моделирования в экологическом воспитании - обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях. Моделирование (предметное, графическое, практическое) формирует глубокое и осмысленное познание явлений природы, помогает подготовить дошкольников к школе и сохранить непрерывность в образовании детского сада и начальной школы.

6. «Мнемотехника»

Обучение строится от простого к сложному. Нарисованное должно быть понятно детям. Примером может служить мнемотаблица: «Путешествие капельки», и т. д.

7. «Проектно - исследовательская деятельность»

Дошкольники прирожденные исследователи. Это возраст, когда ребенок хочет познать все, Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников на экологическом материале позволит педагогам формировать ключевые компетентности у ребенка: умение увидеть проблему, искать и находить информацию, работать в группе, рассказывать о результатах, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь.

8. «Экологические акции»

Дети, совместно с родителями активно участвствуют в проведении экологических акций, праздников, осознанно понимая необходимость защиты природы, Земли от разрушения, стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города.

9. «Экологический сторисек»

Экологический сторисек «мешок историй»– это интересный современный вариант такой традиционной формы работы с детьми, как «чтение вслух». Как выглядит «мешок историй»? Это настоящий полотняный мешок или рюкзачок, внутри которого находится хорошая иллюстрированная книга. Дополняют книгу мягкие игрушки, реквизит, научно-популярная, энциклопедическая литература по теме, аудиокассета или компакт-диск, дидактическая либо развивающая игра, и многое другое.

Формат «экологического сторисека» предполагает выбор какой-либо детской экологической художественной книги для чтения вслух и подготовку комплекта методических материалов к этой книге, что, несомненно, поможет сделать чтение более интересным, а процесс усвоения экологических знаний - увлекательным. Можно привлекать к чтению экологических сказок - бабушек воспитанников. Они приходят в вечернее время и дети с удовольствием ждут с ними встречи. Задачи сторисека: чтение хорошей детской литературы экологической направленности, расширение кругозора ребенка, пополнение словарного запаса, развитие навыков осмысленного восприятия окружающего мира, навыков обсуждения, стимулирование интереса к природе и природоохранной деятельности.

10. «Эко-сумка»

В качестве «мешка историй» хорошо подойдет эко-сумка, сшитая своими руками. Эко-сумка - это сумка из ткани, самой простой конструкции, призванная заменить полиэтиленовые пакеты. В таких сумочках можно носить корм для птиц на прогулку в парк.

[№5 ]11. «Живая книга»

Это современный вариант традиционной формы «вечер встречи» с той разницей, что «живая книга» дает возможность непосредственно пообщаться с человеком (прочитать «живую книгу») и получить представление:

• о профессиях,

• социальных группах связанных с экологией;

• о чистоте окружающей среды, как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на земле и др.

«Книгами» могут быть экологи, волонтеры, медицинские работники, краеведы, лесничие, музейные и библиотечные работники, писатели, поэты и другие интересные люди, посвятившие себя проблеме охраны окружающей среды.

12. «Информационные технологии»

Одним из наиболее доступных средств использования компьютерных технологий в обучении дошкольников являются мультимедийные презентации, дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи (записи голосов птиц, млекопитающих, шум и голоса леса, прибоя, дождя, ветра и т. д.).

13. «Творческие объединения»

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески поэтому, инновационным в работе могут считаться создание творческого объединения по познавательно исследовательской деятельности «Познавай-ка», где для ребёнка предоставляется полная свобода для проявления познавательной, эмоциональной, социальной и моторной активности в процессе экспериментирования.

Таким образом, несмотря на возникшие трудности, подавляющее большинство работников дошкольного образования оценили дистанционный формат работы детского сада, как временную меру реализации образовательной программы и возможность его использования для определенной категории детей, которые, например, находятся на карантине. Тем не менее, педагогические работники дошкольных образовательных организаций готовы продолжать осваивать новые информационные технологии и цифровые инструменты для обеспечения эффективности образовательного процесса.

Литература:

1. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей. Учеб М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 336с

2. Николаева С. Н. Парциальная программа "Юный эколог". Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. - М. : Мозаика - Синтез, 2016. - 208 с.

3. Тарасова Н. В. Система дошкольного образования в период пандемии / Н. В. Тарасова, С. М. Пестрикова // Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации – URL : https://firo.ranepa.ru/novosti/105- monitoring-obrazovaniya-na-karantine/ ( дата обращения: 04.11.2020).

4. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

5. Ковинько, Л. В. Секреты природы - это так интересно! - М. : Линка-Пресс, 2004. – 72с. : ил.

6. Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - М. : Амрита-Русь, 2008. - 256 с. -

Публикации по теме:

Фотоотчет о занятиях по экологическому воспитанию дошкольников к Дню здорового питания на МAAM (из опыта работы)Фотоотчет о занятиях по экологическому воспитанию дошкольников к Дню здорового питания на МAAM (из опыта работы) Заботясь о здоровье ребенка, нельзя забывать о пользе овощей и фруктов, ведь все они богаты витаминами и минералами, необходимыми для.

Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» Уважаемые коллеги! Рада поделиться с Вами очередной публикацией "Участие в семинаре "Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации.

Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС» Участие в семинаре по теме: "Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС" Автор методики Н. М. Метенова. Метенова Надежда.

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольниковОбобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников Уважаемые коллеги, спешу поделиться с вами своей радостью. Много лет занимаюсь вопросами экологического воспитания дошкольников. Обобщая.

Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию дошкольников на 2015–2016 учебный год. Утверждаю Директор МКОУ НШДС №5 ___/Л. Б. Битуева/ «___»___2015г Перспективный план работы творческой группы по.

Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию дошкольников на 2016–2017 учебный год Утверждаю Директор МКДОУд/с №5 ___/Л. Б. Битуева/ «___»___2016г Перспективный план работы творческой группы по.

Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию дошкольников на 2017–2018 учебный год Месяц Содержание деятельности Сентябрь 1. Заседание членов творческой группы. 2. Обсуждение и составление перспективного плана работы.

Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию дошкольников на 2019–2020 учебный год Сентябрь 1. Заседание членов творческой группы. 2. Обсуждение и составление перспективного плана работы на новый учебный год. Октябрь.

Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию дошкольников на учебный год Месяц Содержание деятельности Сентябрь 1. Заседание членов творческой группы. 2. Обсуждение и составление перспективного плана работы на.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные методы работы по экологическому воспитанию дошкольников в условиях пандемии
Опубликовано: 13 декабря 2021 в 15:25
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные методы работы по экологическому воспитанию дошкольников в условиях пандемии» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Маркеева (УИ 352007) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД