Приложение МААМ

Инновационные технологии на уроках музыки в начальной школе

Лилия Литовка
Инновационные технологии на уроках музыки в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы

Литовка Лилия Евгеньевна

учитель музыки МАОУ СОШ №12

Инновационные технологии на уроках музыки

Развитие творческих способностей ребёнка на уроке музыки является одной из актуальных задач современного музыкального воспитания. Проявлением творческого начала являются раскрепощённость, проявление артистизма, выразительности, характерности движений, импровизации в музыкально-ритмических движениях, в использовании выразительных стихов, наглядности, от ощущения, чувства – к движениям, характерным для определённого персонажа, или подборе ритмического сопровождения к песне, в выборе тонов и красок в рисунке, а так же в выборе инструментов детского оркестра.

Публикация «Инновационные технологии на уроках музыки в начальной школе» размещена в разделах

Например, детям предлагаю стать «композиторами» и сочинить оркестровку фрагмента «Белочка» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова. Прослушав музыку, вместе с детьми выбираем инструменты детского оркестра, которые, по мнению моих учеников, соответствуют звучанию каждой музыкальной фразы. После тщательного подбора инструментов, исполняем музыку следующим образом : в первой фразе на сильную долю такта вступают колокольчики, следующую фразу исполняют треугольник и бубен, затем, когда музыка становится динамически более насыщенной, вступают трещотки, тамбурины, шумовые инструменты, сделанные своими руками.

При разучивании песни, мы обязательно рисуем рисунок, отражающий главного героя или песенный сюжет. На этапе разучивания песни я ввожу ритмические движения, которые 1) помогают лучше запомнить слова песни, 2) развивают образное мышление, 3) развивают творческое начало, ощущение музыки, самовыражение через музыкально-танцевальную деятельность. Когда песня хорошо усвоена, ребята с удовольствием к выученным движениям подключат импровизационные дополнения. В проигрыше песни, особенно подвижные ребята могут выделиться: взять на себя инициативу – исполнить музыкально-танцевальный фрагмент сольно, выйдя перед всем классом. Здесь и брей-данс и даже реп, и просто танец «от души» с использованием народных или современных движений, что ещё больше активизирует детей, вызывает яркие радостные эмоции (удивление, искренний восторг, дружескую поддержку).

Таким образом, дети получают комплексное развитие на уроке музыки. Задействован каждый ребенок, весь класс танцует и поёт! Урок превращается в яркое эмоционально-насыщенное действо. Практически у каждого оценка на каждом уроке! Такой эмоциональный выброс способствует снятию утомления, разряжает атмосферу, влечёт положительные эмоции и психологическую разгрузку. Крайне редко встречаются дети, не желающие или стесняющиеся включаться в работу на уроке. Конечно же, не все у всех сразу получается, но после неоднократного повторения и вхождения в роль, всё у всех замечательно выходит! Сила детского коллектива играет важную роль. Постепенно уходит стеснение, скованность, закомплексованность. Дети ярче переживают музыкальные впечатления, учатся корректно и эстетично выражать свои эмоции. «Музыкальный язык» тоже совершенствуется, обогащается – вот и метапредметность, развитие речи! Ребятам нравится, что есть дополнительная возможность поучить, пройденный на уроке материал, дома (у нас с начала учебного года заведены тетради по музыке, в которых мы выполняем задания, записываем ноты и музыкальные термины, краткие сведения о композиторах, размещаем тексты детских песен, свои рисунки-иллюстрации, раскраски, дополнительный материал, свои творческие работы). Когда, я вижу, что мои ученики заинтересованы в учебном процессе, я стараюсь ещё больше: создаю викторины, тесты, музыкальные кроссворды, которые предлагаю детям в качестве самостоятельной или групповой работы, и как домашнее задание. Наилучший эффект для развития речи даёт синквейн. Мои ученики познакомились с этим приёмом во 2-м классе. К 4 классу они с удовольствием сами придумывают учебные творческие задания в технике синквейн, без труда составляют тесты, кроссворды, даже сочиняют стихи и музыку.

Часто при разучивании новой песни - домашним заданием является разучивание песни с любимой куклой, братом-сестрой, родителями, бабушкой-дедушкой, можно даже со своим отражением и т. д. Ребенок занимается дома, выполняет несложные задания в тетради (прописать скрипичный ключ, нотки, дорисовать рисунок, начатый в классе, или творческое задание: составить кроссворд по теме урока, стать писателем и дописать, как, по его мнению, могла бы закончиться песня, или продолжить ее, придумав дальнейшее развитие сюжета и т. д.). Дома ребенок открывает тетрадь, повторяет песню, движения к ней, может самостоятельно организовать настоящий концерт для домочадцев или друзей. И это замечательно! Мотивация к обучению всё время должна подкрепляться, подпитываться. Обучения музыки и другим предметам в начальной школе должно давать замечательные плоты. От наглядно-действенного мышления ребята активно и более стремительно переходят к наглядно-образному мышлению. Хорошо развивается речь, артикуляционные и дикционные навыки и умения. Появляется и закрепляется смелость самовыражения, растёт уверенность в себе, своих в творческих способностях, проявляется инициатива, стремление создавать Прекрасное, быть его частью.

Проблемой инновационных технологий занималось и продолжает заниматься большое число талантливых ученых и педагогов: Н. Н. Суртаева, В. И. Андреев, В. Д. Симоненко, В. А Сластёнин и многие другие. Все они внесли неоценимый вклад в развитие инновационных процессов в России. Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся и развивающемся обществе, формирование у него способностей к самовыражению и саморазвитию. В методике преподавания музыки накоплен опыт применения таких технологий. Остановлюсь на некоторых из них.

Характерной принадлежностью современного урока музыки считаю технологии проблемного обучения, которые развивают школьника, формируются качества личности, обеспечивающие решение познавательных, коммуникативных, развивающих и творческих задач. Эта технология привлекает меня своей нестандартностью, открывает большие практические возможности, способствует развитию творчества, преодолению пассивности детей на уроке, формирует и развивает ключевые компетентности обучающихся.

В рамках компетентностного подхода, использую систему методов, обеспечивающих усвоение школьниками музыкальных знаний, способов умственной деятельности, развитие их творческих способностей и повышающих интерес детей к самостоятельному процессу познания. Так, например, изучая русские народные инструменты, учащиеся самостоятельно знакомятся с историей их возникновения, находят музыкальные примеры, рисунки. Рассматривая жанр песни, мы исполняем произведения современных авторов, исследуем эмоциональное содержание песни, придумываем и вместе разучиваем танцевальные движения, подходящие именно к этой песне, учимся показывать, о чем поется, какое настроение передано автором и откликается с нас – исполнителях, оцениваем себя, сравниваем навыки и умения в динамике по сравнением с прошлым годом, полугодием, четвертью, видим собственный рост и гордимся успехами своих одноклассников.

Широкие возможности для развития многих компонентов личности (опыта творческой деятельности, рационального стиля мышления, эмоционального, теоретического и практического познания окружающего мира) создает технология проектной деятельности. Метод исследовательского изучения. Учебный процесс организую путем применения системы теоретических и практических исследовательских заданий, характеризующихся высоким уровнем проблемности. Многие этапы познавательного процесса школьники "проходят" самостоятельно, используя главным образом продуктивно-практический и поисково-исследовательский методы обучения. Самым высоким уровнем познавательной самостоятельности обучающихся считаю исследовательский метод решения учебной проблемы или задачи. Его использую на обобщающих уроках, виртуальных экскурсиях, а также при работе над исследовательским проектом. Проекты детей разрабатываются в рамках урочной, и внеурочной деятельности, проведения предметных недель, как части общешкольных и сетевых программ и проектов. Большое место в своей практике отвожу интеграции знаний. Стараюсь каждый урок сделать супер-интересным интегрированным. Вместе с ребятами доказываю неразрывную связь музыки с живописью, литературой, кубановедением, окружающим миром, здоровым образом жизни, с внеурочной деятельностью «Я – исследователь», «Мы твои друзья» (о домашних питомцах, «Культурным нормативом школьника», «Мир вокруг нас», ОРКСЭ. В этом отношении применение проектных технологий позволяет обеспечить интеграцию знаний, выход на метапредметные и личностные результаты. Развитие коммуникативных способностей и регулятивных умений, овладением множественными способами творческой деятельности. К примеру, такие проекты как: «Моя Родина – самая любимая», «Папа может», «Милая мама моя», «Мои друзья со мной!», «Новый год и Рождество», «Юные защитники Отечества», «Живая планета», «Песни Великой Победы». Ярким было выступление учащихся в мероприятиях, проводимых в рамках празднования 800- летия со дня рождения Александра Невского» в прошлом учебном году, где были представлены проекты обучающихся 4-х классов.

Технология дифференцированного обучения также хорошо известна в методике музыки. При ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитывается личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета. Например, Тема урока : «Путешествуя по опере», материал урока - это фрагменты из оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят». В конце урока я предлагаю ребятам выполнить задание по возможностям каждого: «Закончился спектакль, зрители и артисты усталые, но радостные разошлись домой, зал опустел. Мы сегодня были артистами, певцами, танцорами, оркестрантами. Но я бы очень хотела, чтобы вы освоили еще одну театральную профессию: художника-оформителя и оформили нашу афишу. Но при одном условии, если вам понравилось наше путешествие по опере, и вы бы хотели снова стать артистами театра ( Работа по оформлению афиши: дети наклеивают свои фотографии, на которых они изображены в костюмах козликов). Афиша к балету Стравинского «Петрушка», при изучении инструментов симфонического оркестра «Квартет» И. А. Крылова – театрализованная постановка – инсценировка басни.

В практике работы мною применяется и технология учебно-игровой деятельности. Игру можно провести и в групповой форме, и в паре, и коллективно. Л. С. Выготский отмечал уникальную особенность игры и считал, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, «вообразить то, что он не видел, может представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было». При организации и планировании занятий всегда учитываются возрастные особенности учащихся. Обучение с использованием такого метода нравится всем возрастам, без исключения. При изучении нового материала использую ролевые игры, игру – путешествие, учащимся предлагается работа в группах, каждая может двигаться по индивидуальному маршруту, в соответствии с маршрутным листом, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: КВН, “Что? Где? Когда?”, уроки-конкурсы, уроки-соревнования, уроки-открытие новых знаний, уроки- квесты (путешествия, уроки-погружения (в новый тематический материал, уроки-оценки и подведения итогов (что узнали, чему научились). На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, музыкальные диктанты, тестирование, защиту творческих работ.

Также на уроках активно используется информационная образовательная среда. Изучение многих музыкальных понятий с помощью соответствующего визуального ряда (фото, видеоизображения, презентации, виртуальных экскурсий и путешествий) обогащает усваиваемый материал, создает реальную картину современного мира.

Использование ИКТ в зависимости от цели урока, создание собственных уроков-презентаций, выполненных в программе Power Point являются действенным фактором в моей работе по формированию компетенций. Применение ИКТ в учебном процессе позволяет мне интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо аудиторной доски мультимедийную. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде иллюстраций. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и, в некоторых случаях, моторную. Интернет-технологии на уроках музыки применяются таким образом, что дети сами через Интернет находят информацию о композиторах, музыкальных инструментах, значение музыкальных терминов, поиск портретов композиторов, новости музыкальной культуры. Всё это оформляется ими в виде рефератов, сообщений, наглядных пособий.

Совершенствование информационных и телекоммуникационных технологий, активизация их применения ведут к созданию новой информационной образовательной предметной среды. Процесс использования ЭОС может состоять из следующих этапов:

• поиск образовательной информации;

• анализ и отбор информации;

• представление информации в виде гипертекста, презентации и т. д.

Участники образовательного процесса могут использовать образовательные Интернет-ресурсы, электронные учебники, электронные библиотеки, тесты и т. д.

В зависимости от целей и задач конкретного урока использую следующие варианты работы с учебными материалами:

• компьютер и проектор, мульти-медиаресурсы используются в демонстрационном режиме: изучение нового материала, закрепление материала, практическое задание;

• компьютер используется в индивидуальном режиме (без выхода в Интернет) : работа с презентацией, контроль знаний, групповые и индивидуальные проекты;

• компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме (с выходом в Интернет) : творческие задания на поиск и отбор информации;

• применение ЭОС для организации самостоятельной деятельности учащихся во внеурочное время.

Информационные технологии позволяют добиться качественно высокого уровня наглядности учебного материала. Учащиеся не только лучше усваивают знания, но и приобретают практический опыт и основы информационной культуры.

Одним из направлений своей деятельности считаю сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого использую здоровьесберегающие технологии. Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение. Музыка сама по себе способствует хорошему настроению, что положительно влияет на здоровье. При рациональной организации уроки музыки способствуют снятию нервно-психических перегрузок, восстановлению положительного эмоционально - энергетического тонуса учащихся. Поэтому стараюсь творчески подходить к планированию урока и его проведению. На уроке применяю и чередую различные виды учебной деятельности: опрос, слушание, сочинение, исполнение, движение под музыку, просмотр видео сюжетов, слайдов. Применяю методы, способствующие концентрации внимания, развитию познавательного интереса у учащихся к предмету: Метод сходства и различия (по Д. Б. Кабалевскому, Метод размышления о музыке (Д. Б. Кабалевский, Метод забегания вперед и возвращения к пройденному на более высоком уровне или Метод перспективы и ретроспективы. (Д. Б. Кабалевский; Э. Б. Абдуллин, Метод создания композиций (Д. Б. Кабалевский; Л. В. Горюнова, Метод музыкального обобщения (Э. Б. Абдуллин, Метод эмоциональной драматургии (Д. Б. Кабалевский; Л. М. Предтеченская; Э. Б. Абдуллин) Большое значение имеет также и эмоциональный климат на уроке : "хороший смех дарит здоровье", мажорность урока, эмоциональная мотивация в начале урока, создание ситуации успеха. Большое внимание уделяю строгому нормированию объёма и доступности образовательного и учебного материала для домашних заданий для недопущения перегрузок.

Одним из эффективных способов включения школьника в личностно-развивающую ситуацию является обращение к эмоционально-ценностному опыту учеников, их умению сопереживать. Развитие чувственного восприятия, способности к эмоционально-эстетической оценке произведения является важной составляющей каждого урока. Для этого использую огромный потенциал выразительных возможностей различных видов искусства: включение видеоряда изобразительного искусства, фрагментов оперных и балетных сцен, мультипликацию, балет, современную хореографию. Знакомя с произведениями музыкальной классики, я прошу ребят изложить свои впечатления, размышления от прослушанного музыкального фрагмента не только в устной, но и письменной форме. Приведу несколько примеров из таких сочинений учащихся:

«Музыка В. А. Моцарта нравится мне тем, что она легкая, изящная, «парящая в облаках». «Симфония №40» Соль минор понравилась мне особенно. Музыка проникает в душу настолько глубоко, что хочется петь, танцевать…Мне кажется, что каждый человек должен познакомиться с его сочинениями. Я думаю, что Моцарт ворвался в души детей и взрослых, слушающих музыку этого гения

«Сегодня я слушала «Токкату и фугу ре минор» Иоганна Себастьяна Баха. Это небольшое произведение для органа звучит 9 минут. Название у этой пьесы сложное, поэтому я перевел его. Токката (в переводе с итальянского)музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком ритме. Фуга – это музыкальное произведение, основанное на многократном проведении одной и той же темы в разных голосах. «Ре» - один из музыкальных звуков. Минор – грустная музыка. Когда я слушала эту музыку, я представляла себе леса и горы с высоты птичьего полета. Музыка спокойна, величава. Мы слушали эту пьесу вместе с мамой, и она мне сказала, что эти звуки напоминают ей море при вечернем закате солнца, чуть взволнованное, с огромными волнами…Я поняла, что каждый человек воспринимает музыку по-своему»

Знакомя с симфонической музыкой, предлагаю ребятам придумать свою программу, отталкиваясь от собственных музыкальных впечатлений, сообщаю им только название произведения. Такие творческие задания очень нравятся моим ученикам. Приведу пример составленной программы семиклассницы к симфонической картине Анатолия Константиновича Лядова «Волшебное озеро» :

«Таинственное озеро находится в волшебном лесу. В нем плавают золотые рыбки. Дно этого озера устилает золотой ковер. В этом озере живет Водяной. У него борода из золотых нитей, а волосы из серебра. В этом озере находится коралловый лес, посреди которого стоит золотой дворец. Каждый день гуляет Водяной в своем подводном лесу и собирает ракушки, в которых находятся прекрасные жемчужины. У Водяного во дворце несметные богатства. В это озеро втекает множество ручейков, а вода в них очень вкусная, чистая и прозрачная…» (Фролова К.)

Как, сохранить и развить интерес к музыкальному искусству, развить способность к самовыражению в искусстве, научить понимать музыку и размышлять о ее влиянии на различные сферы жизнедеятельности человека? Эти вопросы побудили меня изучить педагогическую технологию эмоционального погружения (автор - Неволина Ирина Яковлевна, направленную на развитие личностного, духовно-творческого потенциала учащихся через воздействие на эмоциональную сферу. Основную идею используемой технологии можно выразить перефразированными словами Песталоцци: Каждый узнает лишь то, ЧТО ПРОЧУВСТВУЕТ, ПОЙМЕТ И САМ ПОПРОБУЕТ СДЕЛАТЬ. Основными методами обучения продуктивно-творческой деятельности в рамках реализации технологии являются методы : интеграция различных видов искусств (литература, живопись, театр, балет, включенное эмоциональное слушание, исполнение музыкальных произведений, как на уроках музыки, так и во внеурочной деятельности и импровизация. Например, основные этапы процесса создания инструментальной импровизации реализуются в творческом задании «Осенняя прогулка» в 1 классе по теме «Музыка осени» и «Сочини мелодию» (Ролевая игра «Играем в композитора»). Для повышения активизации учащихся на уроках музыки применяю разнообразные средства обучения: использую индивидуальный раздаточный материал, наглядно демонстрирую алгоритм изучения темы, составляю схемы, применяются современные технические средства. Так, например, в начале 2 класса учащихся знакомлю с «Картой музыкальных открытий». В ходе знакомства вместе с ребятами обговариваем маршрут, соответствующий изучаемым темам, препятствия, которые могут возникнуть на намеченном пути, отправную и конечную цель путешествия. Такое знакомство с алгоритмом изложения учебных тем помогает лучшему пониманию того, чем придется заниматься на уроках музыки в течение года.

При организации учебного процесса по технологии эмоционального погружения предусматриваю как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения уроков. Важную роль отвожу обобщающим урокам в конце каждой четверти и года. Для выделения этих уроков я использую нестандартные формы: виртуальный урок-путешествие в оперный театр, концертный зал, урок-викторина, урок-сказка, урок-игра «Угадай мелодию», уроки-концерты и др. Такие нетрадиционные формы проведения уроков активизируют мышление и творческую деятельность учащихся. Очень важен заключительный этап награждения учащихся по различным номинациям: лучший музыкант, лучший певец, лучший актер, лучший художник, лучший импровизатор, лучший драматург, лучший композитор, лучший слушатель, лучший исследователь, лучший критик и т. д. Поощрение учащихся несет в себе стимул и мотивирует к занятиям, создает ситуацию успешности и удовольствия, а также утверждение веры в собственные возможности.

Публикации по теме:

«Приглашение в театр». Творческая работа на уроках музыки в начальной школе (фотоотчет)«Приглашение в театр». Творческая работа на уроках музыки в начальной школе (фотоотчет) «Приглашение в театр»Афиша- (от французского affiche – объявление) - вид рекламы, оповещения о спектаклях и иных художественных или увеселительных.

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости.

Фотоотчет об уроках памяти в начальной школе, посвященных Дню неизвестного солдатаФотоотчет об уроках памяти в начальной школе, посвященных Дню неизвестного солдата Сегодня, 3 декабря, в нашей стране прошли торжественные митинги, посвященные Дню неизвестного солдата. Эта дата была установлена по указу.

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников»Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Музыкально-творческая деятельность на уроках музыки Музыкально творческая деятельность на уроках музыки- Добрый день, уважаемые коллеги! -Как у вас сегодня настроение? -Пусть хорошее настроение.

Особенности проведения уроков музыки в начальной школе Музыка воздействовала на человека, на его чувства, на его душевное состояние во все времена. Насколько сильно может повлиять музыка на человека.

Распространение педагогического опыта. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Здоровье человека — актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе В основе ГОС стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих.

Конспект урока технологии в начальной школе «Блокнот для записей» Тема урока: Блокнот для записей Тип и вид урока: урок открытия новых знаний Цели урока: изготовить блокнот для записей с помощью картона.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школеЗдоровьесберегающие технологии в начальной школе Здоровье для человека - самая главная ценность. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья детей. Основная задача.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные технологии на уроках музыки в начальной школе
Опубликовано: 14 июля 2022 в 00:48
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные технологии на уроках музыки в начальной школе» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Литовка (УИ 2580276) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД