Кульбикова Валентина
Инновационный педагогический проект коррекционно-развивающей направленности «Ловкие пальчики» по развитию мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас ребенка. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т. д.
Публикация «Инновационный педагогический проект коррекционно-развивающей направленности „Ловкие пальчики“ по развитию мелкой моторики» размещена в разделах
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.
Новизна:
Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить детей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы развиваем психику и интеллект ребенка. Совместная деятельность по данной программе проводится в игровой форме.
Тип проекта : долгосрочный (январь-март, 3 мес)
Цель проекта :
Развитие мелкой моторики рук детей в процессе пальчиковых игр.
Задачи:
Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.
Развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.
Развить умение производить точные движения кистью и пальцами рук, способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
Расширить кругозор детей, создать атмосферу радости и удовольствия.
Обогатить кругозор детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
Развить творчество и креативность участников проекта.
Участники проекта :
Дети подготовительной логопедической группы
Воспитатели группы
Родители воспитанников
Этапы реализации:
I. Подготовительный этап:
Изучение научно-методической литературы по данной теме;
Составление картотеки игр для развития мелкой моторики;
Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.
II. Основной этап
Практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей
Совместная деятельность с родителями.
III. Заключительный этап
Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта.
Презентация проекта.
Предполагаемые результаты реализации проекта :
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Формирование речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Интеллектуальное развитие детей.
Пополнение предметно-развивающей среды.
Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Этапы Цель Сроки
I. Подготовительный этап:
Изучение литературы по теме. Получить необходимые знания и умения Январь
Составление картотеки игр для развития мелкой моторки Распределить игры по блокам Январь
Подбор наглядно– информационного
и консультативного материала для родителей.
Разработать консультации для родителей Январь
II. Основной этап
Практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста В течение всего проекта
Консультации родителей по теме
Участие родителей в закреплении разучиваемых игр с детьми дома Февраль
Совместная деятельность с родителями
Привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики Февраль
III. Заключительный этап
Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта. Март
Презентация проекта.
Март
Блоки: Работа с детьми
1. Пальчиковые упражнения Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста В течение всего проекта
2. Упражнения с крупой
«Сортируем крупу», «Ищем клад», «Рисуем на манке», «Бусы для куклы», «Покорми меня», Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста В течение всего проекта
3. Игры с прищепками, пуговицами «Солнышко»,«Рыбки»,«Тучка»,«Овощи», «Волшебное дерево» Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста В течение всего проекта
4. Игры с крышками от бутылок
«Собери картинку», «Бусы» Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста В течение всего проекта
5. Игры с пирамидками, вкладышами, пазлами, конструктором
«Домик»,«Геометрические пазлы», «Куб с фигурками» Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста В течение всего проекта
6. Игры со шнуровками
«Укрась елочку», «Веселый поезд», «Сыр и мыши»,»Ежик» Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста В течение всего проекта
Работа с родителями
Привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики Февраль
Консультация для родителей
«Значение развития мелкой моторики у детей». Получить необходимые знания и умения Февраль
Участие родителей в закреплении разучиваемых игр с детьми дома. Совместная деятельность с родителями Февраль
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики в домашних условиях» Получить необходимые знания и умения
Февраль
Подводя итоги, можно сказать, что учитель-логопед и воспитатели группы, используя системный поэтапный подход в обучении на основе программы Гомзяк О. С., интеграцию и взаимодействие своих усилий, рационально планируя все разделы работы, учитывая структуру речевого нарушения и сопутствующие вторичные отклонения, добились положительного результата.
В целом можно сделать следующие выводы:
1. Изменилось звукопроизношение в речи детей, большинство из них в самостоятельной речи стали чаще употреблять поставленные звуки, хотя у некоторых детей звуки поставлены, но еще требуется контроль за их автоматизацией.
2. У детей к концу года увеличился в количественном отношении пассивный и активный словарь. Значительное число слов стало употребляться более точно, разнообразно. Сократился разрыв между объемом пассивного и активного словаря. Дети стали лучше актуализировать слова.
3. Многие дети проявили большую самостоятельность в составлении высказываний, как на уровне простой законченной фразы, так и на уровне распространенного предложения. Снизилось количество трудностей смыслового и синтаксического характера.
4. У детей повысился интерес к логопедическим занятиям, как фронтальным, так и индивидуальным. Общение и взаимодействие детей с помощью речи стало более разнообразным, эмоционально выразительным, личностно окрашенным.
Таким образом, нашла подтверждение гипотеза о том, эффективность преодоления речевого недоразвития обеспечивается организацией системы поэтапной логопедической работы в коррекционной группе ДОУ общеразвивающего типа. Как показало исследование, данная система предполагает соблюдение следующих условий:
- создание в группе условий: соответствующая предметно-развивающая среда, естественная речевая среда, особый режим работы, сочетание фронтальных и индивидуальных форм работы, профессионализм педагогов, интеграция усилий логопеда, воспитателей и родителей;
- систематичность, целенаправленность и поэтапность работы учителя-логопеда по программе, адекватной структуре речевого нарушения у детей;
- взаимосвязь и преемственность в работе логопеда и воспитателей группы.
На основании полученных выводов можно определить некоторые рекомендации практическим работникам логопедических групп.
1. Логопедическая работа в коррекционной группе для детей с нарушениями речи должна осуществляться системно и поэтапно.
Основными элементами системы логопедической работы являются:
а) тщательно подобранный вариант логопсиходиагностики для определения структуры речевого нарушения;
б) программное и предметно-развивающее обеспечение;
в) отслеживание динамики речевого развития : на начало года (вводная логопедическая диагностика, в середине года (промежуточная диагностика) и в конце (заключительная диагностика).
2. Логопедическая работа в группе предполагает интеграцию усилий учителя-логопеда и воспитателей группы при наличии у них слаженного взаимодействия в коррекционном процессе.
3. Логопедическая работа в дошкольном образовательном учреждении основывается на принципах индивидуально-дифференцированного и личностно-ориентированного подхода к коррекции речевых нарушений у детей.