Лучший педагог года

Инновационный проект «Организация этнографического мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Рина Яхина
Инновационный проект «Организация этнографического мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Содержание

1. Общие положения проекта…. 3

1.1. Обоснование актуальности проекта…. 3

1.2. Принципы реализации проекта…. 5

1.3. Информационная справка об исходном состоянии ДОУ…. 6

1.4. Этапы реализации проекта…7

2. Реализация проекта…9

2.1. Создание этнографической среды в условиях ДОУ…9

2.2. Научно-методическое обеспечение проекта…. 11

2.3. Механизм реализации проекта… ….11

3. Результативность реализации проекта…. ….19

1. Общие положения проекта

Публикация «Инновационный проект „Организация этнографического мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения“» размещена в разделах

1.1. Обоснование актуальности проекта

Низкий уровень патриотизма современной молодежи (по данным социологической лаборатории Ольги Крыштановской – доктора социологических наук, доверенного лица президента России В. В. Путина) на фоне нестабильной геополитической обстановки в мире, возникновения новых вызовов и военных угроз для России в последние годы актуализировали проблему патриотического воспитания подрастающего поколения. Это подтверждается принятием государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015гг». Система патриотического воспитания в образовании предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов, в том числе, дошкольных учреждениях.

По мнению известных педагогов, исследователей (Э. К. Суслова, С. А. Козлова, Е. А. Казаева и др.) формирование патриотических и гражданственных чувств, любви к Отчизне должно осуществляться с самого раннего детства. В дошкольном учреждении патриотическое воспитание начинается с ознакомления детей с Малой Родиной (родным городом, его тружениками, природой края, что способствует формированию уважительного отношения к культуре других народов, пониманию их самобытности, принятию специфики культурных ценностей. Путь гуманизации по этнопедагогическому кольцу (Г. Н. Волков) заключается в следующем: «Без исторической памяти - нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа».

В Ханты-Мансийском автономном округе проживают коренные малочисленные народы Севера ханты и манси, обладающие пятитысячелетним культурным наследием. Культура и образ жизни этих народов являются неотъемлемой частью общероссийского духовного наследия. Знакомство с особенностями национального быта, одежды, фольклора, традиций, труда способствует приобщению дошкольников к культуре коренных народов Севера ханты и манси, формированию толерантного, уважительного отношения как к представителям данных народов, так и к представителям других этнических групп.

Учитывая местонахождение МАДОУ «Березка» (левобережная часть города) и отсутствие возможности системно осуществлять взаимодействие с МБУ «Музейно-выставочный центр» в форме детских экскурсий, необходимость открытия этнографического мини-музея на базе детского сада очевидна. В настоящее время музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Создание системы работы по приобщению дошкольников к культурным традициям коренных народов Севера ханты и манси в рамках деятельности этнографического мини-музея позволит комплексно решать задачи по ознакомлению дошкольников с родным краем, его коренными жителями, родным городом, способствуя патриотическому воспитанию дошкольников.

Таким образом, на основе анализа актуальности данного направления работы сформулированы проблемы проекта, которые заключаются:

в отсутствии этнографического мини-музея на базе МАДОУ «Березка» как формы работы с дошкольниками по приобщению к культурным традициям коренных народов Севера ханты и манси;

в отсутствии разработанного программно-методического обеспечения по организации образовательной деятельности с целью приобщения к культурным традициям коренных народов Севера ханты и манси.

Вид проекта : инновационный проект

Цель проекта :

Формирование патриотических чувств дошкольников через приобщение к культурным традициям народов Севера ханты и манси путем создания этнографического мини-музея в условиях ДОУ.

Задачи проекта :

Создание системы работы по расширению представлений детей о Малой Родине – Югре (природе края, культуре ее коренных жителей ханты и манси);

Создание этнографической среды в ДОУ (мини-музея, способствующей развитию интереса детей к родному краю; к обычаям, традициям, укладу жизни коренных народов Севера ханты и манси;

Воспитание патриотических чувств дошкольников на основе знаний о родной стране, Малой Родине, родном городе;

Повышение профессиональной компетентности, творческой активности педагогических кадров по использованию музейных средств в образовательной деятельности;

Привлечение родителей воспитанников к сбору музейных предметов (предметы быта народов ханты и манси, макеты растительной и животной среды края, к участию в совместных мероприятиях.

Установление взаимодействия с социальными партнерами («МБУ «Музейно-выставочный центр», МАОУ «СОШ №1», МБУ «Детская библиотека») в виде консультационной помощи по организации и наполнению мини-музея.

Ожидаемый результат

Повышение качественных и количественных показателей освоения детьми содержания образовательной программы ДОУ по социально-коммуникативному и познавательному развитию;

Обновление предметно-развивающей среды ДОУ с включением этнографического компонента (мини-музея);

Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров по использованию средств этнографического мини-музея (100 % педагогов);

Усиление связи с семьей в вопросах патриотического воспитания дошкольников, приобщению детей к культурным традициям коренных народов Севера ханты и манси.

Сроки реализации проекта

Проект является долгосрочным и рассчитан на реализацию в течение 1 года с 01.04.2015г. по 31.05.2016г.

Участники реализации проекта

Участниками проекта являются :

Музейный актив (заместитель заведующего, старший воспитатель, инструкторы по труду);

Педагоги ДОУ (специалисты и воспитатели групп);

Родители воспитанников;

Социальные партнеры (МАОУ «СОШ №1», МБУ «Музейно-выставочный центр», МБУ «Детская библиотека»)

1.3. Информационная справка об исходном состоянии ДОУ

Показатели количественного и качественного

уровня педагогического коллектива ДОУ (по адресу ул. Набережная, 6)

Наименование показателя Количественный показатель

1 Штатная численность педагогов 44

2 Воспитателей 31

3 Узких специалистов:

- музыкальный руководитель

- инструктор по ручному труду

- инструктор по физическому воспитанию

- учитель-логопед

- педагог-психолог 10

2

2

3

2

1

4 Педагоги с высшим профессиональным образованием 26ч. -59 %

5 Педагоги со средним специальным образованием 13ч. -29 %

6 Обучаются в ВУЗАХ (заочно) 5ч. - 12 %

7 Педагоги высшей категории 0

8 Педагоги первой категории 5 ч. - 11 %

9 Педагоги второй категории 2ч. -5 %

10 Имеют курсы повышения квалификации 33ч. - 75 %

Перечень условий предметно-развивающей среды ДОУ

(по адресу ул. Набережная, 6)

Наименование помещений Количественный показатель

1 Комната экологии 2

2 Комната ОБЖ 1

3 Комната шахмат 1

4 Сенсорная комната 1

5 Комната конструирования 1

6 Игротека 1

7 Компьютерный класс 1

8 Бассейн 1

9 Библиотека 1

10 Зимний сад 1

11 Картинная галерея 1

12 Музыкальный зал 3

13 Спортивный зал 3

Анализ исходного состояния ДОУ (кадрового и средового) позволяет сделать вывод о соответствии цели и задач проекта возможностям ДОУ. Укомплектованность кадрами, наличие дополнительных помещений различной направленности обеспечат комплексное решение задач проекта.

1.4. Этапы реализации проекта

Этапы реализации проекта

Этапы Содержание деятельности

1-ый этап

Проектировочный

Апрель-сентябрь

2015г. • Подбор и изучение научно-методической литературы по использованию средств этнопедагогики;

• Подбор и изучение информационно-просветительских материалов о культурных традициях коренных народов Севера (ханты и манси);

• Разработка научно-методического обоснования проекта;

• Составление каталога необходимых музейных средств (фонда музея);

• Разработка положения о деятельности мини-музея, определение помещения, отделов музея и идейного замысла экспозиции;

• Подбор и разработка диагностических карт по теме проекта.

2-ой этап Информационно – диагностический

Сентябрь- октябрь 2015г. • Диагностика детей старшего дошкольного возраста на начало учебного года;

• Серия индивидуальных и групповых консультаций, в т. ч. на сайте ДОУ, для родителей по вопросам патриотического воспитания дошкольников, приобщения к культурным традициям коренных народов Севера (ханты и манси);

• Оформление информационных и методических стендов для педагогов и родителей.

Организация методических мероприятий (семинаров, педагогических гостиных и т. д.) по данной тематике.

3-ий этап

Преобразовательно-внедренческий

Ноябрь-май 2015г. • Преобразование предметно-развивающей среды через включение этнографического компонента (мини-музея);

• Привлечение родителей воспитанников к наполнению мини-музея музейными предметами;

• Приобретение необходимых музейных предметов (заключение договоров);

• Разработка и внедрение системы образовательной деятельности по приобщению дошкольников к культурным традициям коренных народов Севера (ханты и манси) в условиях этномузея ДОУ;

• Интерактивные формы работы с педагогами по направлению.

• Совершенствование форм и методов взаимодействия с семьей.

4-ый этап

Аналитико-рефлексивный

Май-июнь2016г. • Сравнительная диагностика по изменениям в развитии детей;

• Подведение итогов внедрения проекта.

2. Реализация проекта

Проектом предусмотрено изучение и обобщение материала по следующим направлениям:

«Родной край»

«Родной город»

«Быт коренных народов Севера ханты и манси»

«Культурные традиции, фольклор коренных народов Севера ханты и манси»

«Народные ремесла и искусство».

Каждому направлению соответствует определенное содержание, которое составлено с учетом предполагаемого музейного фонда. Конечным продуктом проекта является система работы по приобщению дошкольников к культурным традициям коренных народов Севера (ханты и манси, реализуемая в рамках деятельности этнографического мини-музея в условиях ДОУ.

2.1. Создание этнографической среды в условиях ДОУ

Обновление предметно-развивающей среды с включением этнографического компонента подразумевает создание мини-музея, в рамках которого педагогами ДОУ осуществляется образовательная деятельность по ознакомлению дошкольников с родным краем и культурными традициями коренных жителей Севера ханты и манси.

Перечень музейных экспонатов на начало реализации проекта.

Наименование помещений Количественный показатель

1 Чум – национальное жилище народов Севера 1

2 Макет «Костер» 1

Предполагаемый перечень музейных экспонатов на конец реализации проекта.

Наименование помещений Количественный показатель

1 Чум – национальное жилище народов севера (макет) 1

2 Макет «Костер» 1

3 Мужской национальный костюм 1

4 Женский национальный костюм 1

5 Национальная обувь (кисы) 1

6 Женское украшение на голову 1

7 Нагрудное украшение 1

8 Подвеска на шею 1

9 Хантыйский опоясок 1

10 Сумка для рукоделия 1

11 Сумка для женских принадлежностей 1

12 Корневатик (плетеная корзина) 2

13 Украшения из бисера 4

14 Головной платок 2

15 Кукла 4

16 Бубен шаманский (пензер) 1

17 Стрела 1

18 Лук 1

19 Панно «Северянин» 1

20 Панно «Северянин с бубном» 1

21 Бубен шамана 1

22 Панно «Шаман и девочка» 1

23 Панно «Олень лесной» 1

24 Панно «Здравствуй, солнце» 1

25 Панно-маска «Дух тундры» 1

26 Панно-маска «Шаман» 1

27 Панно «Хранитель леса» 1

28 Панно «Шаман с бубном» 1

29 Кукла «Северянка» 1

30 Туес овал северный малый 5

31 Пимская циновка 1

32 Мягкие игрушки, изображающие диких животных и птиц Югры (медведь, выдра, бобер, лиса, заяц, волк, сова, северный олень, лось, глухарь, россомаха, ондатра, белка)

14

32 Варежки традиционные с орнаментом 1

Характеристика помещения этнографического мини-музея.

Мини-музей планируется разместить на втором этаже здания МАДОУ «Березка» по адресу Набережная, д. 6. Предполагаемые экспозиции:

1. «Народные ремесла и декоративно-прикладное искусство»

2. «Жилище. Утварь»

3. «Природа родного края»

Срок размещения каждой экспозиции (согласно положению) – 3 месяца.

2.2. Научно-методическое обеспечение проекта

В настоящее время отсутствует программно-методическое обеспечение по приобщению дошкольников к культурным традициям коренных народов Севера (ханты и манси).

Перечень используемой методической литературы

Наименование

1 Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. -М. : ЦГЛ., 2005

2 Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1-2005.

3 Дошкольникам о защитниках Отечества / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : ТЦ Сфера, 200

4 Дарешина Е. И. Воспитываем любовь к малой родине // Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал. №5. – 2004. С. 19-22

5 Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. №6-2003. С. 8-9

6 Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина. Практическое пособие для работников ДОУ. -М. :АРКТИ,2003

7 Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Моя малая Родина //Управление ДОУ. 2005, №1

8 Лукина Л. И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении //Управление ДОУ №1-2004

9 Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников// Управление ДОУ №1-2005

10 Мое отечество-Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста /Богачева И. В. и др. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005

11 Форталева Н. П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края//Управление ДОУ. -2005, №1

2.3. Механизм реализации проекта

Основными направления работы педагогического коллектива являются:

работа с кадрами;

работа с детьми;

работа с семьей.

Модель управления педагогами

по реализации проекта

Предполагаемые результаты интерактивной методической работы с педагогами:

У 100 % педагогов сформировалось:

• представление о культурных традициях коренных народов Севера (быт, фольклор, декоративно-прикладное искусство);

• представление о функционировании мини-музея в условиях ДОУ;

• желание и умение использовать знания по приобщению дошкольников к культурным традициям коренных народов Севера ханты и манси в образовательной деятельности.

Второе направление: работа с детьми

Целью всех форм работы с детьми в рамках проекта является создание условий для максимального вхождения детей в культуру коренных народов Севера по направлениям:

«Родной край»

«Родной город»

«Быт коренных народов Севера ханты и манси»

«Культурные традиции, фольклор коренных народов Севера ханты и манси»

«Народные ремесла и искусство».

Образовательный процесс планируется осуществлять в различных видах детской деятельности, что соответствует требованиям ФГОС ДО:

1. «Познавательная деятельность» : даются первоначальные представления о семейно- бытовой и нравственно-этической культуре коренных народов Севера ханты и манси;

2. «Речевая деятельность» : используются произведения хантыйских поэтов, хантыйские народные сказки, поговорки и пословицы;

3. «Изобразительная деятельность» : используются произведения живописи, изображающие жизнь северных народов; в рисунках актуализируется полученная информация.

4. «Музыкальное воспитание» : разучиваются танцы народов Севера, осуществляется слушание песен и музыки народов Севера.

Третье направление работы: работа с родителями

• Интерактивные формы педагогического всеобуча родителей (сайт ДОУ, информационные стенды);

• Консультации для родителей в рамках родительских собраний, родительского клуба «Первоклассные родители»;

• Участие родителей в совместных с детьми мероприятиях (встречах, викторинах, праздниках, эстафетах).

• Привлечение родителей к поиску будущих музейных экспонатов, предметов.

Перспективный план

образовательной деятельности

в рамках деятельности этнографического мини-музея

(старшие, подготовительные группы)

Время

проведения Название мероприятия Основные формы работы с детьми Ответственные

Ноябрь 1. «Что такое музей?»

«Здравствуй, музей!»

Цель- дать детям представление о том, что в музеях хранятся лучшие произведения искусства, которые принадлежат народу. Помочь почувствовать торжественность и величие интерьера музея, значение искусства для людей.

2. «Югра-мой дом родной»

Цель: дать представление о родном крае, его особенностях, символике, основном виде труда (добыча нефти) 1. Беседа по теме «Музей», «Родной край», «Нефть-черное золото»

2. Рассматривание интерьера музея, символики Югры (герб, флаг, фотографий природы края в разное время года, картин с изображением животных, населяющих Югру, мягких игрушек.

3. Просмотр презентации по теме «Для чего нужна нефть?»

4. Рисование по теме «Животные родного края»

5. Посещение музея в МАОУ СОШ №1 Заместитель заведующего

Старший воспитатель

Декабрь 1.«Мой Когалым»

Цель: продолжать знакомить с родным городом-символикой, достопримечательностями.

2.«Встреча с интересными людьми»

Цель: расширять представления детей о труде когалымчан (нефтяники, буровики, газовики и т. д.) через организацию встречи с родителями интересных профессий 1. Беседа по теме «Мой любимый Когалым», «Памятные места Когалыма», «Труженники моего города»

2. Встреча с родителями интересных профессий

3. Игры-эксперименты (с нефтью, водой, песком)

4. Рассматривание символики Когалыма (герба, флага, стендов, фотографий из трудовой жизни когалымчан

5. Просмотр видеоролика «Как строился Когалым»

6. Просмотр презентации «О Когалыме с любовью»

7. Дидактические игры «Кто быстрее», «Кому что нужно», «Профессии» Старший воспитатель

Воспитатель подготовительной группы

Январь 1.«В гостях у бабушки»

Цель: дать первоначальные сведения об истории коренных народов Севера: быте, обычаях, труде; 1. Беседа по теме «Кто такие «Ханты и манси», «Труд коренных народов Севера»

2. Рассматривание музейных экспонатов – кухонной утвари, предметов труда (рыболовные снасти, упряжка, лук и стрелы, музыкального инструмента – бубна, жилища –чум и др.

3. Слушание музыкальных инструментов хантов – бубна, нарс-юх, арфы, тумрана, лютны и др.

4. Рассматривание иллюстраций по теме «Жилище и интерьер жилища ханты и манси», «Стойбище», «На охоте», «Национальная одежда».

5. Рисование по теме «На стойбище», «Хантыечка» Инструктор по труду

Воспитатели

Февраль 1. «Труд коренных жителей Югры»

Цель: дать представление о традиционном труде ханты и манси – рыболовство, охота, разведение оленей, ведение домашнего хозяйства.

2. «Мир старинных вещей»

Цель – воспитывать интерес к быту, формировать образную речь, обогащать словарь названиями предметов быта, музыкальных инструментов: упряжка, нарты, лук со стрелами, бубен (пензер, чум и др. 1. Беседа по теме «Труд мужчин ханты», «Труд женщин ханты», «Детские обязанности», «Олени – первые помощники хантов», «Предметы быта».

2. Рассматривание музейных экспонатов

3. Дидактическая игра «Кому что нужно?», «Чего не стало?», «Да-нет»

4. Просмотр видеоролика «Танец шамана»

5. Встреча с интересными людьми (родителем коренной национальности ханты-манси). Инструктор по труду

Воспитатели

Март 1.«Традиции и праздники коренных народов Севера ханты и манси»

Цель: знакомить детей с праздниками народов Севера («Медвежий праздник», «Вороний день» и др)

2.»Национальная одежда, обувь и украшения»

Цель: продолжать знакомить детей с особенностями национальной одежды ханты и манси (из чего изготовлена, как украшена) 1. Беседа по теме «Праздники народов ханты», «национальная женская одежда», «национальная мужская одежда», «Украшения женщин и мужчин», «Обувь»

2. Рассматривание музейных экспонатов (одежды, обуви, украшений)

3. Просмотр видеоролика по теме «Медвежий праздник» Инструктор по труду

Апрель

1.«Вечера долгие, руки умелые»

Цель: продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством и промыслами народов ханты и манси (вышивка)

2. «Вечера долгие, руки умелые»

Цель: продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством и промыслами народов ханты и манси

(ткачество, плетение) 1. Беседа по теме «Узоры коренных народов севера», «Зачем нужны ремесла?»

2. Рассматривание вышивки на национальной одежде хантов, украшений, кукол, поясво и платков.

3. Рассматривание плетеной утвари (туеса, корзин)

4. Просмотр презентации по теме «Плетение из бересты» Инструктор по труду

Май 1. «Хантыйский фольклор»

Цель: продолжить знакомить с устным народным творчеством – хантыйскими пословицами, поговорками, сказками и сказаниями, народными песнями

2.»Хантыйские народные игры»

Цель: знакомить детей с хантыйскими народными играми («Хэйро», «Льдинки,ветер и мороз», «Каюр и собаки», «Ловля оленей» и др) 1. Чтение известных хантыйских сказок «Кот», «Мальчик Идэ», «Ермак», «Нарты с золотом», «Мышка» и др.

2. Обсуждение известных хантыйских пословиц и поговорок;

3. Отгадывание загадок

4. Подвижные хантыйские игры

5. Рассматривание иллюстраций по теме «Игры хантыйских детей»

6. Спортивный праздник с участием родителей «Хатлэм»

7. Слушание хантыйских народный песен «Петусь, Петусь, кумие» («Кума Федосья», «Ханты тэланг мув» («Богатая хантыйская земля», «Нови тови» (Светлая весна)

8. Экскурсия в детскую библиотеку Воспитатели групп

IV этап Аналитико-рефлексивный (май-июнь 2016г.)

Цель: определение эффективности образовательной деятельности по приобщению дошкольников к культурным традициям коренных народов Севера в рамках этнографического мини-музея.

Задачи:

1. Анализ уровня освоения детьми Основной образовательной программы ДОУ по патриотическому воспитанию.

2. Выявление проблем в деятельности этнографического мини-музея и определение путей их решения.

3. Предполагаемая результативность реализации проекта

Исходя из цели проекта, конечным результатом является «ребенок», то есть, положительная динамика его развития по образовательной области «социально-коммуникативное развитие» (в частности, раздел «патриотическое воспитание», «познавательное развитие». Использование такой формы работы с детьми как мини-музей, позволит:

Стать впоследствии интеллигентными людьми, с детства приобщенными к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.

Сформировать ценностное отношение к культурным традициям коренных народов Севера ханты и манси, их истории, интерес к музеям и выставкам.

Сформировать ценностное отношение к родной стране, родному краю, родному городу.

Проект предполагает привлечение к образовательной деятельности в рамках мини-музея :

Организаторов проекта -музейного актива (4 чел);

Участников проекта -воспитателей старших,подготовительных групп (16 чел);

Участников, зрителей проекта - родителей воспитанников (по желанию);

Участников, зрителей проекта – специалистов учреждений, социальных партнеров (5 чел).

Важно отметить организацию дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию в МАДОУ «Березка», соответствующее теме проекта. Инструктор по труду (Коломийчук Н. П.) осуществляет образовательную деятельность в рамках кружка «Югорский колорит», в котором основное внимание уделяется развитию творчества детей в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством коренных жителей Севера ханты и манси.

Также непосредственными участниками проекта являются воспитанники ДОУ старших и подготовительных групп (185 человек).

Таким образом, к реализации проекта планируется привлечь около 200 человек.

Публикации по теме:

Обеспечение здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения Сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ - основная задача дошкольных учреждений. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем,.

Организация работы с солёным тестом в условиях дошкольного учрежденияОрганизация работы с солёным тестом в условиях дошкольного учреждения Тема: «Организация работы с солёным тестом в условиях дошкольного учреждения» 2015-2016 Провела: воспитатель подготовительной группы.

Консультация для педагогов «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС» Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы являются:.

Организация работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях образовательного учреждения .

Организация работы дошкольного образовательного учреждения по художественно-эстетическому развитию детей «Воспитание – это не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого и ребенка» В. А. Сухомлинский Художественно-эстетическое развитие.

Проект по благоустройству территории участка Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада Цель проекта: Благоустройство территории детского сада через создание развивающего пространства инновационного характера и эмоционально-благоприятных.

Проект «Эффективное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях реализации ФГОС» 1. Актуальность проблемы: Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством,.

Проект «Экологическая тропа» муниципального дошкольного образовательного учреждения Отдел образования и по делам молодёжи администрации МО «Мари-Турекский муниципальный район» МДОУ «Детский сад №1 «Берёзка» Проект.

Создание мини-музея в условиях детского садаСоздание мини-музея в условиях детского сада Наш детский сад в течение нескольких лет разрабатывает и внедряет различные образовательные технологии. В своей работе мы успешно используем.

Взаимодействие с родительской общественностью в условиях современного дошкольного образовательного учреждения Взаимодействие с родительской общественностью в условиях современного дошкольного образовательного учреждения Концепция модернизации российского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный проект «Организация этнографического мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Опубликовано: 8 марта 2016 в 17:34
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД