Приложение МААМ

Интеграция деятельности педагогов (специалистов) детского сада по формированию у детей целостной картины мира

Ирина Титова
Интеграция деятельности педагогов (специалистов) детского сада по формированию у детей целостной картины мира
▼ Скачать + Заказать документы

ПРОБЛЕМЫ:

Непродуктивное взаимодействие специалистов ДОУ в рамках интеграции областей ФГОС.

ЦЕЛИ:

- Создание условий для развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития на основе объединения специалистов, сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

- Совершенствование системы взаимодействия специалистов ДОУ, организация их совместной деятельности в целях улучшения качества образования.

Публикация «Интеграция деятельности педагогов (специалистов) детского сада по формированию у детей целостной картины мира» размещена в разделах

- Создание комфортных условий пребывания в детском саду, обеспечение бережного отношения к здоровью и развитию личности ребенка.

В нашем дошкольном учреждении с детьми работают сразу несколько специалистов, поэтому проблема взаимосвязанной работы всех участников педагогического процесса ДОУ очень актуальна в наше время. Кроме того, анализ специальной психолого-педагогической и логопедической литературы показал, что данной проблеме не уделено значительного внимания.

Взаимосвязь участников педагогического процесса раскрывается в полном объеме такими понятиями как интеграция и координация.

Интеграция участников педагогического процесса ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка является на наш взгляд значимой и необходимой в работе с детьми дошкольного возраста.

Рассмотрим основные компоненты интеграции.

Интеграция участников педагогического процесса должна строиться на взаимосвязи основных подсистем образовательного процесса: структура личности, содержание образования, социальный опыт.

Суть интеграции специалистов и воспитателей ДОУ состоит в воспитании, коррекции и развитии детей, в ее межпредметной и междеятельностной основе.

Основные компоненты интеграции :

- системообразующий (интегративный) стержень, вокруг которого строиться интеграция; таким стержнем является социальная активность ребенка (его общение и деятельность);

- коррекционно-развивающий, дидактический объект интеграции : на основании чего, через что реализуется интеграция;

- цели, содержание и технологии коррекционно-развивающего воздействия.

Интеграция деятельности участников педагогического процесса рассматривается как цель и результат взаимодействия по созданию у детей целостной картины мира, как процесс по достижению этой цели. Процесс в этом случае имеет определенные технологии реализации и определяется как комплексное воспитание, обучение, коррекция и развитие, обеспечивающее взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимосвязь всех звеньев коррекционно-развивающей работы.

Взаимосвязь компонентов интеграции происходит на основе информационно - содержательных (цели, задачи, содержание, операционно- деятельностных (методы, средства, приемы) и организационно-методических связей (формы взаимодействия, выполняющих целеполагающие и конструктивные функции. Интеграция и координация участников коррекционно-педагогического процесса служит условием создания единого коррекционно-развивающего пространства развития ребенка дошкольного возраста.

Для осуществления эффективной интеграции и координации специалистов и воспитателей в условиях ДОУ необходимым является создание особых образовательных условий для воспитания, обучения и развития детей :

1. Система коррекционно-развивающей работы строится с учетом стандартов содержания образования, нормативно-правовой базы содержания образования. В основе содержания коррекционно-развивающего и педагогического процесса лежит :

- Основная образовательная программа ДОУ;

- Основные образовательные, коррекционные программы;

- Методики и технологии в работе с той или иной категорией детей.

Так же с учетом психофизиологических особенностей детей необходимо разработать оптимальный режим работы (режим дня, режим двигательной активности, учебный план, сетку занятий.

2. Необходимым условием является создание специальной коррекционно-развивающей, предметно-пространственной среды: макросреда, микросреда. В детском саду спроектированы специальные помещения, где осуществляются разные виды помощи детям: выявление недостатков развития, дифференциальная диагностика, консультирование родителей, а также комплексная физкультурно-оздоровительная и психолого-педагогическая помощь в условиях детского сада. Микросреда в группе ДОУ должна соответствовать современным СанПинам, ФГОС, принципам доступности, полноты и др.

Проанализировав формы взаимодействия специалистов, мы пришли к выводу, что традиционные формы менее эффективны; для более продуктивного взаимодействия необходимо использовать современные формы взаимодействия специалистов.

3. В детском саду с детьми работают сразу несколько специалистов : учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, руководитель физической культуры и др.

В обучении и воспитании детей дошкольного возроста коллектив специалистов и воспитателей ДОУ должен не только понимать задачи и стратегии коррекционно-развивающей работы, но и действовать в четкой согласованности, знать последовательность и направления действия каждого участника педагогического процесса.

Разнородная по сути деятельность каждого специалиста должна быть сведена в общую картину, рисующую индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут ребенка. В этом состоит одна из важнейших задач взаимосвязанной работы.

Основная цель интеграции и координации участников педагогического процесса – обеспечить эффективную, разноплановую, дифференцированную помощь детям дошкольного возраста.

Создание единой сплоченной команды участников педагогического процесса необходимо для комплексного воздействия на личность ребенка. Только комплексный подход всех участников педагогического процесса дает возможность построить эффективный коррекционно-развивающий процесс.

Взаимосвязь участников коррекционно-педагогического процесса раскрывается в полном объеме такими понятиями как интеграция и координация.

Интеграция деятельности рассматривается как цель и результат взаимодействия специалистов по созданию у детей целостной картины мира, как процесс по достижению этой цели. Процесс в этом случае имеет определенные технологии реализации и определяется как комплексное воспитание, обучение, коррекция и развитие, обеспечивающее взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимосвязь всех звеньев коррекционно-развивающей работы.

Рассмотрим основные виды интеграции :

1. Тематическая. Данный вид интеграции – основа для разработки тематических перспективных планов работы. Одна и та же тема раскрывается специалистами по - разному, исходя из конкретных коррекционных задач.

2. Проблемная. Каждый специалист в силу своей квалификации и статуса определяет:

- конкретные проблемы, подлежащие корректировке средствами его деятельности;

- заключение на основе общего направления собственной деятельности;

- приоритетные линии взаимодействия с другими специалистами в рамках индивидуально-коррекционной работы;

- промежуточные и итоговые результаты индивидуально-коррекционной работы.

Проблемная интеграция обозначена так в силу того, что она обеспечивает взаимодействие специалистов для решения индивидуальных проблем ребенка и служит основой для разработки индивидуально-коррекционных программ. Она реализуется, как правило, по результатам входного, промежуточного или итогового контроля процессов развития, воспитания и обучения детей в ДОУ и служит средством обеспечения комплексного воздействия всех педагогов на ту или иную проблему в индивидуальном развитии ребенка. Проблемная интеграция может быть представлена индивидуальными образовательными маршрутами, тетрадями взаимосвязанной работы участников коррекционно-педагогического процесса, которые заполняются 2 раза в год на каждого ребенка.

Взаимосвязанная деятельность участников педагогического процесса представляет собой несколько этапов:

1этап. Взаимодействие в работе начинается с проведения психолого – медико – педагогического обследования (первичной диагностики, которое носит комплексный характер. Дети дошкольного возраста, как правило, имеют целый ряд дефектов во всех сферах развития личности, поэтому необходимо тщательное обследование каждого ребенка всеми участниками педагогического процесса в рамках своей деятельности. Данный этап сопровождается составлением протоколов обследования и индивидуальных заключений всеми специалистами.

2 этап. После проведения обследования каждого ребенка, участники педагогического процесса проводят обсуждение его результатов за круглым столом. Результатом данного обсуждения является заполнение единой карты развития ребенка, где каждый специалист и воспитатель отмечают в полном объеме свои наблюдения по результатам обследования. Так же составляется итоговая таблица с указанием уровня развития ребенка по итогам комплексного обследования.

3 этап. Этап реализации коррекционно-развивающего обучения, в ходе которого могут быть внесены коррективы. Реализация коррекционно-развивающего процесса, его успехи, трудности обсуждаются за круглым столом, на совещаниях, где вносятся коррективы.

4 этап. Итоги коррекционно-развивающего процесса. Обсуждение итогов строится исходя из данных проведенной комплексного психолого – медико –педагогичекого обследования (сентябрь, январь, май, по итогам которого каждый специалист составляет мониторинги, диаграммы, таблицы результатов работы. Всеми участниками педагогического процесса составляется единый итоговый мониторинг, диаграммы и отчет эффективности коррекционно-развивающего процесса.

Интеграция специалистов и воспитателей необходима для определения коррекционно-диагностической программы, выбора актуальных методов и технологий, прогнозирования развития, разработки рекомендаций родителям, построения эффективной коррекционно-развивающей среды. Таким образом, система взаимосвязанной работы специалистов и воспитателей позволяет обеспечить эффективный коррекционно-развивающий процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

В результате взаимодействия специалистов проведены две методики по выявлению групповой сплоченности и психологического климата в трудовом коллективе МБДОУ № 11 «Ласточка» :

1. Определение индекса групповой сплоченности Сишора. 2. Модифицированная экспресс – методика по изучению психологического климата в трудовом коллективе О. С. Михайлюка и А. Ю. Шалыто.

Ожидаемый результат: таким образом,планируемая работа позволит создать условия для успешной социализации детей и совершенствовать систему взаимодействия специалистов ДОУ.

Публикации по теме:

Изобразительная деятельность как метод воспитания Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию к докладу на тему: "Изобразительная деятельность как метод воспитания" презентацию к нему.

Конкурс «Открытка для Мамы»Конкурс «Открытка для Мамы» Данный конкурс содержит в себе следующие задачи: - развитие творческого потенциала ребенка; - приобщение родителей к участию в жизни детского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеграция деятельности педагогов (специалистов) детского сада по формированию у детей целостной картины мира
Опубликовано: 15 августа 2014 в 18:34
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интеграция деятельности педагогов (специалистов) детского сада по формированию у детей целостной картины мира» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Титова (УИ 231681) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД