Приложение МААМ

Интеграция двигательной и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных НОД в соответствии с требованиями ФГОС.

Галина Лоншакова
Интеграция двигательной и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных НОД в соответствии с требованиями ФГОС.
▼ Скачать + Заказать документы

Физическая культура.

Здоровье.

В части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья.

Музыка.

Развитие музыкально-ритмической деятельности на основе физических качеств и основных движений детей.

Познание.

В части двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного их средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности.

Коммуникация

Публикация «Интеграция двигательной и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных НОД в соответствии с требованиями ФГОС,» размещена в разделах

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение.

Социализация

Приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности.

Труд

Накопление опыта двигательной активности.

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями. Современные требования жизни таковы, что увеличение информационной нагрузки и усложнение образовательных программ, предназначенных для детей дошкольного возраста, вероятно, неизбежны. В соответствии с требованиями ФГТ наиболее эффективно образовательные задачи можно решить только в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса. Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин:

Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

Использование интегрированного подхода развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Образовательная деятельность с использованием интеграции раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

Интегративная форма дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.

Всё это привело нас к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении и воспитании. Перед нами встал вопрос об использовании интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста. Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности, – интегрированные занятия.

Перед собой мы поставили следующую цель – достичь целостного представления об изучаемом явлении, событии, процессе, которые отражаются в теме, разделе программы на физкультурных занятиях путем интеграции различных видов детской деятельности.

Исходя из цели, нами решались следующие задачи:

Формирование осознанного отношения к физической активности на основе освоения представлений и знаний о физической культуре.

Повышение уровня физической подготовленности на основе формирования и совершенствования двигательных умений и навыков и развития двигательных качеств и способностей.

Воспитание потребности в физическом совершенствовании на основе формирования интересов и мотивов к занятиям физическими упражнениями.

Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществлялось не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.

Мы целенаправленно организовывали образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности (не просто ответ на вопрос, а ответ и передача мяча и пр.). Такой подход не только стимулировал физическое развитие, но и способствовал более успешному решению остальных образовательных задач.

С другой стороны, в процессе образовательной деятельности по физическому развитию обращали внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:

формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх при пользовании инвентарём («Безопасность»);

создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников («Социализация»);

участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования («Труд»);

активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчёт мячей и пр., специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых, построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования, просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни («Познание»);

проговаривание действий и название упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной активности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культуры («Коммуникация», «Здоровье»);

игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок («Чтение художественной литературы»);

привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформление помещения; использование на занятиях физкультурой изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания, рисование мелом разметки для подвижных игр («Художественное творчество»);

ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера («Музыка»).

Важной особенностью интегрированного занятия являлась смена динамических поз и видов детской деятельности. Во время занятия предполагалось использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, изготовлением декораций, атрибутов к игре; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием. Занятия интегрированного характера вызывали интерес у детей, способствовали снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. Предлагая детям различные упражнения, мы не только давали физическую нагрузку, но и в формулировке заданий обращали внимание на разные математические отношения, предлагали выполнять упражнения не по образцу, а по устной инструкции. Также, дополнительно к предметам, которые обычно использовались при выполнении физических упражнений, целесообразно применяли плоские и объемные геометрические фигуры, цифры, карточки с изображением характерных признаков времен года, частей суток. Например, упражняя детей в прыжках, формировали количественные представления:

подпрыгнуть на одной (двух) ногах указанное количество раз;

подпрыгнуть на два раза меньше, чем дней в неделе;

посчитать количество прыжков до кубика;

прыгать по 5 раз на правой и левой ноге;

прыгая из обруча в обруч, назвать, каким по счету находится обруч определенного цвета.

Физкультурные занятия и занятия по экологии имели общепринятую структуру. Так, наблюдения за природными явлениями, беседы о природе проводились в подготовительной части занятия в сочетании с ходьбой в умеренном темпе по экологической тропинке, а затем использовались физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки. Физические упражнения предшествовали наблюдениям и рассказам об объектах или явлениях природы, проводимым в заключительной части занятия при возвращении по тропинке здоровья в детский сад. В подготовительной части занятия применялись физические упражнения (например, ходьба в сочетании с бегом, затем проводились природоведческие наблюдения в сочетании с тематическими упражнениями и подвижными играми, и, наконец, занятие завершалось либо бегом в сочетании с ходьбой, либо наблюдениями в сочетании с ходьбой в умеренном темпе.

Таким образом, интегрированные занятия оказывали положительное влияние на уровень освоения упражнений дошкольниками, повышали уровень образованности, способствовали не только развитию физического потенциала дошкольников, но и формированию различных знаний. Интеграция на практике при комплексном подходе со стороны всего педагогического коллектива ДОУ, а также родителей воспитанников реализовалась успешно.

Публикации по теме:

Миссия и задачи ДОУ «Детский сад №10 г. Киренска» Миссия нашего детского сада заключается в объединении усилий детского сада и семьи для создания условий, в.

Планирование работы по физическому развитию детей с учётом интеграции Планирование работы по физическому развитию детей с учётом интеграции. 1 слайд. Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеграция двигательной и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных НОД в соответствии с требованиями ФГОС.
Опубликовано: 29 сентября 2014 в 22:35
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интеграция двигательной и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных НОД в соответствии с требованиями ФГОС.» (включая файлы) размещена пользователем Галина Лоншакова (УИ 247345) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД