МААМ-картинки

Интеграция учебно-воспитательного процесса как современная необходимость

Наталия Казимирова
Интеграция учебно-воспитательного процесса как современная необходимость

У детей достаточно рано появляется свой «образ мира» - целостность восприятия окружающей среды. Со вступления в дошкольное заведения это разрушается через границы между отдельными разделами программы или предметным преподаванием (один воспитатель не знает, чем занимались дети на предыдущих занятиях, поэтому были введены интегрированные занятия, курсы. Интеграция – синтез, объединение и взаимодействие элементов одного объекта, в структуре другого, в результате чего появляется принципиально новый объект со своими, свойственными именно ему особенностями организации. Интеграция – от лат. Integratio – возобновление; integer – сплошной. Следовательно, под интеграцией мы понимаем процесс и результат сочетания отдельных элементов учебы и воспитания в единственную целостную систему с целью получения качественно нового результата дошкольного образования. Интегрированный образовательный процесс должен строиться за принципами доступности, научности, последовательности, систематичности, логичности, целостности. Интегрированным является такое занятие, которое имеет целью синтез содержания (способов познания) из нескольких тем, разделов программы или видов деятельности вокруг одной темы, то есть серия (цикл, система) занятий направлена на формирование у ребенка целостного мировоззрения. Лучше всего могут интегрироваться такие разделы программы: ручной труд, ознакомление с окружающим миром, музыкальное воспитание, художественная литература, ознакомление, с природой, изобразительное искусство. Последние годы все более внимания уделяется нетрадиционным формам проведения занятий с целью повышения интереса детей к занятиям активизации их деятельности, прививания любви к учебе. Одним из таких путей есть проведение занятий на основе интеграции содержания, отобранного из нескольких предметов и объединенного вокруг одной цели. Знание одной научной отрасли проникает в другие отрасли, то есть происходит их взаимопроникновение. Рядом с понятием интегрированное занятие часто употребляются понятия: комбинированные, комплексные, смешанные занятия. При этом в первом случае внимание акцентируется на взаимопроникновении, во втором – на объединение учебного материала, видов деятельности и тому подобное. Ключевым, определяющим моментом в традиционном занятии является круг знаний и умений, которые должны овладеть: научиться рассказывать по содержанию картины, рисовать снеговик, уметь подлезать под дугой и тому подобное. Стержневой в интеграционном занятии является тема – образ, который раскрывается через разные виды деятельности. Важно научить дошкольников задумываться над сутью ключевого слова, чувствовать и осознавать его многочисленные связи с действительностью, которая способствует формированию целостного миропонимания. Значимым становится сам процесс познания, то, как мы с детьми овладеваем его сутью. Возьмем тему – образ «хорошо – плохо» : то, что хорошо в одном случае, плохо в другом. Чтобы доказать это детям, нужно сначала выделить значение слова в конкретной ситуации. Самих слов маловато, следовательно нужны наглядные и убедительные опыты – например, с выбором одежды при определенных погодных условиях, выбором способа действия для максимальной реализации поставленной цели (как лучше убедиться, что в яблоке есть сок); или предметная (производительная) деятельность, в ходе которой дети на разнообразном материале, разными способами приходят к выводу: хорошо – то, которое отвечает конкретной ситуации, плохое – то, что для конкретной ситуации неприемлемо. Не воспитатель, а дети вместе с воспитателем постепенно раскрывают тему – образ средствами разных видов деятельности. Интегрированное занятие является более длительным, чем традиционное, однако, поскольку чередуются разные виды деятельности, активность детей имеет волновой характер, и время для них проходит незаметно. Единственный критерий относительно определения длительности занятия – работоспособность воспитателей, их заинтересованность, привлеченная, к процессу. Занятие должно завершиться за минуту до того, как дети могут этого захотеть. Тогда деятельность на нем всегда будет желаемой. Цель занятий, построенных на интегрированном содержании, - создать предпосылки для разностороннего рассмотрения нового объекта, понятия, явления, формирования системного мышления, возбуждения воображения, положительно – эмоционального отношения к познанию. Относительно количества интегрированных занятий, однозначного ответа не может быть. Это зависит от умения воспитателя провести интегрированное занятие, чтобы не было перегрузки детей впечатлениями, чтобы оно не было мозаикой отдельных картин, а именно служило одной цели. Для этого нужно заблаговременно проанализировать календарное планирование и отобрать те вопросы из программы, которые являются близкими по содержанию или целью использования. Ведь для проведения интегрированных занятий нужно готовиться предварительно, подбирать материал, готовить детей. Учитывая конкретность мышления старших дошкольников, неустойчивость внимания, воспитатель важное значение отводит таблицам – опорам для проведения интегрированных занятий. Это материал многоразового использования. Например, на занятии по грамоте когда дети ознакомились с буквой и звуком Д, есть четыре сектора. По заданиям, которые есть в секторе 1, можно создать сказочную ситуацию «Разговор со старым дубом», составить кроссворд, провести диалог; сектор 2 содержит математический материал для развязывания примеров, задач и измеренияотрезка; сектор 3 – опора для рисования на тему «Грибы под дубовой ветвью»; сектор 4 – ознакомление с окружающим миром (как питаются корни дуба, какие врачебные свойства имеют кора, листья, желуди). На практике На практике воспитатель интегрирует занятие по разным разделам учебной программы, а именно:

Публикация «Интеграция учебно-воспитательного процесса как современная необходимость» размещена в разделах

1) Развитие речи; изобразительное искусство; музыка; природоведение;

2) Развитие речи; изобразительное искусство; музыка; ознакомление с окружающим миром;

3) Развитие речи; художественный труд; природоведение;

4) Художественная литература; развитие речи; природоведение. Структура организации речевой деятельности на интегрированных занятиях развития речи является такой: - формирование замысла высказывания. Активизация словаря; Создание текста с помощью воспитателя (при необходимости); Коллективное обсуждение, рассказывание составленных произведений, редактирования, коррекции произведений. Школа восприятия, таким образом, становится средством овладения умственными приемами. И эффективность этой работы обеспечивается прежде всего коллективным речевым творчеством детей. Восхищение прекрасным возбуждает к труду мысль даже у очень инертных. Дети по разному воспринимают окружающую среду: кто-то через изобразительное искусство, через музыку, поэтическое слово, мелодию, прозу. В ходе коллективного общения с природой воспитатель привлекает внимание детей к богатству и разнообразию природы. (На что похожая опушка подснежников, когда мы ее рассматриваем издалека? А если вблизи посмотрим на цветочек, что он нам напоминает? С кем разговаривает ива на берегу реки) Педагог, интегрируя виды деятельности, должен стремиться к полному слиянию разных видов эмоционально – образной и предметно – практической деятельности. Стремиться, чтобы словесное творчество дополнялось элементами драматизации, хоровода, игры, а также становилось выразительнее графически, музыкально в результате чего бы активизировались познавательные возможности детей. Такие занятия создаются не один день. Они должны пройти через сердце воспитателя, лишь тогда прекрасное и хорошее будет жить в детях, питать их мысль и чувство.

Источники:

https://zaochnik.ru/blog/integrirovannoe-obuchenie-chto-eto-tehnologii-printsipy-modeli-i-formy/

https://педпроект. рф/соколова-е-р-шамина-г-и/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Интегрированное_обучение

Публикации по теме:

«Родители-активные участники воспитательного процесса!» (фотоотчёт)«Родители-активные участники воспитательного процесса!» (фотоотчёт) Уже не один раз говорилось о необходимости соблюдать преемственность детского сада и семьи в воспитании активной, социально развитой личности.

Современная поздравительная открытка для мамы. Мастер-классСовременная поздравительная открытка для мамы. Мастер-класс Вашему вниманию хочу предложить мастер-класс по изготовлению современной открытки для мамы. День матери-это прекрасный повод отдать дань.

Интеграция коррекционных занятий в ДОУ Коврижиных О. В. учитель-логопед МДОУДСКВ «Радуга» г. о. Нижняя Салда Презентация темы самообразования «Интеграция коррекционных занятий.

Использование ИКТ в ДОУ — необходимость и актуальность В данной нам с вами современности, в условиях ФГОС ДО, предлагающего нам модернизировать и оптимизировать процесс обучения воспитанников,.

Консультация для педагогов «Интеграция в творчестве» «Интеграция в творчестве» инновационные составляющие в практической реализации образовательных областей «Художественное творчество» и «Музыка».

Консультация для родителей «Современная мода. Что в ней есть опасного»Консультация для родителей «Современная мода. Что в ней есть опасного» Современная мода. Что же в ней опасного, какие ловушки скрыты? Мода – это всегда способ привлечения к себе внимания. Сейчас немало девушек.

Музейная педагогика как современная педагогическая технологияМузейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Необходимость создания логопунктов на базе ДОУ Речь ребёнка не возникает сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными нарушениями. С момента рождения до поступления.

Отчёт о результатах воспитательного — образовательного процесса в подготовительной группе за 2014–2015 учебный год МАДОУ № 15, г. Томск. Воспитатели подготовительной группы: Бельтюкова Мария Николаевна, Иванникова Елена Владимировна, младший воспитатель.

Весёлый новогодний танец «Я ёлка современная» Видео Детская песня –«Я ёлка современная»К сожалению авторов музыки и слов этой песни я не нашла в интернете. В танце участвуют 4 девочки, встают.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Интеграция учебно-воспитательного процесса как современная необходимость
Опубликовано: 28 января 2022 в 17:05
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД