Филиппова Ирина
Интегрированное занятие в старшей группе «А в санях сидит царица — белокожа, белолица»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в старшей группе
Тема: «А в санях сидит царица – белокожа, белолица"
Программное содержание:
1. Задачи на развитие познавательных способностей:
Закреплять представление о временах года, признаках зимы, народных приметах;
Упражнять в ориентировке на карточке с цифрами (игра «девять клеток», при выполнении задания на логическое мышление.
Закреплять знания о геометрических фигурах.
Развивать внимание, сообразительность, самостоятельность, быстроту реакции.
Публикация «Интегрированное занятие в старшей группе „А в санях сидит царица — белокожа, белолица“» размещена в разделах
2. Задачи на развитие речи:
Развивать образность, эмоциональность речи, учить использовать сравнения, метафоры, эпитеты; обогащать и активизировать словарь.
Упражнять в делении слов на слоги. Формировать познавательную мотивацию в курсе обучения грамоте.
Воспитывать культуру ведения диалога.
3. Воспитательные задачи:
Уметь внимательно слушать собеседника, не отвлекаться и не перебивать, отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения, приводить примеры, соглашаться и возражать; объединять в ответе реплики товарищей, отвечать на одни и тот же вопрос по-разному;
Материал:
Демонстрационный:
Плакат «Зима-зимушка», схемы для произнесения скороговорок в разном темпе, дерево родственных слов (фланелеграф, «волшебный» мешочек, картинки к игре «Измерялочки»
Раздаточный:
Карточка математическая «Девять клеток», по 9 кружков, счетныё палочки, карточка с геометрическими фигурами (задание «Что лишнее?», фломастер
Ход занятия
Воспитатель:
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица -
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом -
Все покрыла серебром!
-Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке?
Дети:
-О зиме.
Воспитатель:
- Почему зиму называют царицей?
Высказывания детей
Воспитатель:
- Как вы думаете, подходят ли зиме слова «белокожа», «светлолица»? Почему? На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке?
Ответы детей
Воспитатель:
- Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия.
Ответы детей
Воспитатель:
-Да, зима - царица трех месяцев: декабря, января, февраля. У этих месяцев есть другие названия, народные. Кто из вас может рассказать о зимнем месяце, о котором я загадаю загадку.
Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче, всех длиннее ночи,
На поля и на луга до весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт, мы встречаем Новый год.
Дети:
-Это декабрь.
Дети:
-Декабрь народ называл «студень», «стужайло».
-Декабрь называют «студеный», потому что это самый холодный зимний месяц. «Холодный» и «студеный» - это слова, которые обозначают одно и то же.
Воспитатель:
-Какие приметы декабря вам известны?
Дети:
-Декабрь узоры на окнах расписывает;
Солнце в декабре светит, но не греет;
Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвёт.
Воспитатель:
-Послушайте загадку:
Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадёт не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится, от мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету, что, скажи, за месяц это?
Дети:
-Январь.
Воспитатель:
-Верно, за декабрём следует январь
Дети:
-Январь – вершина зимы, называли раньше январь «сечень», потому, что раньше люди отправлялись в лес вырубать вымороженные деревья
-А ещё его называли «просинец», потому что в январе день начинает прибавляться, стоят сильные морозы, светит яркое солнце и небо синее-синее.
Воспитатель:
-Какие приметы января вам известны?
Дети:
-Январю – морозы, февралю – метели.
Январь – в лесу глухая пора.
Воспитатель:
-Молодцы! Отгадайте тогда ещё одну загадку:
Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели на деревню налетели.
По ночам мороз силён, днем капели слышен звон.
День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это?
Дети:
-Это третий месяц зимы - февраль.
- Февраль и «бокогрей», и «лютень».
Воспитатель:
- Что это значит?
Дети:
-Февраль двуликий месяц: в феврале солнышко начинает пригревать, а затем возвращаются метели да морозы. Вот и получается, что с одной стороны бок пригревает, а с другой - ветер холодный поддувает.
-А еще февраль называют «коротышкой».
- Это самый короткий меся н в году, в нем 28 или 29 дней, а в других месяцах 30 или 31 день.
Воспитатель:
-Какие приметы февраля вам известны?
Дети:
-В феврале сильные морозы - короткая зима.
-Теплый февраль приносит холодную весну
-Февраль - бокогрей - кривые дороги.
Воспитатель:
-Молодцы! Давайте немного разомнёмся
Музыкальная физминутка «Зима»
Воспитатель:
-А сейчас еще одна загадка.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима.)
-Правильно. Посмотрите на плакат. Как вы думаете, какое время года на нём изображено?
Дети садятся полукругом.
Рассматривание плаката «Зима-зимушка»
Воспитатель:
-Почему вы решили, что на картине зима?
Дети:
-Снежные шапки на деревьях, на крышах домов, заснеженные поля, лед на реке.
Воспитатель:
- Какое небо? Опишите его, пожалуйста
Дети:
-Небо зимнее, облачное, со снежными тучами.
Воспитатель:
- Назовите, какие вы видите на картине деревья?
Дети:
-Березы, ели, рябины, сосны.
Воспитатель:
- Что еще изображено?
Дети:
-Опушка леса, река, поле, за деревней лес, деревенский домик, снегири на деревьях и др.
Воспитатель выставляет дидактическое пособие «Дерево родственных слов»
Воспитатель:
-Предлагаю вам поиграть в игру «Подбери словечко».
Вот в корнях дерева я располагаю карточку с зашифрованным словом. Как прочитать заколдованное слово?
Дети:
-По первым звукам в словах-названиях предметов на картинках.
-Зима.
Воспитатель:
-Замечательно. А сейчас сложные задания. Прежде, чем ответить, хорошо подумайте. И не стоит выкрикивать с места. Договорились?
Дидактическая игра «Подбери словечко»
Дети дают ответы,
воспитатель располагает на ветках дерева сигнальные карточки - снежинки
-Итак, как можно зиму назвать ласково? (Зимушка.)
-А как называют птиц, которые зимой не улетают в теплые страны, а остаются зимовать? (Зимующие.)
-Как назвать день зимой? (Зимний.)
-Как называют дорогу, проложенную по снегу? (Зимник)
Воспитатель:
-Запомните слова «зима», «зимушка», «зимний», «зимующие», «зимник» - это слова-родственники. Давайте вспомним, с помощью каких слов можно рассказать о зиме.
Дети:
-Снежная, холодная, студеная, морозная, красивая, хрустальная.
Воспитатель:
-Зимушка подарила нам волшебный мешочек. А там…
Воспитатель открывает мешочек
-Да это же игра «Измерялочки»!
Измерить длиннющее слово –
Да это проще простого!
Сколько слогов в нем, надо узнать…
Хлопать в ладоши пора начинать!
Дидактическая игра «Измерялочки»
Воспитатель называет «зимние слова», а дети измеряют их
-Вы - молодцы! А сейчас предлагаю вам отправиться в страну Сообразилию.
Дети проходят к столам
Работа за столами
Воспитатель:
-Первое задание «Найди лишнее».
Положите перед собой карточку с геометрическими фигурами. Вам необходимо заштриховать лишние геометрические фигуры. Работаем быстро, не заглядываем к соседу!
Работа детей в карточках
Воспитатель:
-Назовите, пожалуйста, лишние фигуры. Почему они оказались лишними?
Ответы детей
Воспитатель:
-Второе задание «Не ошибись».
Возьмите карточку с цифрами. Вы сейчас будете слушать мои задания, и закрывать кружочками правильную, по вашему мнению, цифру. Готовы?
-закройте цифру, которая обозначает, сколько у человека глаз (2);
-сколько месяцев зимой? (3);
-закройте цифру, которая обозначает, сколько ножек у стула (4);
-какая цифра – цирковая акробатка, если на голову встанет, то цифрой 6 станет? (9);
-сколько пальцев у человека на одной руке? (5);
-закройте цифру, которая похожа на матрёшку (8);
-закройте цифру, которая на один меньше восьми (7);
-сколько хвостов у слона? (1);
Работа детей за столами
Воспитатель:
-Какая цифра осталась незакрытой? (6). Правильно! Все справились!
Отложите карточки. Сейчас третье задание «Палочки».
-Возьмите 6 счётных палочек. Сложите из них домик. Теперь переложите 2 палочки так, чтобы получился флажок.
Работа детей
Воспитатель:
-Замечательно! Что-то мы с вами засиделись. Предлагаю отдохнуть.
Физминутка на ковре
Морозы детям не беда (идут по кругу, взявшись за руки)
Не страшны им холода.
Ходим в шубах и ушанках (имитируют надевание шубы и шапки)
И с горы катаемся на санках.
А потом на лыжи встанем (лыжный шаг)
И с горы кататься станем. Вот так!
Снег пушистый все летает (поднимают и опускают руки)
А метель всё завывает.
Столько снегу намело! (показывают сугробы)
Все тропинки занесло!
Мы дорожки разгребём (имитация движений)
И в снежки играть пойдём. (шагают)
Весело в снежки играем (имитация движений)
В цель мы метко попадаем. Вот так!
Снег сегодня белый, белый. (поднимают и опускают руки)
От него кругом светло.
Рукавички мы наденем (имитация движений)
Будет в шубках нам тепло. (шагают)
Воспитатель:
-Скажите, что вы любите делать зимой?
Ответы детей
Воспитатель:
-О каком времени года мы с вами сегодня говорили? Что вам особенно понравилось? Запомнилось?
Ответы детей
Воспитатель:
-Заканчивается зимушка-зима. Давайте выучим красивую загадку о зиме. И научимся говорить ее медленно, быстрее, совсем быстро.
Использование картинок-подсказок «Темп речи»
Хоть сама и снег, и лед,
А уходит - слезы льет.
Сюрпризный момент, угощение.
Дети с воспитателем находят ледяную шкатулку царицы-зимы с запиской,
в которой она их хвалит за то, что они так много знают о зиме, и дарит им сладкие леденцы.