Интегрированное занятие для детей старшей группы «В гостях у бабушки Арины. Печка-матушка»

Светлана Киреева
Интегрированное занятие для детей старшей группы «В гостях у бабушки Арины. Печка-матушка»

Интегрированное занятие

«В гостях у бабушки Арины. Печка – матушка

Цель: Расширение и систематизирование знаний детей о традиционно - бытовой культуре русского народа (изба: её внешнее и внутреннее убранство; печь, домашняя утварь) .

Задачи:

Образовательная: приобщение детей к истокам русской народной культуры;

Развивающая: развитие любознательности, наблюдательности, речи детей,

обогащение словарного запаса детей. Слова: сруб, чугунок, ухват, скалка, сито, «Бабий кут»

Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к истокам русской народной культуры.

Интеграция областей: социализация, познание, коммуникация, музыка, художественное творчество (лепка из соленого теста).

Материалы и оборудование: презентация «Русская изба», уголок русской избы с предметами быта (печь, лавки, стол, старинная посуда, прялка и др., плакат «Деревня» (коллективная работа детей 9 садовой группы, макет деревянного дома – 2 шт. (для д/и «Строим дом», СД диск с записями русских народных песен (музыкальное сопровождение, русский народный костюм для бабушки Арины.

Предварительная работа: чтение русских сказок (гуси-лебеди, баба яга костяная нога, рассматривание иллюстраций, изготовление коллективной работы – плакат «Деревня», разучивание поговорок, закличек, пословиц о русской печи. Работа с родителями – изготовление альбома «Быт и утварь русской избы».

Ход занятия.

Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: прялка, стол, скамьи, вышитые полотенца, плетёные кружева, деревянные, расписные и гончарные изделия, русские народные игрушки и т. д.

Ведущая: Доброе утро ребята!

Вместе с детьми:

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро!

Солнцу и птицам.

- Доброе утро!

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро

Длится до вечера!

Сюрпризный момент – конверт с туристической петевкой.

И я могу вам открыть секрет, мы с вами сегодня, совершим путешествие из города в деревню. А вот на чем мы поедем вы сейчас угадайте:

Пассажиров мы катаем

По маршрутам тут и там,

А туристов доставляем

К историческим местам.

Едем к цели дружно все

По проспектам и шоссе.

(Автобус)

Я буду вашим водителем и экскурсоводом, а вы туристами.

Уважаемые родители, по технике безопасности дети не имеют права ездить в общественном транспорте без сопровождения взрослых, мы вас приглашаем к нам присоединиться.

Получите, пожалуйста билеты.

(Билеты - синие и красные прямоугольники, одинаковое количество)

Автобус отправляется. (имитация движение автобуса – садятся в автобус, едут; автобус останавливается – выходят)

Уважаемые туристы, мы благополучно добрались до деревни. Послушайте, как поют птицы, шелестят деревья, а какой здесь чистый воздух. Посмотрите, какая вокруг великолепная природа, тишина и спокойствие. Обратите внимание, какие здесь дома? (деревянные)

А вы знаете, как в старину называли дом? (изба)

- Правильно, изба! Это старинное название деревенского дома.

А, теперь я вам предлагаю прогулку по деревенской улице.

Презентация «Русская изба»

1 слайд.

Избы называли срубами.

- Как вы думаете, почему?

- (потому что их рубили топорами)

- Складывали брёвна с большим умением так, что они плотно держались между собой. Народные умельцы строили дома без пил, гвоздей, без сложных измерительных приборов и чертежей, только с помощью топора.

- Как называли людей, занимающихся этим ремеслом?

- (плотники).

2 слайд.

Чем покрывали крышу у избы?

- (соломой).

3 слайд.

А ещё чем, кроме соломы?

(дранкой - колотыми сосновыми дощечками; тёсом - досками, которые рубили топором, а не пилили, так как они были прочнее).

4, 5 слайд.

- Перед нами большой купеческий дом, крестьянская изба. (даны в сравнение)

6 слайд.

- Окна называли «глазами дома».

- Почему, как вы думаете? (окно от слова»око, очи»- глаза дома)

- Мало построить дом прочным и удобным. Хочется, чтобы он был ещё и красивым. Для этого его украшали резными досками с орнаментом (дом – окна со ставнями).

7 слайд.

Дом с резными наличниками.

8 слайд. Деревенская улица.

- Как вы думайте, что объединяет все эти дома? Что было самым главным в русской избе?

- Печь.

9 слайд.

- Правильно печь, внутри каждой избы стояла печь.

10 слайд.

Деревня - вид сверху.

- Обратите внимание, на крыше каждого дома есть печная труба.

А теперь, я вам предлагаю поиграть в игру.

Физкультминутка

Целый день тук да тук,

Раздается громкий стук,

Строим дом, дом большой,

И с крылечком и трубой.

- Ребята, назовите мне профессию человека, кто строил дома из бревен.

Верно, плотник. У меня есть два дома: синий, красный – мы с вами разделимся на две команды плотников (деление на команды, согласно выбранным билетам).

Дидактическая игра «Строим Дом»

В деревне двери в дом всегда открыты и гостям хозяева очень рады.

- Пора и в дом заглянуть!

Гостей встречает бабушка Арина:

- Здравствуйте гости дорогие! (- Здравствуйте)

- А знаете ли вы что обозначает это слово?

Дети: Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов, потому что «здравствуй»

Значит «Будь здоров»!

Вечером расстались –

Встретились с утра,

Значит слово «здравствуй»

Говорить пора.

Ведущая: Раз мы в историческом месте, поздороваемся по русскому старинному обычаю.

Дети: кланяются, прижав руку к сердцу.

Бабушка Арина: Милости прошу, дорогие гости, проходите в горницу – светлицу. «Красному гостю – красное место».

Вы прошли по нашей деревенской улице?

- Да, ходили.

Видели дома? Красивые?

А что же все дома объединяет?

Бабушка Арина: - Правильно, печь!

Ведущая:- А зачем нужна была печь в доме?

Бабушка Арина: Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встану поутру, так первым делом начинаю растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

Дети: - В народе говорили: «Печь - греет и варит, печёт и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу!»

Ведущая: -Чем же могла печь накормить своих хозяев?

Дети: В народе говорили «Щи да каша – пища наша».

Бабушка Арина: В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.

Ведущая: -Ребята, как вы думаете, где бы мог находиться у нас в квартире «бабий кут»?

Бабушка Арина: Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала.

Ведущая: - Бабушка Арина, наши ребята знают закличку про печку?

Дети:

Ой, ты печка – сударушка

Помогинам, боярушка:

Ты, свари, испеки,

Обогрей, освети,

В дом богатство принеси.

Бабушка Арина показывает и рассказывает про утварь русской избы.

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве.

Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник.

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Бабушка Арина: Ой, гости дорогие, пока мы с вами избу осматривали, у меня тесто для пирогов подошло. Помогите мне пирожки приготовить?

Пальчиковая гимнастика

«ТЕСТО»

Тесто мы месили,

(Делаем вид, будто месим тесто)

Мы пирог лепили,

(Лепим пирожки)

Шлеп, шлеп,

Шлеп, шлеп,

(Хлопаем в ладоши)

Слепим мы большой пирог!

(Показываем большой пирог)

Приготовление пирога из соленого теста

(совместная работа педагогов, детей и родителей)

После приготовления пирога бабушка Арина предлагает вымыть руки из рукомойника и вытереть их ручником.

Бабушка Арина: Молодцы, потрудились на славу. А теперь, пока наши пироги пекутся, я предлагаю отдохнуть, да повеселиться.

Совместно педагоги, дети и родители

водят хоровод и поют песню «К нам гости пришли».

Бабушка Арина: Хороводы - то водить вы -мастера.

А вот память – то у вас хорошая? Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

Стоит жилище

деревянные бочища,

Внутри печь да дрова

это русская… (изба).

Зимой много ест,

Летом много спит,

Тело теплое, крови нет,

Сесть на нее сядешь,

А не везет,

Внутри огонь горит,

Из трубы дым валит,

Кушу варит, блины жарит.

(печь)

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар).

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт» (ухват)

Бабушка Арина: Пироги – то наши испеклись. (Вынимает из печи). Вот вам угощение на доброе здоровье: крынку молока, медочку, баночку варенья и, конечно, пироги (собирает в корзинку).

Ведущая: Дорогие ребята и уважаемые родители, понравилось вам в гостях у бабушки Арины?

- Я, думаю, много нового и интересного узнали?

Бабушка Арина: До свиданья, приезжайте летом на каникулы.

Дети и взрослые благодарят бабушку Арину

за гостеприимство и прощаются.

Садятся в автобус и уезжают обратно в город Иваново

Публикации по теме:

«В гостях у бабушки Арины». Театрализованное представление по ОБЖ в средней группе. Тема " В гостях у бабушки Арины" Цель: становление у воспитанников ценностей здорового образа жизни. Задачи: 1. Познакомить детей с правилами.

«В гостях у тетушки Арины» Конспект НОД по музыкальному воспитанию для детей старшей группы Музыкальный руководитель Муратова Эльвира Юсуфовна Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, воспитании и бережного.

Конспект интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию «Печка-матушка»Конспект интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию «Печка-матушка» Цель: Приобщение дошкольников к духовно – нравственным ценностям на основе изучения национальных традиций. Задачи: -Вызвать у детей интерес.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Конспект НОД по развитию речи в первой младшей группе «В гостях у бабушки Арины» Занятие по развитию речи:«В гостях у бабушки Арины». Цель: - развивать речь детей; - закреплять знание потешек и русской народной сказки.

Музыкальное тематическое занятие для старшей группы «В гостях у бабушки» Музыкальное тематическое занятие для старшей группы «В гостях у бабушки» Цель занятия: доставить детям радость, создать настроение теплоты,.

Познавательное развлечение «Русская печка-матушка наша» (средняя группа)Познавательное развлечение «Русская печка-матушка наша» (средняя группа) Воспитатель. Здравствуйте, гости, жданные, Званные да желанные! Красны девицы, да добры молодцы! По обычаям старинным Всем гостям поклон.

Музыкальное развлечение «В гостях у бабушки Арины» Развлечение для младшего дошкольного возраста «В гостях у бабушки Арины" Цель: Знакомство детей с русским народным творчеством посредством.

Конспект занятия по познавательному развитию «Сказка бабушки Арины» для средней группы Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие». Задачи: • Обогащать представления детей о различных видах театра (пальчиковый,.

Занятие для детей старшей группы «В гостях у бабушки Арины» Цель: учить детей составлять короткие рассказы из личного опыта, отвечать на вопросы воспитателя, строить фразы и предложения. Развивать.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Интегрированное занятие для детей старшей группы «В гостях у бабушки Арины. Печка-матушка»
Опубликовано: 16 марта 2016 в 19:47
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер класс по изготовлению коллажа «Весенний букет для мамочки»
Я для милой мамы, Соберу букет. Пусть её порадует, весны чудесный цвет. Белые подснежники, нежные цветы. Это - символ счастья, Здоровья, доброты. А...
Фотоотчет. Выставка Совместного творчества детей и родителей, посвященная...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию выставку совместного творчества родителей и детей посвященную Международному...
Фотоотчет «А у нас субботник!»
12 апреля 1919 года в Советской России прошёл первый Коммунистический субботник Субботники возникли в период Гражданской войны, они появились после того...
Педагогический проект «Мыльная история»
Введение. Дети задавали вопрос о мыле, когда намыливали руки: Как появилось мыло? История мыла очень интересна. Меня тоже заинтересовал вопрос мыльный....
Что для меня значит интернет-ресурс сайт МAAM.RU
Уважаемые коллеги! Я сегодня познакомилась с публикацией Татьяны Михайловой «Интернет-ресурс сайт МAAM. RU в жизни дошкольного педагога». Очень интересная...