Получи документы

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «Масленица» (3 фото)

Наталья Буюклыу
Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «Масленица»

Открытое интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «Масленица».

Познавательное, речевое развитие.

Цель:

Расширение представлений у детей о фольклорных праздниках на Руси,

создать условия для эстетического восприятия красоты этого праздника, расширить представления об особенностях проводов зимы.

Задачи:

закрепление элементарных представлений детей о русских народных играх и традициях празднования Масленицы;

Публикация «Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе „Масленица“» размещена в разделах

уточнение названий всех семи дней Масленицы, объяснить их значение;

активизировать словарь детей;

формировать уважительное отношение к культуре родной страны;

формировать эмоционально-положительную основу для воспитания патриотических чувств;

заучивание масленичных закличек;

приобщать детей к народному творчеству и традициям своего народа;

Материалы и оборудование:

Народный костюм (для воспитателя);

Подборка музыкальных произведений;

Презентация;

Кукла Масленицы;

Обруч, маски, салфетки (для игр);

«Блины» с названием дней недели;

Блины-для конкурса и угощения;

Конверт с письмом;

Куклы-обереги, сделанные детьми заранее.

Предварительная работа:

рассказ воспитателя о празднике Широкой Масленицы и о масленичной неделе;

рассматривание иллюстраций народных гуляний, знакомство с песнями, традициями и запевками народного праздника;

выбор и разучивание народных игр пословиц и поговорок, масленичных закличек

беседы о народных играх и истории возникновения праздника Масленица.

творческая мастерская: изготовление поделок к празднику, рисование.

в совместной деятельности воспитателя с детьми изготовить чучело Масленицы

Ход занятия:

Дети под музыку (Иван Купала «Заинька» входят в зал, образуя хоровод.

Воспитатель: Дети, посмотрите, здесь кто-то письмо оставил, давайте посмотрим – от кого оно.

Читает письмо:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Вы помните, какой сейчас месяц?

А какое время года наступает после февраля? Осталось совсем немного времени, и я уже совсем было собралась в дорогу, но мои верные помощники: солнце, птицы и звери, принесли мне весточку, что Зима никак не хочет уходить и уступать мне место. Укутала она снежным одеялом всю Землю; спит природа, солнце не может растопить снега и лед. А ведь совсем скоро будут возвращаться домой перелетные птицы, просыпаться от зимней спячки животные и насекомые. Дорогие дети, помогите, пожалуйста, разбудить землю от зимнего сна. Надеюсь на вашу помощь, ваша Весна-Красна».

Воспитатель: Ребята, а как же мы можем помочь Весне разбудить землю?

Ответы детей:

Воспитатель: Давайте мы с вами сейчас присядем на стульчики и посмотрим, как же наши предки будили землю после долгого зимнего сна?

Со времен старинных, давних

Праздник Солнца к нам спешит.

Он один из самых ранних

В окна вешним днем глядит.

-Это Масленица мчится

Вдоль по улицам родным.

«Когда-то давно на Руси жили люди, которые поклонялись Солнцу, Ветру, Дождю, Огню и назывались они язычниками. Очень они любили блины, а еще весну, тепло и солнышко.

Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике — Масленице.

Конец зимы. Дни становятся длиннее, небо — голубым, а солнце — ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник — Масленица. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника — это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла.

Масленица – веселый и жизнеутверждающий праздник проводов зимы и встречи весны, который с удовольствием отмечают как дети, так и взрослые. Например, Вы знаете, почему масленица – такой громкий и шумный праздник? Потому что землю нужно разбудить, и тогда начнется весна, можно будет пахать землю и сеять хлеб. Масленицу еще называли — Сырная седмица.

Воспитатель: как вы думаете, почему именно Сырная седмица?

Ответы детей

Воспитатель: Масленица отмечается за 7 недель до Пасхи, в последнюю неделю перед Великим постом. А давным–давно (до XVI в., год на Руси начинался с марта, т. е. масленица долгое время была встречей нового года! Славяне верили: «как год встретишь — так его и проведешь». Поэтому наши предки строго соблюдали все сложившиеся традиции Масленицы. И мы, соблюдая традиции, празднуем этот праздник целую неделю, которая так и называется - масленичная неделя.

Воспитатель: дети, а как вы думаете, почему на масленицу пекут именно блины?

Ответы детей:

Воспитатель: правильно, потому что круглый, румяный и золотистый блин так похож на солнышко. А весны без солнышка не бывает. Считалось, что вместе с румяными, горячими блинами, похожими на солнышко, человеку передаются энергия и могущество светила.

«Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей». А. И. Куприн.

Воспитатель: Как еще можно назвать блины? (Блинцы, блинчики, блиночки)

Ответы детей:

На Руси масленица всегда отмечалась широко.

С понедельника по среду масленица называлась «узкой», с четверга начиналась «широкая» масленица – все ходили друг к другу в гости, отдыхали, работать было запрещено.

На Масленичную неделю у каждого дня имелось свое название, и были свои развлечения и обряды.

На доску воспитатель по очереди прикладывает «блин», на котором написано название дня масленичной недели.

1. Понедельник - встреча Масленицы.

Воспитатель: Как вы думаете, почему первый масленичный день назывался именно так?

Ответы детей:

Давайте посмотрим на этот слайд. Что изобразил художник на этой картине? Что здесь происходит, какое событие? Какое настроение у людей? Какие краски использовал художник?

Воспитатель: иногда его называют детской масленицей, потому что в этот день повсюду строились ледяные горки, деревянные качели и карусели для малышей.

Главная участница Масленицы — большая кукла по имени Масленица (воспитатель показывает куклу Масленицы).

Ее делали из соломы, наряжали в яркое женское платье, на голову повязывали платок, а ноги обували в лапти.

Встречали ее песнями.

Куклу усаживали на сани и с песнями, и веселыми шутками, везли на самую высокую гору, какая только была в той местности, устанавливали там - чтобы не просмотрела - откуда весна придет. С этой же горы начиналось веселое катание на санях с песнями и забавами. Начиная с этого дня, детвора ежедневно каталась с горок, играла в разные веселые игры. (Слайд 1, 2, 3, 4).

Игра «Почта»

(-Тук, тук, тук!

-Кто там?

-Почта.

-Откуда?

-Из города.

-А что в городе делают?

-В ладоши хлопают. И т. д.)

2. Вторник - заигрыш. Взрослые и дети ходили по домам, поздравляли с Масленицей и просили блины. Все ходили в гости, пели песни, веселились. На заигрыш начинались потехи, игрища, катания на лошадях. (Слайд 5, 6)

3. среда - лакомка. Начинали кататься с горок и взрослые. По деревне ездила тройка с бубенцами. В этот день было принято ходить в гости по родственникам всей семьей. На лакомку народ кушал в изобилии разные масленичные вкусности (Слайд 6, 7).

Воспитатель: А теперь давайте узнаем, хорошо ли вы знаете пословицы и поговорки о труде и о масленице? Я начну говорить, а вы продолжите:

(Воспитатель называет несколько пословиц, а затем спрашивает у детей, какие пословицы и поговорки знают они?

Блин не клин, брюха не … (расколет)

Не житье, а … (масленица)

Один пирог два раза не… (съешь)

Не вкусив горького, не узнаешь и … (сладкого)

Сам заварил кашу, сам ее и … (расхлебывай)

Кашу маслом не … (испортишь)

Хочешь есть калачи, не лежи на … (печи)

Кто хочет рыбку съесть, тот должен в воду … (лезть)

Не разбивши яйца, не сделаешь … (яичницу)

Остатки … (сладки)

На горах катаемся, блинами … (объедаемся)

Готовь сани летом, а телегу… (зимой)

Не красна изба углами, а красна… (пирогами)

Как на масленой неделе из трубы … (блины летели)

Не сиди, сложа руки, тогда не будет в доме… (скуки)

Под лежачий камень вода … (не течет)

Труд человека кормит, а лень. (портит).

Мала пчела, да и та … (работает)

Воспитатель: Вот и закончилась «узкая масленица», пришла пора «широкой масленицы»!

4. Четверг - разгуляй-четверток. В разгуляй было больше всего игрищ. Устраивали конские бега, кулачные потехи, петушиные бои, борьба. Строили снежный городок и брали его боем. Самым, наверное, красивым масленичным обрядом было катание на санях. Лошадок украшали бумажными цветами, ленточками, бантиками. Парни и девушки надевали лучшие одежды. Повсюду был слышен звон бубенцов. (Слайд 8, 9, 10, 11)

Мальчишки выводили птичьи трели с помощью глиняных свистулек (древний обычай зазывания «весны-красны»). Публику традиционно веселили скоморохи и любимый народный герой — Петрушка. Гуляли с утра до ночи, водили хороводы, плясали, пели частушки.

Самые популярные масленичные игры дошли и до наших дней - это бой мешками, петушиные и снежные бои. Давайте и мы сейчас поучаствуем в одной из таких игр.

Игра «Петушиный бой» (Двое детей в масках петуха встают внутри обруча, убрав руки за спину, стоя на одной ноге, пытаются вытолкать друг друга за пределы обруча. Побеждает тот, кто остался внутри обруча.).

5. Пятница - тещины вечерки. В этот день недели зятья (зять- это ваш папа для вашей бабушки – мамы вашей мамы) угощали блинами своих тещ. Девушки в полдень выносили в миске блины и шли к горке. Парень, которому нравилась девушка, торопился попробовать ее блины, чтобы узнать: хорошая ли хозяйка из нее получится (Слайд 12).

6. Суббота - золовкины посиделки (золовка-сестра мужа). На посиделки молодые семьи приглашали к себе родных. Вели разговоры о жизни, если кто был в ссоре – обязательно было принято мириться. Вспоминали умерших родных и близких (Слайд 13).

Я предлагаю вам поиграть в игру: «Кто быстрее свернет блин» (под музыку «Мы давно блинов не ели»). Дети делятся на две команды и по - команде, по одному, начинают сворачивать и укладывать блины на тарелочку (каждый на свою). Гости оценивают скорость и красоту блинчиков.

Воспитатель: Ребята, мы с вами делали масленичный оберег для дома. Давайте посмотрим, чем же он отличается от Масленицы?

Ответы детей:

Воспитатель: правильно, у куклы-Масленицы нарисовано лицо, а у масленичного оберега – нет.

Наши предки считали, что Масленица глазами забирает всю плохую энергию, стоящих рядом людей и сжигает все это в костре. У оберегов же глаза не рисовали. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня.

Наконец, с масленицей связан один из самых гуманных русских обычаев

7. — Прощеное воскресенье. Приходится на последний день масленичной недели.

Издавна в этот день не ложились спать, не помирившись друг с другом. Взрослые и дети искренне просили друг у друга прощения за какие-то обиды. Было принято говорить: «Прости меня, пожалуйста». На что отвечали: «Бог тебя простит». Потом целовались и забывали обиды навсегда. Этот обычай сохранился до наших дней. Затем они отправлялись на главную площадь, где во всю шли народные гуляния. После неудержимого веселья торжественно сжигали чучело Масленицы, провожая ее до следующего сезона. Пепел от сгоревшей куклы развеивали по полю, чтобы получить в новом году добрый урожай (Слайд 14).

Масленица, прощай!

А на тот год приезжай!

Масленица, воротись!

В новый год покажись!

Прощай, Масленица!

Прощай, красная!

Воспитатель: ребята, Масленицу мы с вами проводили, а солнышко не покликали. Не вышло оно из-за тучки. Давайте его позовем. (Дети образуют хоровод).

Солнышко, появись!

Солнышко, засветись!

Уходи, зима!

Приходи весна-красна! (повторяют несколько раз)

Воспитатель: посмотрите, солнышко поделилось с нами своими лучиками! (Надевает детям медальончики с изображением солнышка).

Заключение:

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, помогли ли мы Весне разбудить Землю, да Зиму прогнать?

Ответы детей:

Воспитатель: А что же мы для этого сделали?

Ответы детей:

Воспитатель: давайте вспомним, как называются дни масленичной недели.

Ответы детей:

Воспитатель: Понравился вам праздник «Масленица»?

Дорогие гости, а вас мы приглашаем отведать наших блинов.

От Масленицы вам гостинцы –

Блины с пылу с жару,

Сочные, молочные,

С маслицем, с сахарком,

Ешьте на здоровье!

Февралю - помашем,

Марту - "здравствуй" скажем.

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «Масленица»
Фото «Масленица»
Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе - фото

Прикреплённые файлы:

maslenica_tqpmj.pptx | 8758,12 Кб
 
Публикации по теме:

Интегрированное занятие для подготовительной к школе группе «Светлый День Победы» ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ "СВЕТЛЫЙ ДЕНЬ ПОБЕДЫ"(Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение.

Интегрированное занятие педагога-психолога в подготовительной к школе группе с использованием фрактального рисования Тема: «Ты не представляешь, насколько ты уникален» Цель: Способствовать развитию познавательных процессов: мышления, внимания, воображения;.

Интегрированное занятие по физической культуре «Экскурсия по стране Математике» в подготовительной к школе группе Ведущий: –Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся на экскурсию по стране Математике. В этой стране мы не встретим ни лесов,.

Интегрированное занятие по окружающему миру в подготовительной к школе группе на тему «Осень» Ирина Акимова Интегрированное занятие по окружающему миру в подготовительной к школе группе на тему: «Осень» Цель: Расширять представления.

Интегрированное занятие по развитию речи и музыке в подготовительной к школе группе «В сказочном лесу» Интегрированное занятие по развитию речи и музыке в подготовительной группе. Тема: «В сказочном лесу». Программное содержание: - развивать.

Интегрированное занятие «Мы чтим их подвиг» (в подготовительной к школе группе) ТЕМА: «Мы чтим их подвиг» Программное содержание: - закреплять знания детей о том, как защищали русские люди свою Родину во время Великой.

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «Зимушка — зима» Цели: 1. Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, средствами интеграции. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

Открытое интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе «Дом дружбы»Открытое интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе «Дом дружбы» епосредственно образовательная деятельность по развитию речи «Дом дружбы» Задачи: • учить детей употреблять в речи сложные формы предложения,.

Тематическая неделя «День Космонавтики». Интегрированное занятие по ФЭМП в подготовительной к школе группе Тема: «Космическое путешествие». Интегр. обл. «Речевая», «Познавательная», «Социально-коммуникативная», «Физическая культура», «Музыка».

«Весна-зима». Интегрированное занятие для детей подготовительной к школе группе Цель: формирование интереса и любви к природе родного края. Задачи: - развивать умения наблюдать за сезонными изменениями, происходящими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «Масленица»
Опубликовано: 16 марта 2017 в 22:24
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД