Елена Чеснокова
Интегрированный досуг с использованием интерактивной доски «Спор времён года»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст: старший дошкольный
Цель: Формировать опыт применения накопленных знаний о сезонных изменениях в природе.
Задачи:
Познавательные:
Обобщить и систематизировать представления детей о характерных особенностях времён года.
Художественно-эстетические:
Приобщать к миру прекрасного через знакомство с произведениями классической музыки П. И. Чайковского и полотнами художника-пейзажиста И. И. Левитана.
Публикация «Интегрированный досуг с использованием интерактивной доски „Спор времён года“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2014
Закреплять умение внимательно слушать и анализировать фрагменты музыкальных произведений и делать выводы о принадлежности к тому или иному времени года.
Речевые:
Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отражённое художником в пейзаже, композитором в музыке и передавать его словом.
Тренировать в подборе определений и сравнений.
Социально-коммуникативные:
Воспитывать любовь к природе.
Реализуемые области: «Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
Оборудование: презентация mimio «Времена года»; игры «Сенсино», «Сырный ломтик», репродукции картин И. И. Л. «Лес зимой», «Весна. Большая вода», «Лето», «Золотая осень», произведения из альбома П. И. Ч. «Времена года»: «Тройка», «Песня жаворонка», «Песня косаря», «Осенняя песнь».
Ход
Ст-г Здравствуйте, дорогие ребята! Я Старик-годовик. Приглашаю вас в путешествие по временам года. Предлагаю взять с собой в дорогу помощников: музыку П. И. Ч. и живопись И. Л., которые позволят нам глубже прочувствовать красоту и неповторимость каждого сезона года.
Вот как выйду я да начну махать рукавом и пускать птиц! Махну 1 раз — полетят первые 3 птицы. Птицы эти не простые. Каждая — со своим именем. У каждой — по 4 крыла. В каждом крыле — по 7 перьев, каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — черная. Махнет птица раз — станет светло, махнет другой — станет темно.
Что это за 3 птицы? Какие 4 крыла у каждой птицы? Какие 7 перьев в каждом крыле? Почему одна половина крыла белая, а другая черная?
Я вам сейчас загадаю загадку, но не простую, а музыкальную. Слушайте внимательно, какому времени года может подойти эта музыка?
“Тройка” из цикла “Времена года”. И. И. Л. «Лес зимой» (слайд)
Какая музыка?
Как композитор изображает время года? Почему ты так думаешь?
Любуясь красотой природы и стремясь передать свои настроения музыкой, П. И. Ч. написал пьесы для фортепьяно, которые объединил в альбом, назвав его “Времена года”. В альбоме 12 небольших пьес, которые отражают в музыке каждый месяц года.
Музыка из этого альбома очаровывает нас своей напевностью, красотой и выразительностью. Слушая ее, мы представляем зимний лес, одетый белым пушистым снегом. Как хорошо в морозном лесу! На ветвях лежит пушистый снег, огромные сугробы мягким покрывалом застелили все тропинки.
(картина Л. «Лес зимой»)
Совпадает ли настроение в музыке с чувствами, которые вызывает картина?
Какими красками передаёт художник своё видение этого времени года?.
Какой бывает З у нас?
(морозная, холодная, белая, снежная, ветреная, долгая, весёлая и т. д)
И. Л. по праву называют непревзойденным мастером настроения в живописи. Его часто сравнивают с Ч., в музыке которого русская природа нашла удивительно сердечное выражение. Сопоставьте картины на полотнах Л. с "Временами года" Ч., и вы ощутите нечто родственное в этих произведениях. И художнику, и композитору, каждому средствами своего искусства, удалось спеть свою песню в искусстве - лирическую песнь русской души.
Ст -г. О каком времени года идёт речь? Правильно, встречайте ее, ребята!
Под музыку входит З.
Садись, З., на свой трон. Будь на нашем празднике хозяйкой.
З. Здравствуйте, мальчики и девочки! Знаю я, что вы любите кататься на лыжах, санках и коньках, играть в снежки и лепить снеговиков. Я принесла с собой снежинки. На какую ни посмотришь — всякая свой узор имеет. Кто быстрее разберет по парам снежинки с одинаковым узором, тот и победит.
Ст -г. Ребята, как мы помогаем природе зимой?
(строим кормушки для зимующих птиц, для зверей в лесу)
(слайд) собери пазл
Разместите зимующих птиц на кормушке, назовите их.
(слайд)
Чем мы кормим птиц?
«Накорми животных» (слайд)
На какие 3 группы они разделены?
(Травоядные, плотоядные-хищники и всеядные)
Кормушки мы наполнили, а теперь давайте поможем животным пробраться к ним по сугробам.
Лабиринт «Сырный ломтик»
Как бы не пугала нас з холодами да вьюгами - все рады проказам матушки з! Мороз румянит щеки и поднимает настроение. Поиграй с нами и ты, З. В снежки.
Игра.
Ф. Тютчев
«Зима недаром злится»
Ст-г: Махну рукавом второй раз — и полетит вторая тройка птиц. Станет таять снег на полях, покажутся цветы. Какие имена у этих птиц?
П. И. Ч. “Песня жаворонка” картина И. И. Л. «Весна. Большая вода». (слайд)
Почему Л. назвал свою картину - «Весна. Большая вода»?
Какой период весны изобразил художник на этой картине?
По каким признакам можно определить, что на картине весна?
Как художник передал в картине пробуждение природы?
Каких красок больше?
Как вы думаете, о чём может рассказать музыка «Марта»?
Это 1-й месяц весны. Очевидно, и музыка должна быть весенняя. Знаете, как она называется: «Песня жаворонка».
Жаворонок - полевая птица, которую в России чтут как весеннюю певчую. Ее пение традиционно связывается с приходом весны, пробуждением от зимней спячки всей природы, началом новой жизни. Нежно и звонко разливаются их трели над полями. Слышны эти трели и в музыке. Но рояль не просто подражает пению птицы. Сама песня светлая, мелодичная. И чувствуется в музыке какая-то по-особому холодноватая звонкость. Слушаешь — и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны, ощущаешь удивительное весеннее солнце; тепло его лучей смешивается со свежестью холодного по-зимнему ветерка, воздух прозрачный, чистый.
В. Кто меня, В-красну, звал? Услыхала я вас и поспешила сюда.
Ст-г: Садись, В-красна, на свой трон, веселись вместе с нами!
В Ребята, знаете ли вы охраняемые растения, первоцветы?
Почему нельзя уничтожать эти растения, где их применяют?
В : Найдите эти растения на картинках.
(слайд) первоцветы
Ст-г. Что происходит в природе с приходом весны?
.
Знаете ли вы как называются домики животных и птиц?
(слайд) Чей дом?
(слайд) Найди маму
Ст-г. Рады мы всем гостям и тебе, В, приготовили подарок.
танец с зонтиками.
Ст-г . Махну я рукавом 3 раз — полетит 3-я тройка птиц. Станет жарко, душно, знойно. На полях рожь начнут жать. Назовите, ребята, имена этих 3 птиц.
“Песнь косаря” из цикла “Времена года”. И. И. Левитан «Лето» (слайд)
Какое впечатление на вас производит картина?
Что в ней особенно красиво?
Каким настроением она пронизана и как оно отражено в цветовой гамме? Какое время года изобразил художник на картине?
Какие приметы лета вы заметили?
Лето в разгаре. Жарко. Сколько удовольствий у вас, сколько развлечений! Да не только развлечений. Летом ведь и работы тоже много. Июль. Косить пора. Музыка «Июля» и рассказывает о работе. И вместе с тем это ещё одна песня — композитор назвал её «Песня косаря».
Какие чувства, настроения вызывает у вас музыка?
входит Лето
Ст-г. Садись, Л. красное, на трон, будь хозяйкой!
Л. Вот и настал мой черед поговорить с вами. Кто не любит лета? Л любят все. Солнце сияет, птички поют, лягушки квакают, кузнечики стрекочут, бабочки и жучки летают.
Л. проводит игру "Это я, это я, это все мои друзья".
Кто из вас, скажите, дети,
Целый год мечтал о лете?.
Кто, хочу у вас узнать,
Любит петь и танцевать?
песня
Л : очень мне нравится ваш подарок, ребята. За это хочу я и вас порадовать. Идёмте в лес по ягоды.
(слайд) ягоды из леса и огорода
А как нужно вести себя в лесу, чтобы не причинить вред природе?
(слайд) правила поведения в лесу
"Берегите землю, берегите. "
Л Ой, вот и дождик заморосил. А в поле рожь поспела, и рябина по лесам закраснелась. Я и оглянуться не успело, а О. уже на пороге стоит.
Ст-г Махну я рукавом 4 раз — полетят еще 3 птицы. В золото оденутся леса, подует холодный ветер, заморосит частый дождь, лягут туманы. Когда это бывает?
О. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Я так рада видеть всех вас в этом зале!
О : Я подарила детям листопад,
Листья на дорожках золотом лежат.
Мы листочки эти дружно соберем,
С ними поиграем, конкурс проведем.
(слайд) с какого дерева лист?
“Осенняя песнь” П. И. Чайковского, картина И. Левитана «Золотая осень»
Прошло жаркое лето, и природа готовится к длительному зимнему сну. Но на прощание она устраивает пышный бал, раскрасив все вокруг в самые яркие, праздничные тона.
Умело используя цвет, композицию, И. Левитан мастерски передает чувства радости и восхищения красотой родной природы. Почти все пейзажи Л. музыкальны. Его живопись поет. Поют краски, поют линии. Поет сама природа, изображенная на холсте. Безмятежным покоем веет от плавных линий осеннего леса, от зеркальной глади воды с мягкими отражениями уснувшего берега и недвижных облаков.
Осень бывает разная!
-Ранней осенью природа разукрашивается разноцветным нарядом. Каких только цветов и оттенков не увидишь!
- А поздней осенью льют дожди, листья опадают, вся сказочная красота увядает, уходит. Грустно видеть голые деревья, тучи и лужи.
Сейчас вы прослушали произведение знакомого вам композитора П. И. Чайковского, которое называется “Осенняя песнь”, скажите, о какой осени (ранней или поздней) рассказывает музыка?
Как вам музыка подсказала?
Дует холодный ветер. И в музыке можно услышать и порывы ветра (фрагмент,и как падают листья (фрагмент, и как накрапывает дождь (фрагмент).
(слайд) приметы осени
О : я пора урожайная, сейчас узнаете, чем я вас порадую.
Игра «Сенсино»
Составление описательного рассказа о Фруктах, находящихся внутри мешочка.
Ст -г : собирают люди урожай, заготавливают впрок на зиму. А как к холодам животные готовятся?
(слайд) осенние заботы лесных обитателей
Ст -г : Щедра ты, Осень, но и дети для тебя постарались. Становись с нами в хоровод. «Урожай собирай.»
З - Я сказала, что я лучше всех, меня дети любят больше всего, называют волшебницей. Зимой можно покататься на санках, лыжах, коньках. А сколько снега кругом, всё белым- бело – очень красиво.
В – Да, что ты говоришь! Твой снег мешает ходить, люди много сил тратят, чтобы его убрать. А твой холод только простуду приносит. Вот я – то нужнее всех, главнее всех. Меня все ждут, ласково весной зовут, весна – весняночка. Весной травка зелёная растет, ручьи бегут, можно кораблики пускать, а цветов, сколько появляется: подснежники, ландыши, одуванчики.
Л – Да, что ты говоришь! Цветов у тебя много, вот у меня ещё больше. Не зря меня называют лето – красное. Я самое красивое время года, самое нужное. Летом тепло, можно загорать, купаться, природой любоваться.
О – Да, что ты говоришь! У тебя не просто тепло, у тебя жарко бывает, душно, пыльно. Вот осенью наступает прохлада, созревают овощи, фрукты. А по своей красоте я вообще с вами не сравнима, меня даже золотой называют.
Ст - г – Стойте, стойте, к чему такой спор! Давайте ребят послушаем, и пусть они вас рассудят.
- Мы любим з. за свежесть, белизну снега, зимние забавы, за новогоднюю елку.
–Мы любим в. за голубое небо, шумные ручьи и первые цветы.
–Мы любим летом ходить за ягодами, загорать, купаться.
Ст — г : А за что же вы любите о. ? Грязь, дождь, слякоть.
- Мы любим о. за ее разноцветный наряд, листопад. За ее богатый урожай хлеба и овощей.
«У природы нет плохой погоды.»