Папки-передвижки

Интегрированный подход к организации коррекционной работы с детьми

Галина Лепп
Интегрированный подход к организации коррекционной работы с детьми

Согласно федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, педагогическая работа в ДОУ должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние связанности, взаимопроникновения отдельных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Публикация «Интегрированный подход к организации коррекционной работы с детьми» размещена в разделах

Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка. Принцип интеграции требует отбора и выбора содержания образования, а также путей его реализации, обеспечивающих целостность восприятия ребёнком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями.

Коррекционно-логопедическую работу в логопедической группе провожу по «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», под редакцией Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной. Выполнение коррекционных задач, поставленных программой, обеспечивается благодаря комплексно-тематическому подходу и интеграции работы специалистов.

Я, как учитель-логопед определяю коррекционные задачи (в соответствии с программой) и распределяю, в какой образовательной области и какими специалистами они будут решаться.

Работой в образовательной области «Коммуникация» руководит учитель-логопед, а другие специалисты планируют свою образовательную деятельность в соответствии с его рекомендациями.

В работе по реализации образовательной области «Познание» участвуют воспитатель, педагог-психолог, учитель - логопед. При этом педагог-психолог решает задачи по развитию высших психических функций, а воспитатели организуют работу по формированию у дошкольников целостной картины мира и расширению кругозора, координируют познавательно-исследовательскую деятельность, обеспечивают развитие навыков конструирования и математических представлений. Педагог-психолог выявляет трудности в личностном развитии и интеллектуально-познавательной деятельности, проводит тренинги общения, знакомит педагогов и родителей с технологиями оказания помощи проблемным детям, применяет в своей практике рекомендации логопеда по закреплению речевых категорий, использует речевой материал, физминутки, пальчиковые игры, знакомые детям по логопедическим занятиям.

Я помогаю воспитателям выбрать адекватные методы и приёмы работы с учётом особенностей развития детей с ОНР. Интегрированный подход осуществляется не только в проведении интегрированных занятий с участием воспитателей и специалистов детского сада, но и в логопедизации всех режимных моментов и занятий. Так, например, воспитатели в повседневной жизни систематически развивают у детей моторику кисти и артикуляционного аппарата. Эта работа проводится в виде пальчиковой и артикуляционной гимнастики, «Сказки о веселом язычке», речевых игр. Для нормализации мимики лица воспитатели используют приемы мимической гимнастики, символы-пиктограммы. Фонематические процессы развивают с помощью речевых игр, упражнений. Большую работу проводят воспитатели по автоматизации поставленных звуков, овладению навыками словообразования и словоизменения.

Связь логопедии с математикой широко осуществляется педагогами не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Так, например, в процессе ознакомления с математикой отрабатываются лексические и грамматические категории (согласование в роде, числе, падеже, понятия величины (высокий -низкий, длинный – короткий, толстый – тонкий, узкий – широкий, которые, как показывает практика, очень часто довольно слабо дифференцируются детьми и обозначаются зачастую однозначно (большой – маленький). Аналогичным образом интегрируются в математические занятия временные понятия (быстро – медленно, сегодня – вчера – завтра, дни недели, месяцы, времена года, ориентировка в пространстве (выше – ниже, перед – за, под – над, справа – слева, между, из-под, из-за и т. п. Счет и счетные операции помогают детям овладеть согласованием числительных в роде, числе, падеже.

Основными специалистами в областях «Художественное творчество», «Безопасность», «Труд», «Социализация» выступают воспитатели при условии, что остальные специалисты подключаются к их работе.

В образовательной области «Музыка», кроме музыкального руководителя, работает так же и учитель-логопед (проведение логоритмических упражнений). Музыкальный руководитель определяет уровень музыкального развития детей. В ходе музыкальных занятий проводит работу по воспитанию чувства ритма, речевого дыхания. На занятиях по логоритмике совершенствуются общая и мелкая моторика (координация движений, ручной праксис, артикуляционная мускулатура, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи (темп, тембр, выразительность, сила голоса).

Работу по реализации образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» осуществляет инструктор по физическому воспитанию, инструктор по плаванию, воспитатель группы. Интегративные связи логопедии с занятиями по плаванию и физкультуре способствуют оздоровлению детского организма, постановке диафрагмального дыхания, совершенствованию основных видов движений, мелкой моторики, артикуляционной моторики, обогащению словарного запаса, формированию положительных личностных качеств в поведении ребенка: коммуникабельности, воспитанию самоконтроля, смелости, решительности, самокритичности, отзывчивости и т. д.

Созданию единой сплоченной команды, координации действий помогла работа психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ, на заседаниях которого обсуждались актуальные вопросы профилактики, коррекции речи, вопросы преемственности между специалистами, что стимулировало логопедизацию режимных моментов и занятий, проникновение логопедии в повседневную жизнь. Наиболее приоритетными формами взаимодействия педагогов стали педсоветы, консультации, семинары, тренинги, деловые игры, заседания ПМПк, просмотр и анализ открытых занятий.

Образовательный процесс строится на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать адекватными для ребё нка дошкольного возраста: кроме игровой, это – коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно – исследовательская, трудовая, музыкально – художественная деятельность, чтение (восприятие) художественной литературы.

В детском саду логопедами ведется работа по взаимосвязи с воспитателями массовых групп: есть тетради взаимосвязи, ежемесячно даются рекомендации по организации работы с детьми. Работает методическое объединение специалистов ДОУ, на котором обсуждаются вопросы интегрирования коррекционной работы в педагогический процесс. Специалисты детского сада совместно заполняют индивидуальные образовательные маршруты на детей логопедических групп, активно участвуют в коррекционном процессе.

Таким образом, я вижу, что интеграции образовательных областей помогает согласованность в работе специалистов ДОУ с учётом решения коррекционных задач для детей 5 -6 лет с общим недоразвитием речи. Взаимодействие всех специалистов способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей.

Публикации по теме:

Интегрированный подход к воспитанию речевой активности при подготовке к школе СООБЩЕНИЕ К ПРЕЗЕНТАЦИИ «Интегрированный подход к воспитанию речевой активности при подготовке к школе» Подготовила: воспитатель МБДОУ.

Интегрированный подход в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников Слайд 2 Математика является мощным фактором развития ребенка, формированием его познавательных и творческих способностей. Ее изучение способствует.

Использование деятельностных форм и методов в организации работы с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) «Из опыта работы воспитателя Климахиной Т. В. по использованию деятельностных форм и методов в организации работы с детьми дошкольного возраста».

Современный подход к проведению урока в коррекционной школе Слайд 1 «Современный подход к проведению урока в коррекционной школе» Слайд 2 Урок как форма обучения возникла в середине XVI века. Она.

Интегрированный подход к работе со сказкой «Если бы не творчество, не составление сказок, речь многих детей была бы сбивчивой и путаной, а мышление – хаотичным». В. А. Сухомлинский.

Интегрированный подход в экологическом воспитании детей младшей группы в рамках проекта «Наши пушистые друзья»Интегрированный подход в экологическом воспитании детей младшей группы в рамках проекта «Наши пушистые друзья» Интеграция различных видов детской деятельности в процессе воспитания основ экологической культуры позволяет ребенку реализовать свои творческие.

Комплексный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы Комплексный подход к организации физкультурно – оздоровительной работы. Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во.

Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми со стертой дизартрией Хорошо известно, что благодаря речи люди получают широкие возможности общения друг с другом. Всякая задержка или нарушение речи в ходе развития.

Особенности организации и содержание работы танцевального кружка в специальной коррекционной школе IIIV вида У детей с ограниченными возможностями здоровья двигательная активность существенно зависит от вида заболевания и не находит выхода в естественных.

Презентация «Интегрированный подход в процессе формирования математических представлений у дошкольников» 1 слайд «Интегрированный подход в процессе формирования математических представлений у дошкольников» 2 слайд «Ведь от того, как заложены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированный подход к организации коррекционной работы с детьми
Опубликовано: 29 июня 2017 в 07:28
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД