Татьяна Григорьева
Интегрированный подход в экологическом воспитании детей младшей группы в рамках проекта «Наши пушистые друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция различных видов детской деятельности в процессе воспитания основ экологической культуры позволяет ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать интерес и активность в познании природного окружения, формирует основы естественнонаучной картины мира. Залогом успеха в экологическом образовании и воспитании дошкольников является системный и творческий подход к решению поставленных перед педагогами задач.
Публикация «Интегрированный подход в экологическом воспитании детей младшей группы в рамках проекта „Наши пушистые друзья“» размещена в разделах
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» май 2017
Интеграция развития экологических представлений осуществляется через все образовательные области. Встречается в различных видах детской деятельности.
Педагогический опыт показывает, что ребенок лучше усваивает то, что является его личной целью. Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определённая проблема.
Работа по проектам помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности.
Хочется поделиться опытом работы в ходе реализации проекта о кошках.
Тема кошек в нашей группе «Непоседы» была актуальна еще до прихода к нам малышей. Выпускниками подготовительной группы был собран большой материал об этих домашних животных, много поделок, иллюстраций, большое количество игрушек, сувениров, в том числе сделанных самими детьми. Они мечтали, как придут новые ребята и будут играть нашими кошечками, рассматривать рисунки, любоваться ими, и им обязательно тоже захочется говорить, играть, рисовать и узнавать все об этих мохнатых любимцах. Так оно и получилось. Эта тема стала обожаемой у большинства. Решено было создать проект «Наши пушистые друзья».
Когда я задала вопрос, у кого дома есть кошка, многие ответили: «У меня!» Оказалось, это было не совсем так. Просто всем ужасно хотелось быть обладателями замечательных пушистых существ.
Я предложила детям узнать побольше об этих животных. О том, какие они интересные и забавные, и что надо делать, чтобы им жилось уютно и хорошо со своими хозяевами.
Изучение этой темы доставило массу удовольствия.
В соответствии с программными задачами во второй младшей группе, мной был разработан и проведен проект «Наши пушистые друзья». На примере отдельного представителя домашних животных у детей расширялись знания об их образе жизни, необходимости заботы и ухода со стороны человека, доброго и внимательного отношения.
Цель проекта: Расширить и дополнить знания детей о домашнем животном – кошке.
Давая представления об образе жизни конкретного животного, мы использовали интеграцию экологического воспитания со всеми другими направлениями. Учитывая, что ведущим видом деятельности является игра, реализация проекта проводилась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности. При проектировании детской деятельности были подобраны различные виды игр (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, театральные, подвижные, дидактические, музыкальные и игры-забавы).
Мы много узнали из произведений детских писателей о кошках. О характере, повадках этих домашних любимцев и народной любви к ним, читали потешки, стихи, учили чистоговорки, разгадывали загадки.
Хочется порекомендовать коллегам детского писателя и иллюстратора В. А. Чижикова. Он написал много коротких стихов о кошках, сам их иллюстрировал. Многим воспитателям старшего поколения знакомы иллюстрции этого художника по журналу «Мурзилка». В его изображениях коты такие выразительные! Очень понравилась «Шарик и Васька против мышиного короля».
При знакомстве с произведениями Д. Хармса очень понравилось стихотворение «Удивительная кошка», Учились понимать юмористический смысл стихотворения, активизировать в речи детей действия; развивать фонематическое восприятие слов. Закрепили представления в экспериментальной деятельности «Воздушные шары».
Мы используем в своей работе методическое пособие Н. Ф. Губановой «Развитие игровой деятельности» знает, как удобно сочетать интеграцию различных областей и видов деятельности в дидактических играх и игра-ситуациях.
«Магазин сувениров».
Задачи: Описывать внешний вид игрушки, размер, из какого материала она сделана (предварительно изучены, рассмотрены в «Музее кошек»). Из дидактической игры игра превратилась в сюжетно-ролевую.
Дети учились вступать в диалог, выбирать товар, покупать, привозить товар. Очень пользовался успехом товар кошки-свистульки. Их «покупали» чтобы потом исполнить музыкальный номер перед своими друзьями.
Игры в животных и с игрушечными животными.
Игра-ситуация «Ёжик и котик», «Котёнок и жеребёнок» и др.
Сначала я показывала инсценировку, после чего предлагает поиграть в котиков и ёжиков.
Игра-ситуация «Тили-бом»
Игра в «Ветеринарную клинику» продолжение знакомой игры в «Больницу». Игровые действия: осматривать, лечить, делать уколы.
«Парикмахерская для Мурки». Игровые действия: мыть, причесывать кошку.
В нашей группе собрана большая коллекция открыток с кошками, их мы использовали в игре в почту.
Настя Я. с помощью мамы составила рассказ, принесла фотографии своей любимицы, дети с интересом слушали Настю, а затем сами стали играть в игру, где играли, ухаживали за кошкой Соней.
Игра с куклой в семью. «Семья»
Игра-ситуация «Чья очередь кормить Сонечку?»
Образ домашнего животного разнообразил и объединил разные ситуации.
Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга.
Образовательная область «Физическое развитие».
Использование образа кошки в основных движениях (показать прыжки зверей через предметы, бег зверей по кругу, подскоки и т. д.)
Подвижные игры «Котята и щенята», «»Не боимся мы кота!» и др.
Утренняя гимнастика. Разнообразие комплексов сопровождает образ кошки, котят.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
В нашем музее кошек собрана огромная коллекция фигурок кошек разнообразной формы. Знакомство со скульптурами малых форм.
Музыкальное развитие.
В нашем проекте принимал участие музыкальный руководитель. Марина Митрофановна любит использовать образ кошки. Детям нравятся песни, игры музыкальные упражнения, связанные с этой темой.
На музыкальных занятиях кошечка была частым гостем.
Музыкальная игра «Кот и мыши»
Муз. игра «Низкий и высокий голос мамы кошки и котят».
Проект долгосрочный, ещё не завершенный. Об остальной его части, продуктивной деятельности, работе с родителями, работе нашего музея расскажу позднее. А пока на этом всё. Спасибо за внимание. Спасибо за внимание. Надеюсь что-нибудь пригодится.