Лучший педагог года

Йога-терапия как средство преодоления двигательных нарушений у детей с ОВЗ

Евгения Краснова
Йога-терапия как средство преодоления двигательных нарушений у детей с ОВЗ

Йога-терапия как средство преодоления двигательных нарушений у детей с ОВЗ

В последнее время в силу ряда объективных причин увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Уже в дошкольном возрасте многие дети имеют нарушения речи, нарушение зрения, задержку в психическом развитии, нарушения опорно-двигательного аппарата. Это дети с ослабленным здоровьем, они быстро утомляются, устают, при выполнении заданий у них возникают непроизвольные лишние движения, наблюдается поверхностное и неритмичное дыхание; проявляются нарушения общей моторики особенно во время выполнения основных видов движения: лазания, прыжков, метания. У таких детей слабо развита эмоционально - волевая сфера, что проявляется в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, негативизме, раздражительности или, наоборот, апатичности.

Публикация «Йога-терапия как средство преодоления двигательных нарушений у детей с ОВЗ» размещена в разделах

Нарушение зрения у детей затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии. В связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании, овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений. Большинство детей с неглубокими расстройствами зрения имеют нарушения осанки.

Для детей, имеющих нарушения речи, наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Оно характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Кроме этого у детей наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук.

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект. При этом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций : с большим опозданием идет формирование функции удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности, нарушение мышечного тонуса.

В целях сохранения и укрепления здоровья воспитанников в нашем дошкольном учреждении используются различные оздоровительные технологии и методики. Так мною было предпринято разработать программу и организовать кружок по оздоровительной гимнастики с элементами детской йоги.

Цель: использование элементов детской йоги, как эффективного средства оздоровления детейс ОВЗ дошкольного возраста.

Задачи:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников с ОВЗ.

2. Стимулирование позитивных сдвигов в организме, коррекция двигательных нарушений путём повышения физиологической активности органов и систем детского организма.

3. Формирование необходимых двигательных умений и навыков, физических качеств и способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Гимнастика с элементами йоги доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер. Основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Дети всех возрастов и степени подготовки могут заниматься йогой.

Йога - это полноценная гимнастика, гармонично развивающая все мышцы тела, и прекрасное средство борьбы с искривлением позвоночника.

Необходимость использования элементов йоги с детьми вызвана тем, что данная методика предполагает комплексное воздействие на физическое и нервно-психическое развитие ребёнка, а так же коррекцию ранних отклонений в состоянии здоровья детей. Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости, хорошо подходят для детей.

На основе асан создаются специальные комплексы, оказывающие целенаправленный оздоровительный эффект на организм ребёнка с учётом патологического процесса. Использовать эту нетрадиционную методику в физическом развитии можно так же с детьми без отклонений и с ранними отклонениями в состоянии здоровья: часто болеющих; с нарушениями осанки, вегетативными дисфункциями, отклонениями в нервно-психологическом развитии.

Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. Улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанка.

Подражание – один из методов обучения детей. Названия асан, изображающих позы зверей, птиц, растений, даются в доступной и понятной детям форме.

Например: «кузнечик», «цапля», «лягушка», «кошечка», «дерево» и т. д. Это повышает их интерес к окружающему миру, развивает внимание и наблюдательность ребенка. Йога также является отличным средством расслабления. Она дает выход для природной детской активности, поэтому особенно полезна неуравновешенным, не умеющим сосредоточиться, невнимательным детям. На занятиях детской йогой асаны сочетаются с динамичными играми.

При условии регулярных занятий прогресс в развитии ребёнка будет обязательно, но предсказать, что именно произойдет в каждом конкретном случае, мы не можем. Самое очевидное — это улучшение работы внутренних органов, сна, координации движений, речи, внимательности.

Когда ребенок учится управлять собой через асаны, развивающие гибкость, ловкость, баланс, силу и творчество, он приходит к гармонии с собой и миром. На этом фоне все коррекционные и реабилитационные процессы протекают быстрее и без какого-либо насилия.

Как говорят преподаватели йоги, посадив зернышко в землю, раскапывать ежедневно ямку, проверяя наличие ростка, нет никакого смысла. Намного полезнее ухаживать за ним, поливать, удобрять. И тогда, через неделю, месяц или год оно прорастет, потому что забота всегда приносит свои плоды. Так и в йоге — каждый шаг приближает к цели, становится базой для нового рывка, и нет неважных результатов. Поэтому ожидать немедленного прогресса от любой терапии невозможно. Дети с некоторыми особенностями в опорно-двигательном аппарате после регулярных занятий лучше справляются со своим телом, кто-то начинает «держать» спину, кто-то — выпрямлять колени, кто-то благодаря занятиям исправляет осанку, кто-то — умение радоваться мелочам, у кого-то получается улучшить зрение. Но это все заслуга детей! Для меня же каждый день — как результат. Что могу точно сказать: дети очень любят детскую йогу!

Использованная литература:

1. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении. Лекции 4-5. М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2005.

2. Буц Л. М. О формировании правильной осанки. М. : 2008.

3. Галанов А. С. Игры, которые лечат. М. : Т. Ц. сфера, 2004.

4. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников. / О. В. Козырева/.- Москва, 2006.

5. Красикова И. С. Осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. / И. С. Красикова/.- Санкт- Петербург, 2001.

6. Коровкин М. А. Почему дети болеют: Системная физиология ребенка / М. А. Коровкин. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2003.

7. Милюкова И. В. Лечебная гимнастика при нарушениях осанки у детей / И. В. Милюкова, Т. А. Евдокимова. Издательство: ЭКСМО, 2005. 8. Харитонова Н. Лечебная физкультура / Журнал «Дошкольное воспитание» №11, 2010 г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Досуг как средство развития и совершенствования двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного учреждения. Действительно, невозможно себе представить жизнь.

Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у детей дошкольников Логоритмика – это система движений в сочетании с музыкой и словом. Европа, начало 20 века – появление системы “ритмического воспитания”,.

Игры-эстафеты как средство совершенствования двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста Проблема совершенствования двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста в настоящее время становится все более актуальной.

Консультация для родителей «Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ» Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ В настоящее время наблюдается усиленный рост числа речевых расстройств.

Мастер — Класс по логоритмике «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений» (муз. рук. Хомякова Е. Г.) Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений. Нам очень часто приходиться слышать от обеспокоенных родителей: «Мой ребёнок.

Методические подходы к преодолению двигательных и речевых нарушений у детей с дизартрией Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при дизартрии.

Презентация «Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с ОВЗ» Важнейшей задачей современной семьи и дошкольного учреждения является сохранение здоровья ребёнка с ОВЗ, способного проявлять самостоятельность,.

Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений Театрализованная деятельность детей как средство преодоления речевых нарушений. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного.

Театрализованная деятельность детей как средство преодоления речевых нарушений ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ, КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ СЛАЙД 1. Общее недоразвитие речи у детей рассматривается,.

Презентация «Чудеса на песке или песочная терапия как средство развития речевой деятельности детей» Тема «Чудеса на песке или песочная терапия как средство развития речевой деятельности детей» Содержание Цель работы: • повышение своего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Йога-терапия как средство преодоления двигательных нарушений у детей с ОВЗ
Опубликовано: 7 апреля 2019 в 18:05
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД