Получи документы

Игры-эстафеты как средство совершенствования двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста

Евгения Мельникова
Игры-эстафеты как средство совершенствования двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема совершенствования двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста в настоящее время становится все более актуальной. Забота о здоровье детей занимает во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Публикация «Игры-эстафеты как средство совершенствования двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений - снижение двигательной активности детей (Ю. Ф. Змановский, М. А. Рунова, С. Б. Шарманова, А. И. Федоров, а для ребенка старшего дошкольного возраста потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Не случайно в программе воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях вопрос здоровья стоит на первом месте. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.

Игры-эстафеты - это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Игра - это естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях.

Преимущество игр-эстафет перед строго дозируемыми физическими упражнениями в том, что они всегда связаны с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.

Дошкольное детство - период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время в этот период ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых - родителей, педагогов. Проблема эффективности развития и воспитания ребенка в период дошкольного детства относится к числу наиболее актуальных проблем дошкольной педагогики.

В соответствии с Законом «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка». Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.

В детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой, впоследствии формируется вся двигательная деятельность человека. Одним из определяющих факторов формирования здорового поколения, способного к активной деятельности, учению, труду, было и остается физическое воспитание.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

В развитии человека выделяют ряд возрастных периодов, каждый из которых представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, которые в совокупности составляют своеобразие структуры личности ребёнка на определённом этапе развития.

Старший дошкольный возраст отличается от других возрастов особенностями условий жизни и требований, которые предъявляются к детям на данном этапе развития, особенностями отношений детей с окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребёнка, его знаний и мышления, совокупностью.

В физическом развитии старший дошкольный возраст характеризуется увеличением координационных и двигательных способностей, что расширяет использование активных форм познавательной деятельности (экскурсии, походы).

Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда потребностей ребёнка.

Важнейшие из них:

- потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт;

- потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей;

- потребность в движении, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений.

Важным компонентом предпосылок к учебной деятельности является самооценка. У старших дошкольников она только начинает развиваться. Умение оценивать результат своей деятельности формируется и в других видах деятельности. Это лепка, рисование, аппликация и др. дети этого возраста способны сравнивать свою работу с работой других, видят свои удачи и промахи, задумываются, как можно выполнить работу на более высоком уровне.

В старшем дошкольном возрасте продолжается интенсивное сенсорное развитие, причём процессы ощущения, восприятия, представления развиты у детей значительно лучше, чем мышление.

Виды и классификации игр-эстафет.

Вопрос о видах и классификациях игр-эстафет в научной педагогической литературе по физическому воспитанию рассматривается достаточно подробно, но не имеет большого разнообразия в подходах[10].

3.1 Виды игр-эстафет и их особенности.

В методике физического воспитания и развития детей принято делить игры по виду на :

1. Элементарные игры с правилами :

а) сюжетного характера («Лохматый пес», «Гуси-лебеди», «Хитрая лиса»);

б) бессюжетные, где в основе лежат правила (догонялки, прятки, ловишки, игры-эстафеты);

в) аттракционы со специально создающимися условиями (прыжки в мешках, пронести воздушный шарик в ложке, приклей нос Буратино);

г) игры-забавы на развитие мелкой моторики пальцев (пальчик-мальчик, сорока, колечко).

2. Сложные игры с правилами :

а) спортивные (футбол, элементы баскетбола на 7-ом году жизни);

б) игры с элементами спорта (городки, кегли, кольцебросы).

Таким образом, игры-эстафеты относятся к элементарным бессюжетным играм с правилами.

По характеру перемещений игры-эстафеты разделяют на :

1. Линейные игры-эстафеты.

2. Круговые.

3. Встречные эстафеты.

По требованиям к выполняемым заданиям игры-эстафеты бывают :

- строго регламентированные (заранее утверждённым способом);

- произвольным (любым способом, выбирая самый рациональный).

По способу действия участников игры-эстафеты делятся на :

- индивидуальные (все участники по очереди);

- коллективные (участники передвигаются группами).

3.2 Игры распределяют по классификации.

1. По степени сложности их содержания - от самых простых к более сложным (полуспортивным) игровым заданиям.

2. По возрасту детей (с учетом их возрастных особенностей) : 5-7лет. Этот же признак используется в программах по физическому воспитанию для детских садов и общеобразовательных школ.

3. С учетом полового признака: игры-эстафеты для мальчиков и для девочек, а также общие смешанные игры-эстафеты.

4. По содержанию игры-эстафеты могут быть :

- играми-состязаниями (соревнуются друг с другом несколько команд);

- играми с музыкальным сопровождением и т. д.

5. По видам систем движений, преимущественно входящим в игры-эстафеты :

- игры с элементами общеразвивающих упражнений;

- игры с бегом;

- игры с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега;

- игры с метанием в подвижную и неподвижную цель;

- игры с броском и ловлей мяча;

- игры с передвижением на лыжах;

- игры с передвижением на коньках.

6. По направленности на развитие физических качеств и их проявлений игры-эстафеты могут разделяться : на игры, преимущественно влияющие на развитие силы, работоспособности, координированности, быстроты, гибкости и др. следует отметить, что на практике они чаще всего применяются в сочетании.

7. Игры-эстафеты, подготавливающей к отдельным видам спорта. Использование игр-эстафет с целью закрепления и совершенствования отдельных элементов техники и тактики, воспитания физических качеств, необходимых для того или иного вида спорта.

8. В зависимости от взаимоотношений играющих игры-эстафеты можно классифицировать на:

- игры, в которых игроки не вступают непосредственно в соприкосновение с «противником»;

- игры с ограниченным соприкосновением с «противником»;

- игры с непосредственной борьбой «соперников».

К этой классификации следует добавить и группировку игр по следующим признакам :

1. По форме организации занятий:

- игры-эстафеты на уроке - подготовительная, основная, заключительная части;

- игры-эстафеты во внеурочное время;

- игры-эстафеты на спортивном празднике и т. д.

2. По характеру моторной плотности игры-эстафеты могут быть :

- играми с большой подвижностью (бег, прыжки);

- игры со средней подвижностью (лазанье, ползанье);

- игры с малой подвижностью (метание).

3. С учетом места и времени года:

- игры-эстафеты, проводимые в летнее, зимнее время года;

- игры в помещении, на открытом воздухе, на снеговой площадке, на льду и т. д. [5]

Итак, основаниями для классификации игр-эстафет могут быть различные их характеристики: по характеру определения победителя (в зависимости от быстроты и качества выполнения заданий); по характеру перемещений (линейные, круговые, встречные); по степени сложности содержания игры (простые, сложные); по возрасту; с учетом пола ребенка; по содержанию; по видам систем движений, преимущественно входящих в игры-эстафеты (бег, прыжки и др.); по направленности на развитие физических качеств и их проявлений (игры на развитие силы, быстроты и т. д.); в зависимости от взаимоотношений, играющих, по форме организации занятий (игры на уроке, вне урока и т. д.); по характеру моторной плотности (игры большой, средней и малой подвижности) и другие.

Характеристика двигательных действий детей старшего дошкольного возраста.

Овладение навыками основных движений осуществляется в старшем дошкольном возрасте при выполнении различных физических упражнений, во время которых из двигательных действий складывается двигательная деятельность.

Рассмотрим особенности основных двигательных действий детей старшего дошкольного возраста.

Ходьба

Ходьба - одно из первых движений, которым овладевает ребенок после умения ползать.

Как отмечает С. О. Филиппова, в ходьбе активно участвует весь опорно-двигательный аппарат ребенка, одновременно в работу включается до 56% мышц тела. При соблюдении правильной техники ходьбы значительно укрепляются мышцы туловища, спины и живота, тренируются мелкие мышцы стопы, формируется правильная осанка. Кроме того, при ходьбе тренируются дыхательная и сердечно-сосудистая системы, активнее происходит процесс обмена веществ. Во время ходьбы группой детей воспитывается согласованность движений, организованность, умение ориентироваться на площадке, в разнообразных и часто меняющихся условиях местности [12].

В научной литературе выделяются следующие основные виды ходьбы:

- обычная ходьба в умеренном темпе

- ходьба на носках

- ходьба на пятках

- ходьба, высоко поднимая колени

- ходьба широким шагом

- ходьба перекатом с пятки на носок

- ходьба приставным шагом

- ходьба в полуприседе и приседе

- ходьба скрестным шагом

- ходьба выпадами.

- ходьба с закрытыми глазами

- ходьба спиной вперед

- гимнастическая ходьба

Бег

Умение быстро и ловко бегать необходимо в основной деятельности ребенка.

В своей повседневной деятельности и играх дети чаще всего используют бег на слегка согнутых ногах в среднем темпе со сменой направления. Но необходимо научить детей и другим видам бега (на скорость, в медленном темпе, бег - высоко поднимая колени, имеющим важное значение для всестороннего физического воспитания, развития двигательных качеств, таких, как ловкость, быстрота, выносливость.

Учитывая возрастные особенности, детям старшего дошкольного возраста доступны следующие виды бега: обычный бег в спокойном темпе, бег на скорость, с препятствиями и включением других движений (подлезания, прыжков, бег с меняющимся темпом, медленный бег.

Обычный бег.

Правильной техникой такого бега считается: умение бегать свободно, легко, с естественными движениями рук. Руки полусогнуты в локтях, пальцы свободно согнуты (но не сжаты в кулаки). При беге руки движутся вперед-вверх примерно до уровня груди несколько внутрь, затем отводятся локтями назад - в стороны. При беге небольшими шагами слегка согнутая в колене нога ставится на переднюю часть стопы.

Бег на носках.

Ногу ставят на переднюю часть стопы, не касаясь пяткой пола. Шаг короткий, темп быстрый. Движения рук спокойные, расслабленные, в такт шагам, высоко их не поднимать, Можно поставить руки на пояс.

Бег с высоким подниманием колен.

Бегут, поднимая согнутую в колене ногу под прямым углом, ставить ее на пол мягким, эластичным и в то же время достаточно энергичным движением на переднюю часть стопы. Шаг короткий, с незначительным продвижением вперед. Корпус прямой и слегка откинут назад, голова высоко поднята. Руки можно поставить на пояс. Чередовать с обычным бегом или ходьбой.

Бег широким шагом.

Делают широкие шаги, увеличивая толчок и время полета (как бы перепрыгивая через воображаемое препятствие). Ногу ставят с пятки перекатом на всю стопу. Толчковую ногу стараются полностью выпрямлять, энергично отталкиваясь. Движения рук свободные и размашистые.

Бег с отведением назад согнутой в колене ноги.

Туловище наклонено вперед несколько больше обычного, руки на поясе. Согнутая в колене нога после толчка отводится назад (стараться пяткой достать ягодицу). Чередовать с обычным бегом, несколько больше расслабляя при этом ноги, давая им отдых.

Бег скрестным шагом.

Выполняется захлестом почти прямых ног: правой -- влево, левой -- вправо. Нога ставится на стопу.

Бег прыжками.

Выполняется энергично, широким размашистым движением. Толчок делать вперед-вверх.

Продолжительность непрерывного бега на носках, с высоким подниманием колен, с отведением назад согнутой в колене ноги небольшая (10-20 с). Как правило, эти виды бега повторяются 2-3 раза, чередуя каждый вид с обычным бегом или ходьбой. Бег широким шагом дается на дистанции 10-12 м. Для этого бега можно использовать различные ориентиры - линии, шнуры, плоские обручи, набивные мячи.

Бег в быстром темпе.

Выполняется на передней части стопы или на носках. Шаг широкий, стремительный. Движения рук активные, в такт с беговыми шагами. Делать энергичные отталкивания толчковой ногой, хорошо ее выпрямляя. Маховую ногу выносить вперед-вверх. Туловище наклонено вперед по ходу движения, голова с ним на одной линии. Плечи развернуты, не напряжены, смотреть вперед. Быстрый бег применяется чаще всего в играх с элементами соревнования.

Медленный бег.

За последнее время завоевал большую популярность, в основном как средство развития общей выносливости, повышения функциональных возможностей организма. В этом беге надо уметь выдерживать небольшой темп, не ускорять и не замедлять его, бежать ритмично. Шаги делать короткие, ногу ставить на переднюю часть стопы или эластично с пятки на носок. Движения рук спокойные, руки согнуты в локтях на уровне пояса, плечи слегка расслаблены.

Бег в переменном темпе используется в сочетании с другими движениями. Главная задача при обучении этому виду бега -- научить детей старшего дошкольного возраста выбирать темп и вид бега, наиболее соответствующий содержанию задания.

Челночный бег.

Широкий стремительный шаг чередуется с резким торможением в конце при движении по прямой и частыми шагами на поворотах. Перед сменой направления темп более частый, шаги короче, колени больше согнуты, чтобы сохранить равновесие. Движения рук естественные, помогающие движению по прямой и на поворотах.

Бег в сочетании с подлезанием под палки, пролезанием в обруч, перепрыгиванием, прыжком вверх. Здесь надо уметь замедлять и ускорять темп бега перед преодолением препятствия.

Катание, бросание и ловля, метание.

Действия с мячом занимают большое место в работе по физической культуре, используются всеми детьми в самостоятельных играх и упражнениях.

Бросание и ловля, метание укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости. Они требуют также хорошей координации движений. Игры с мячом развивают ловкость, ритмичность и точность движений.

Мяч как основной, наиболее удобный для бросания и метания предмет должен постоянно находиться в свободном распоряжении детей.

В каждой возрастной группе мячи должны быть разных размеров - от маленьких (резиновых и теннисных) до больших надувных.

Катание - полезное упражнение, помогающее овладеть мячом, тренирующее мышцы пальцев и кисти, приучающее правильно оценивать направление движения мяча и необходимые при этом мышечные усилия.

Бросание и ловля - более сложные движения, требующие глазомера. При ловле мяча важно правильно оценить направление его полета, а при броске сочетать необходимое направление с силой броска. Полезно подбрасывание мяча вверх. Оно связано с активным выпрямлением, как бы потягиванием за брошенным предметом, и это упражнение, помимо укрепления мышц плечевого пояса, содействует хорошей осанке.

Метание в цель (горизонтальную и вертикальную) выполняется мячами резиновыми или теннисными, мешочками с песком, шишками, снежками. Горизонтальной целью может служить ящик, пенек, корзина, вертикальной -щит с нарисованным кругом, обруч, большой мяч, дерево и т. п. В зависимости от характера цели, веса и величины метаемого снаряда выбирается способ метания. Большой мяч в корзину или лежащий на земле обруч бросают двумя руками снизу, маленький мяч или шишку - одной рукой. В вертикально расположенную цель чаще бросают небольшой снаряд одной рукой. При этом дети старшего дошкольного возраста должны точно выполнять указания, какой рукой бросить предмет.

Метание вдаль не требует такой точности глазомера как метание в цель.

Ползанье и лазанье.

Большую группу разнообразных движений составляют ползание, подползание, переползание, пролезание и лазанье. Движения эти чрезвычайно полезны для детей, так как они способствуют укреплению крупных групп мышц - туловища, плечевого пояса, рук, ног, развитию гибкости позвоночника. С их помощью воспитываются ловкость, смелость, привычка к высоте.

Ползание и лазанье выполняются по циклическому типу, как ходьба и бег, т. е. при передвижении повторяются одинаковые движения рук и ног.

В старших дошкольных группах ползание чаще всего включается в комплекс упражнений или в подвижные игры в сочетании с другими движениями -ходьбой, прыжками, бегом. Ползание на четвереньках часто сочетается с подползанием под шнур, ветку. Вначале проносится голова, затем поочередно руки и ноги. Ребенок, не умея рассчитать высоту препятствия, подползает так же, как ползает, т. е. не прогибает спину, и поэтому часто задевает шнур, разгибается слишком рано. Воспитатель, учитывая полученные ребенком при этом ощущения прикосновения, стимулирует появление правильного навыка. Предлагает нагнуться пониже. Учит подползать правым и левым боком, двигаясь приставными шагами : передвинуть под шнуром правую ногу и руку, прогнуться, перенести голову и после этого приставить левую ногу и левую руку, оказавшись, таким образом, по другую сторону шнура.

Через более высокие препятствия (бревно, дерево, скамейку) ребенку приходится перелезать. Это движение также выполняется разными способами: прямо, переставив за препятствие сначала обе руки, потом обе ноги, боком, перенеся поочередно правую руку и правую ногу, и затем присоединить к ним левую руку и левую ногу. При перелезании левым боком первыми перенесутся левая рука и левая нога.

Лазанье выполняется в смешанном виде с опорой на ноги и хватом рук. Для упражнений используются лестницы, расположенные горизонтально, наклонно или вертикально. Расположение пособия требует и соответствующего положения туловища. По горизонтальным и наклонным лестницам лазают, опираясь на перекладины и на боковые брусья (если лестница шириной 40 см, по вертикальным лестницам опора осуществляется только на перекладины.

Лазанье по канату в детском саду встречается редко, хотя наблюдения показывают, что непродолжительное подтягивание и висы положительно влияют на мышцы спины, живота, ног, помогают формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.

Итак, ребенок старшего дошкольного возраста в процессе своего физического развития продолжает овладевать навыками эффективного выполнения основных движений. К таким движениям относится ходьба, бег, прыжки, катание, бросание и ловля, метание, ползание и лазание.

Успешность этого процесса во многом зависит от целенаправленных упражнений, которые воспитатели детского сада должны проводить с детьми.

Каждый из видов основных движений, которыми овладевает старший дошкольник, имеет свою специфику в зависимости от его разновидностей.

Комплекс физических упражнений, направленных на развитие основных движений, помогает укрепить различные группы крупных мышц -туловища, плечевого пояса, рук, ног; развивает гибкость позвоночника и т. д.

Игры-эстафеты являются важным воспитательным институтом, который способствует развитию физических и умственных норм, этических ценностей общества, правил поведения.

Дети старшего дошкольного возраста проявляют большой интерес к играм-эстафетам. Увлекательными для них является разнообразие движений в одной игре, в которой они бегают, перелезают, подлезают, проходят по скамье, вспрыгивают и спрыгивают с ящика и т. д., соревновательный характер. В то же время разнообразие заданий, необычность обстановки возбуждают детей и они не всегда слушают внимательно воспитателя.

В старшем дошкольном возрасте дети уже достаточно хорошо владеют основными движениями, а игры-эстафеты построены на знакомом материале.

Таким образом, игры-эстафеты следует рассматривать как особый вид при обучении детей двигательным навыкам и при формировании у них физических качеств.

Список используемых источников.

1. Абранян Л. А. Игра дошкольника / Л. А. Абранян. - М. : 2000. - 176 с.

2. Антонов А. А. Методика применения элементов подвижных игр для развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб., 1997. - 24 с.

3. Бревнова Ю. А. Особенности влияния компьютерной техники на современную субкультуру детства // Фундаментальные исследования. 2011. №12- с. 467. [Электронный ресурс]

4. Васильков Г. А., Васильков В. Г. От игры к спорту. - М. : Физическое воспитание, 1993.

5. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. - М., 1983.

6. Демидова Е. В. Игры-эстафеты и подвижные игры с мячом в детском саду: Метод. реком. в помощь работникам дошкольных учреждений. - Краснодар, 1992. - 44 с.

7. Емельянова М. Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки / М. Н. Емельянова // Ребенок в детском саду. - 2007. - №4. - С. 29-33.

8. Здоровье формирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет. - М. : Владос, 2001.

9. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М. ,1985. С. 131-134.

10. Михеева Е. В. Теория и методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста. - М., 2007.

11. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М. : Азбуковник, 1997. - 944 с. С. 913.

12. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения : Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений / Под ред. С. О. Филипповой. - СПб. - 2005. - 416 с.

13. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития дошкольников. / Э. Я. Степаненкова. - М. : Педагогика, 2001. - 168 с.

Публикации по теме:

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возрастаСказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста (слайд 2) Вопрос нравственного воспитания детей – один из самых ключевых вопросов в современном обществе. Причины сложной ситуации в этом.

Дидактические игры как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста По мнению педагогов, ученых –игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования.

Дидактические игры, как средство совершенствования знаний детей дошкольного возраста, с применением интерактивных технологий «Дидактические игры, как средство совершенствования знаний детей дошкольного возраста, с применением интерактивных технологий.» Дидактические.

Дидактические игры как средство совершенствования знаний детей дошкольного возраста с применением интерактивных технологий Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры.

Коммуникативные танцы и игры как средство совершенствования здоровья детей «Искусство танца – это великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Танец позволяет полностью раскрепоститься и учит.

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития детей дошкольного возраста Пальчиковые игры и упражнения как средство развития детей дошкольного возраста. Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук и речи детей.

Развитие конструктивно-модельных действий у детей старшего дошкольного возраста Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта,.

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста Статья на тему "Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста" Старший дошкольный возраст - наиболее.

Подвижные игры как средство повышения интереса детей старшего дошкольного возраста к физкультуре Дети подвижны, эмоциональны, восприимчивы, и поэтому большая часть информации легче усваивается ими через движение. И воображение ребёнка,.

Театрализованные игры как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это период, когда ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры-эстафеты как средство совершенствования двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 28 марта 2019 в 17:11
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры-эстафеты как средство совершенствования двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Мельникова (УИ 236345) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД