МААМ-картинки

Исследовательская деятельность детей дошкольного возраста (5 фото)

Козыкова Людмила
Исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Моё педагогическое кредо, слова восточного мудреца: «Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». И я стараюсь придерживаться этих слов.

Мы любим всё красивое, ведь «Красота – спасет мир», мы любим всё яркое, мы любим цветы, мы любим розовый цвет.

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувствительный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинство окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

Публикация «Исследовательская деятельность детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира. Анализ моей педагогической практики и целенаправленный поиск новых форм работы с детьми, побудил меня разработать программу «Следопыт» по опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Программа рассчитана на 2 года обучения (старшая и подготовительная группы). Программа была рецензирована старшим преподавателем кафедры дошкольного и начального образования ПГПИ О. Б. Боталовой.

Основной формирования и развития учебно – исследовательской деятельности является интерес и мотивация, которые обеспечивают положительный результат работы педагога и ребенка.

Одним из принципов моей программы является переход от простого к сложному.

Знакомство со свойствами обычных веществ – воды, воздуха, почвы, растений- одно из направлений подготовки детей к обучению в школе. Приёмы подачи материала – это своеобразный комплекс занятий для формирования познавательных способностей ребенка.

Не маловажно значение отводится учебно – познавательной среде в групповом помещении. В соответствии с сезонностью детям необходимы, рабочие материалы (песок, снег, и. т. д.) Ребенку легче познавать мир в позиции исследователя, а знания для базового изложения своих наблюдений он получает от взрослого – педагога. Поэтому мною разработаны не только занятия по формированию исследовательских умений, но и игры, развлечения, система кружковой работы. Приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируются на живом интересе, любознательности, присущих детям и проводятся в увлекательной форме. Занятия кружка я провожу 1 раз в неделю. Длительность занятий 25 минут. К концу года: дети самостоятельно проводят простейшие опыты с объектами живой природы - растениями; логически мыслят, творчески работают в группах.

Дети проявляют большой интерес к исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экономически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

У нас в группе создан центр Науки. Центр науки – это аналог исследовательской лаборатории института, он оснащен всеми необходимыми материалами для работы юных исследователей.

В специально отведенных шкафчиках хранятся различные материалы и оборудование (Лабораторная посуда, лупы, образцы песка, почвы, глины и. т. д). В качестве оборудования для проведения опытов я часто использую бросовые в частности упаковочные материалы разного размера и формы: стаканчики из - под йогуртов картонные коробки из под тортов, пластмассовые ложки для сыпучих материалов, палочки, трубочки для коктейлей (неиспользованные, бумагу для фильтрования (типа промокательной или салфетки).

К подбору оборудования привлекаются дети и родители. В этом случае сам процесс оформления центра Науки имеет воспитательное значение. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно- образовательном процессе важно и необходимо для развития ребенка. А сколько идей у находчивых взрослых по использованию сподручного материала.

Для демонстрации отдельных опытов, например «Буря в пустыне» использую пластмассовую банку для круп.

Для проведения различных исследований в центре Науки и на прогулке у нас имеются лупы.

При наблюдении за ростом корней растений я применяла «Прозрачный горшок» - стеклянная банка.

Имеются у нас так же коллекции песка, глины, почвы.

Как правило, ни дети ни взрослые не представляют себе, несколько разными бывают песок, глина, почва.

Песок,например, различают по размерам зёрен (крупные мелкие зёрна, одинаковые и разные по размеру, цвету (оттенками, примесям (глинистый песок, Хорошо различаются речной и морской пески. Детям не нужно, заучивать все тонкости, важно, чтобы они представляли разнообразие природных объектов, приходя к выводу о его существовании на основании собственного изучения коллекций.

Глина бывает разной по цвету (примесям, степени водонепроницаемости.

В зоне коллекций мы разместили прозрачную, достаточно высокую банку, которая помогает детям представить (в очень упрощенном варианте) строение почвы. На дно банки насыпали мелкие и средние камешки, поверх них – слой песка с глиной сверху разместили верхний слой почвы с корешками растений.

Для сравнения живого и неживого объекта используются живые и искусственные растения.

Приходя в центр Науки, дети как бы превращаются в «ученых». Во время проведения опытов они одевают белые халаты и получают опознавательные карточки, которые прикрепляются к груди. На такой карточке, сделанной из бумажного прямоугольника мы написали фамилию и имя ребенка – «Ученый – Одинцова Саши».

Так же я разработала обозначения для разных типов исследований : капелька воды – «исследователи воды», воздушный шар – «исследователи воздуха».

Прежде чем приступить к опытам мы вместе с детьми составляем план предстоящей деятельности :

1. Выбираем объект исследования

2. Подбираем оборудование

3. Уточняем, каким будет эксперимент – кратковременный или длительный

4. Определяем, для чего проводится опыт

5. Закрепляем последовательность действий

6. Вспоминаем правила безопасности

7. Проводим эксперимент

8. Фиксируем результаты на карточках или в альбомах.

9. Анализируем результаты (совпадают ли ожидаемые результаты с реальными, какой момент был самым интересным)

Проведение экспериментов в моей работе с детьми, не являются обособленными, а проявляются в межпредметных связях. Это и математика (изучение песочных часов, развитие речи (придумывание сказки «поиски невидимки» - с воздухом).

А так же в дидактических играх и конечно же на прогулках. Дети довольно рано начинают связывать переход воды из одного состояния в другое в зависимости от температуры воздуха – холодно – вода замерзает, тепло – тает.

Мы проводим опыты, наблюдая за таяньем снега и замерзанием воды. Представление о воде как о жидкости без запаха сформировать у детей не трудно, «чистая вода ничем не пахнет» - убеждению говорят они. Труднее доказать, что вода не имеет вкуса. Утолив жажду, дети часто говорят : «Ух, вкусная». Обычно дети свои вкусовые ощущения называют словами (сладкий, кислый, соленый, горький). Можно ли про воду сказать, что она сладкая, кислая, соленая. Таким образом, формируется представление о том, что чистая вода не имеет вкуса.

А сколько удовольствия приносят детям игры с песком и глиной. Но песок как строительный материал не долговечен, стоит не удивляться, что дети успевают усвоить только первоначальные представления о свойствах песка: о цвете, сыпучести сухого песка, липкости влажного. Поэтому всю основную информацию они получают на занятиях кружка.

Чтобы познакомить детей со свойством глины – не пропускать воду - предложила детям слепить из глины тарелочки, а в утрамбованном песке сделать углубление и налить воду. Поэтому спросила : «Почему вода а глиняной посуде держится, а в песке нет.». (Потому, что частички глины связали, скреплены между собой, а песчинки нет).

Уточнить знания детей о свойствах глины помогает практическая деятельность : Игра «Пекарня», в ходе которой дети лепят из глины булочки, батоны или игра «гончарная мастерская» заинтересует их не меньше.

После прочтения мною стихотворения :

Он –прозрачный невидимка

Легкий и бесцветный газ,

Невесомою косынкой

Он окутывает нас!

Перед детьми стал вопрос, где же прячется невидимка, и мы провели, ряд занимательных опытов с воздухом надували шары, мыльные пузыри.

Наряду с опытами, проводимыми с неживой природой, мы так же проводили опыты и с живой природой. Познакомила детей с разнообразием семян овощных культур, через ряд опытов: «живые семена», «семена проснулись».

И результаты опытов дети фиксировали на карточках.

В конце учебного года мною был проведен мониторинг. И по результатам диагностики выяснилось, что дети показали хорошие результаты по исследовательской деятельности.

Главный результат работы – это дети, уровень их интеллектуального, творческого и нравственного развития, интерес к поисково – исследовательской деятельности, стремление к саморазвитию.

Исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
Моё педагогическое кредо слова восточного мудреца Ребенок это не сосуд который надо наполнить а огонь который надо зажечь И я стараюсь придерживаться этих слов Мы любим всё красивое ведь Красота спасет мир мы любим всё яркое мы любим цветы мы любим розовый цвет Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно
Публикации по теме:

Моя визитная карточкаМоя визитная карточка Рыкова Анна Николаевна воспитатель Образование: высшее, закончила Лесосибирский педагогический институт Красноярского государственного.

Подвижные игры в стихах Данные подвижные игры предназначены для проведения с детьми 2-4х лет на занятиях или во время прогулки. Черепашки Жили-были две милашки,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 июля 2014 в 15:24
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательская деятельность детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Козыкова Людмила (УИ 226283) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД