МААМ-картинки

Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников при ознакомлении с природой

Екатерина Бубнова
Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников при ознакомлении с природой
▼ Скачать + Заказать документы

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решить возникающие проблемы, быть самостоятельными, творческими личностями.

Публикация «Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников при ознакомлении с природой» размещена в разделах

Дети по природе своей - исследователи. «Почему распускаются листья? Куда плывут облака? Зачем кошки усы?»- эти и сотни подобных вопросов они задают взрослым. Ответить на них, ввести ребенка в мир природы, раскрыть его красоту, научить любить и охранять этот мир – одна из основных задач воспитателя.

Ознакомление с природой начинается с первых шагов по родной земле. С большим интересом дети участвуют в самой разной исследовательской деятельности. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности ребенка. Современные дети более - раскрепощенные, самостоятельные, поэтому и методы работы с ними меняются. Вербальные формы обучения уступают место экспериментированию, где у ребенка задействованы все органы чувств. В процессе исследовательской деятельности дошкольник имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это неопасно. А вот что является безопасным, что можно брать в руки и что не причинит вред здоровью – малышу определить трудно. Тут – то и нужна помощь взрослого.

Целью своей работы я определила развитие у детей желание проявлять интерес к объектам живой и не живой природы через наблюдения и экспериментирование, научить ребенка думать, действовать с предметами, анализировать. Вся дальнейшая работа была направлена на реализацию следующих задач:

1. Формирование навыков мыслительной деятельности.

2. Развитие исследовательской деятельности ребенка, оказание помощи в оформлении ее результатов и создании условий для ее презентации сверстникам.

3. Воспитание любви к природе и стремление защищать ее.

Исследовательская деятельность может включаться в следующие формы работы с детьми:

-познавательная игра;

-совместная исследовательская деятельность детей с воспитателем (опыты, эксперименты) в уголке «мини-лаборатории»,

-игры эксперименты и дидактические игры;

-художественно - продуктивная деятельность

-экскурсии на природе.

Опыт показывает, что для развития у детей способности видеть не только внешние свойства окружающего мира, но и познавать внутренние связи и отношения, а также умения анализировать и делать выводы необходимо создать условия для организации исследовательской деятельности в группе. Основные требования при создании развивающей среды в группе – безопасность, соответствие возрасту и доступность для детей.

Для того чтобы познавательный процесс был интересным и привлекательным в нашей группе создана соответствующая развивающая среда, в которой разработана система планирования, подобран демонстрационный материал, художественная литература (сказки с экологическим содержанием, загадки, рассказы, стихи, поговорки). В центре природы есть мини – лаборатория, в которой имеется все необходимое для проведения опытов и экспериментов (весы, лупы, сосуды разной формы и объема, мерные стаканчики, предметы из металла, пластмассы, дерева и т. д.)

В работе с детьми используются различные формы, методы и приемы: прогулки, наблюдения, беседы, дидактические игры, опыты и т. д.

Свои отношения с детьми строю на основе доверия и партнерства. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких чувств удовлетворения от проделанной работы.

Дети дошкольного возраста не умеют писать и читать, поэтому для фиксации исследований помогают модели с символическими изображениями, картинки, схемы. Например, нарисованная капелька – это вода, квадраты разных размеров – большой или маленький и т. д.

Результат в работе с детьми достигается с помощью проведения опытов и экспериментов от «простого к сложному».

Ознакомление дошкольников с объектами живой и не живой природы походят в несколько этапов: опыты с животными, растениями, с объектами неживой природы, объектом которым является человек.

Маленькому исследователю для решения исследовательских задач необходимы навыки и умения. Поэтому работу по исследовательской деятельности условно разделила на 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап – подготовка к постановке проблемы – позволяет:

- Учить видеть проблему.

- Формировать умение выдвигать гипотезы.

- Совершенствовать умения выдвигать гипотезы.

На данном этапе предлагаю следующие упражнения: «Закончи предложение», «Сколько значений у предмета», а также различные ситуации, в которых нужно сформулировать возможные причины и последствия описанных событий.

Основной этап – поиск решения данной проблемы – направлена на то, чтобы научить детей давать определения понятиям, классифицировать предметы, выявлять взаимосвязи объектов живой и не живой природы, проводить эксперименты, а также совершенствовать умение наблюдать за окружающим миром. Такие игры как «Отгадай», «Трудные слова», «Чудесный мешочек» учат детей давать определения понятиям и классифицировать их. Игры «Чего не стало», «Кто пропал» помогают детям научиться пользоваться одним из самых доступных и популярных методов исследования – методом наблюдения.

Заключительный этап, или формулировка выводов – учит детей высказывать свои суждения, делать выводы и умозаключения. Воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые умозаключения использую такие игры, как «Что здесь изображено?», «На что похоже?», «Клякса». Все предложенные игры и упражнения активизируют исследовательскую деятельность детей и приводят их к собственной исследовательской практике. Развивают речевую активность, умение отвечать на вопросы, побуждают детей к передаче чувств и мыслей в речи. Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует.

Огромное значение в работе с дошкольниками имеет сотрудничество с родителями. Поэтому постоянно нахожусь в поиске новых форм работы и подходов к организации взаимодействия с семьей. Родители посещают познавательно игровую деятельность, подготавливают материал. Помимо родительских собраний и консультаций, для родителей выпускаются небольшие буклеты и памятки, как «Что такое детское экспериментирование», «Ставим опыты дома», «Учимся рассуждать» вызвали у родителей большой интерес и помогли при организации фотовыставки «Исследуем всей семьей».

Для повышения родительской компетентности были подготовлены и проведены следующие методические мероприятия: Собрание «Мы будущие исследователи»; составлены рекомендации: «Игротека маленького исследователя», «Как помочь маленькому почемучки»; консультации: «Маленький исследователь», «Игры и наблюдения, поощряющие исследование и экспериментирование».

В завершении хотелось бы напомнить известное китайское изречение: «То, что я услышал, я забыл, то, что я увидел я помню, то, что я сделал, я знаю». Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.

Публикации по теме:

Мини-анкета для родителей: «Общение ребенка с природой» 1. Развиваются ли у ребенка наблюдательность, речь, мышление, память при общении с природой? 2. Является ли природа источником развития.

«Мир животных». Развитие познавательно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников при ознакомлении с природой
Опубликовано: 5 декабря 2014 в 23:34
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников при ознакомлении с природой» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Бубнова (УИ 282190) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД