Оксана Васильевна Коковина
Исследовательская деятельность младших дошкольников на тему «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательская деятельность младших дошкольников на тему
Наряду с традиционной практикой дошкольного обучения существует ряд инновационных технологий ("игровая", "деятельностный метод", "проблемно-поисковый подход" и так далее, одной из которых является образовательная практика в форме исследовательской деятельности.
Публикация «Исследовательская деятельность младших дошкольников на тему „Насекомые“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2013
Детское исследование - это комплекс мероприятий, включающий организацию поиска информации, её структурирования и представления в виде доклада. Все эти составляющие, являясь частью разных образовательных областей, дают воспитателю возможность, с одной стороны, создать почву для разнонаправленного развития ребёнка, а с другой - интегрировать разные виды деятельности и образовательные области в одну интереснейшую практику.
Представляю вашему вниманию первый шаг этой практики - знакомство детей с профессией учёного и его методами познания мира, а также проведение собственного исследования в рамках темы "Насекомые".
Конспект познавательной непосредственно-образовательной
исследовательской деятельности на тему «Насекомые»
Цели:
• воспитывать бережное отношение к природе через рассматривание насекомых и наблюдение за ними, а также чтение соответствующей познавательной литературы;
• развивать умение детей наблюдать за объектами живой природы, видеть причинно-следственные связи, делать простейшие выводы и обобщения;
• способствовать развитию элементарных исследовательских умений детей.
Задачи:
• познакомить ребят с внешним видом некоторых насекомых: божья коровка, жук, кузнечик, паук, муравей, бабочка; способствовать получению детьми элементарных представлений об особенностях жизни, обитания и питания одного из их представителей посредством элементарной исследовательской практики;
• раскрыть особенности профессии учёного в сочетании с её социальной значимостью;
• научить детей проводить элементарное исследование в рамках темы «Насекомые» и обобщить имеющиеся знания по теме «Профессии».
Оборудование: кукла в одежде учёного (мантия, шапочка, иллюстрации из серии «Насекомые», иллюстрации с изображением учёного, методов исследования, инструментов исследования (микроскоп, лупа, энциклопедия с текстами, посвящёнными указанным насекомым, инструменты для наблюдения и эксперимента (лупа, палочка, нитка, подложка, баночка с живыми насекомыми, «Папка юного исследователя», карандаши (по количеству детей, чистые листы бумаги, картон и клей-карандаш (для создания макета детского доклада, костюм учёного (шапочка и мантия).
Ход деятельности.
Подгруппа детей 8-9 человек располагается на стульчиках, поставленных полукругом, а воспитатель – так, чтобы видеть всех ребят.
Воспитатель вносит в группу куклу в мантии учёного и рассказывает о том, что в гости к ребятам пришёл мальчик по имени Серёжа. Он очень любит играть, слушать интересные сказки, но больше всего исследовать, как настоящий учёный. Затем воспитатель помещает на мольберте иллюстрацию с изображением учёного и организует повествование о его профессии в диалоговой форме.
- Ребята, как вы думаете, чем занимаются учёные?
Дети отвечают: «Учёные исследуют что-нибудь, читают книги…». Если ребята затрудняются с ответом, воспитатель сам отвечает на свой вопрос.
- Учёный – это очень важная и сложная профессия. Давайте вспомним, какие профессии вы уже знаете.
Дети отвечают: «Врач, водитель, воспитатель, продавец, строитель, швея, сапожник».
- Молодцы! Все профессии очень нужны людям: врачи лечат, сапожники ремонтируют обувь, воспитатель занимается с детьми… А учёные не только исследуют природу или изучают книги, но придумывают разные полезные вещи, например, лекарства. Для чего нужны лекарства? А что будет, если, вдруг, исчезнут все лекарства? Также учёные придумали телевизор, стиральную машину, утюг и другие электроприборы. Они занимаются разведением хороших семян растений и выведением полезных пород домашних животных. И это ещё не всё: учёные придумали самолёты, корабли, автомобили, трамваи и другие виды транспорта. Они читают много книг и знают много разных и интересных рассказов. А наш Серёжа ещё мал и ходит в детский сад, но уже мечтает, когда вырастет, стать настоящим учёным. И интересуется Серёжа вот этими странными существами.
Воспитатель переворачивает мольберт и представляет вниманию детей иллюстрации с изображением насекомых (жук, божья коровка, муравей, бабочка, кузнечик).
- Как же называются эти существа?
Дети называют насекомых.
- А как их можно назвать одним словом?
Дети: «Насекомые!».
- Правильно, это насекомые. А давайте, ребята, мы тоже превратимся в учёных и поможем Серёже исследовать насекомого, который вам больше всего понравится.
Дети соглашаются и встают около стульчиков.
Физминутка № 1
(движения – по тексту):
Руки вверх, руки вниз, и на месте покружись!
Раз прихлоп, два прихлоп, снова сделай поворот!
Прыг-скок, улыбнись и в учёного превратись!
После окончания физминутки воспитатель говорит ребятам о том, что они стали настоящими учёными, и предлагает им сесть вокруг столов, поставленных одним большим квадратом. Воспитатель садит куклу на стул около себя. На столах положены карандаши и небольшие листы бумаги по количеству детей.
- Ребята, а теперь нам нужно выбрать, какого именно насекомого мы будем изучать. Давайте порассуждаем.
Идёт обсуждение темы исследования, направляемое воспитателем с помощью вопросов: где мы будем наблюдать за насекомым? За каким насекомым наблюдать труднее или легче и почему? И т. д. В процессе обсуждения воспитатель убирает с мольберта отвергнутые детьми «варианты» исследования, после окончательного выбора там остаётся только одна соответствующая иллюстрация.
- Итак, ребята, мы с вами превратились в учёных, выбрали тему своего исследования, а теперь нам нужно собрать всю информацию о том насекомом, которого мы будем изучать. А вы знаете, как учёные собирают информацию?
Воспитатель, по мере называния методов исследования, помещает на мольберте соответствующие иллюстрации. В результате, вокруг иллюстрации с выбранной темой исследования образуется целый коллаж методов исследования.
- Сначала учёные думают и вспоминают всё, что знают о теме своего исследования. Затем они читают книги, в которых написано о том, что изучают. Часто эти книги называются энциклопедиями. Посмотрите, какая у меня красочная энциклопедия (представляет вниманию детей энциклопедию о насекомых). Нередко учёные знакомятся с темами своих исследований в сети Интернет с помощью компьютера. Также учёные всегда задают вопросы умным и знающим людям, проводят самостоятельные эксперименты и наблюдения.
Попробуем собрать информацию о нашем насекомом так же, как настоящие учёные? И чтобы ничего не забыть, будем нашу информацию записывать на этих листочках.
Воспитатель предлагает ребятам взять листы бумаги и карандаши, а также выбирает одного ребёнка и говорит о том, что он записи в специальную «Папку юного исследователя», чтобы потом сделать можно было сделать доклад.
- Итак, учёные сначала думают. Давайте подумаем и вспомним, что мы с вами знаем об этом насекомом.
Дети обсуждают и зарисовывают ответы на листах бумаги.
Зарисовка ответов требует не только тренировки, но и образца, поэтому воспитатель первые «записи» делает сам, а детей просит «нарисовать так же», объясняя при этом, что значит данная «запись». Воспитатель направляет беседу с помощью вопросов: «Издаёт ли это насекомое какой-то звук? Способно ли оно летать? В чём его особенность? Чем данное насекомое отличается от остальных насекомых? Чем оно питается? Где живёт и т. д.». Если дети не знают ответы на вопросы, воспитатель говорит о том, что не нужно отчаиваться, есть другие методы исследования, которые помогут ребятам разобраться.
Затем воспитатель предлагает ребятам прочитать историю об исследуемом насекомом в энциклопедии. Он обращает их внимание на моменты, которые до сих пор не были отмечены. Эти знания также фиксируются в листочках. После этого кукла Серёжа предлагает ребятам поиграть в детскую весёлую игру «Друг за другом».
Физминутка № 2
. Воспитатель предлагает детям встать в круг, повернуться друг за другом и затем следовать за выбранным водящим или самим воспитателем. Водящий идёт не быстро, но и не медленно, периодически меняя темп ходьбы и направление движения. Дети следуют за ним, подражая темпу и направлению, образуя колонну. Затем водящий заводит ребят в круг. Основная задача детей – быть послушными темпу и направлению движения, следовать, не нарушая колонны. После окончания игры воспитатель предлагает ребятам снова сесть за столы и продолжить своё исследование.
- Ребята, мы с вами как настоящие учёные собрали столько информации о насекомом, что у нас получился очень хороший и полный рассказ. Но этого недостаточно без самых основных методов – наблюдения и эксперимента. Где мы с вами сможем увидеть насекомого в жизни?
Дети: «На участке».
- Правильно, но для занятия я принесла этого насекомого к нам в группу.
Воспитатель достаёт баночку с насекомым и предлагает ребятам посмотреть на него и что-то сказать о его внешнем виде и действиях.
- Посмотрите, какое маленькое насекомое, его почти не видно. И поэтому учёные, чтобы исследовать маленькие предметы, используют специальные инструменты: лупу и микроскоп.
Воспитатель помещает на мольберте иллюстрации с изображением указанных инструментов и рассказывает о том, что они могут увеличивать предмет, на который смотрит исследователь. Микроскоп позволяет увидеть даже маленькие бактерии. Затем воспитатель показывает ребятам настоящую лупу, позволяет посмотреть через неё на какой-нибудь предмет и предлагает рассмотреть через неё насекомого в баночке. Выводы также оформить на листе бумаги.
Затем воспитатель предлагает детям провести с насекомым эксперимент. Но при этом, предупреждает воспитатель, насекомое не должно пострадать.
- Давайте, например, опустим в баночку палочку и посмотрим, что будет. Если насекомое поползёт по палочке, то попробуем эту палочку перевернуть. Затем вместо палочки опустим в баночку ниточку и проделаем то же самое.
Дети наблюдают за экспериментальной деятельностью воспитателя, под его руководством делают выводы, заносят «записи» в свои листы.
Физминутка № 3.
Воспитатель предлагает ребятам снова остановиться в исследовании и поиграть в игру «Ровным кругом». Правила игры: дети образуют круг, воспитатель – водящий. Все берутся за руки и идут по кругу друг за другом, произнося слова: «Ровным кругом друг за другом мы идём за шагом шаг, а теперь остановились, сделали вот так». После этих слов воспитатель – водящий показывает движение, которое должны повторить все дети. Затем игра начинается сначала. Все движения могут соответствовать теме занятия – «полетаем как бабочки», «сплетём паутину как пауки», «поползаем как жуки», «поскачем как кузнечики»…
После окончания физминутки воспитатель предлагает ребятам вернуться на свои места, рассмотреть свои «записи» и выложить их в том порядке, в каком дети считают нужным. Воспитатель приклеивает эти листочки на общий лист и просит ребёнка, собирающего информацию в «Папку исследователя», выступить с докладом о рассматриваемом насекомом перед остальными детьми. Опорой его доклада будет служить склеенный коллаж «записей». Для большей торжественности выступления, воспитатель предлагает ребятам сесть на стульчики, предварительно поставленные полукругом, а на докладчика надевает мантию и шапочку учёного. Воспитатель предупреждает ребят, что учёные с помощью своих исследований делают открытия, а представление открытий – доклад – очень важный момент. Поэтому слушатели должны быть дисциплинированы, не мешать выступающему, они могут задавать вопросы в конце выступления и обязательно аплодировать.
После выступления докладчика, воспитатель хвалит детей, говорит о том, что Серёже очень понравилось их исследование, превращение в учёных, игры; он прощается с ребятами, но обязательно снова придёт к ним в гости. Воспитатель предлагает детям снова превратиться в детей и после этого пойти и поиграть. Руки вверх, руки вниз и на месте покружись,
Раз прихлоп, два притоп, снова сделай поворот,
Прыг – скок, улыбнись и в ребёнка превратись!
Дополнение к теме осуществляется посредством наблюдений за насекомыми в естественных условиях, чтения художественной литературы и работа с соответствующими тематике загадками, рисования, лепки и аппликации различных насекомых, подвижных игр, звуковой и двигательной имитации, слушания и пения соответствующих музыкальных произведений.