Зухра Халилова
Исследовательская работа «Маленькие экспериментаторы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель моего проекта – осуществление непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию детей дошкольного возраста на единых принципах и подходах:
- непрерывности и преемственности содержания, в котором программный материал располагается в последовательности с учетом возрастающей детской компетентности;
- интеграции программных областей знаний, которая позволяет ребенку охватить не только конкретное содержание отдельных направлений, но и целостную картину мира;
Публикация «Исследовательская работа „Маленькие экспериментаторы“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
- развивающего характера обучения, основанного на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных способов действия;
- рациональное сочетание разных видов детской деятельности (сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок);
- обеспечение психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей;
- отношения к ребенку как к личности, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу;
- сотрудничества между детьми, педагогом и родителями.
В соответствии с этим я поставила перед собой следующие задачи:
- формирование у детей основных представлений о живой и неживой природе.
- развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них;
- воспитание бережного отношения ко всему живому на земле, любви к природе;
- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе;
- формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
- знакомство с простейшими формами ориентации на местности.
Моя работа строилась на принципах:
- краеведения (наблюдения, изучения предметов и явлений окружающей среды)
- природосообразности;
- научности и доступности понятий;
- принцип «спирали»;
- междисциплинарности и интеграции содержания;
- педоцентризм (использовать имеющуюся информацию для применения в разнообразных видах деятельности).
АКТУАЛЬНОСТЬ:
- предполагают непрерывность экологического образования на разных ступенях дошкольного детства;
- использование новых технологий в обучении детей;
- позволяют проводить работу с детьми по экологическому воспитанию в системе, затрагивая все виды деятельности.
НАУЧНОСТЬ:
- в перспективных планах собраны в систему различные знания из области экологии, ботаники, зоологии;
- учитываются индивидуальные психологические особенности детей каждого возраста.
ЗНАЧИМОСТЬ:
- помощь воспитателям при планировании работы по экологическому воспитанию во всех видах деятельности;
- формирование прочных, устойчивых знаний, в том числе о последствиях негативного воздействия на природу;
- экологически образованные дети, умеющие не только любить природу, но и сопереживать ей, охранять ее.
В течение года мы занималась с детьми первой младшей группы проектной деятельностью. На участке детского сада малыши наблюдали за солнышком, деревьями и другими объектами природы, исследовали их с помощью разных органов чувств, рисовали, изготавливали поделки, играли, размышляли, фантазировали, делали выводы, а потом дома делились своими впечатлениями с родителями. Вместе с детьми создали модель дерева, на которой в течении года отражались все сезонные изменения.
«Солнышко, солнышко, выгляни скорее…»
(наблюдение на улице)
Ласковое, теплое солнышко нежно пригревает. «Потрогаем» лучики ладошками, носиками, щечками. (подставляем солнышку лицо, ладони)
Наблюдение «Дождь»
В дождливую погоду наблюдали из окна, как капли падают на землю, как они стучат по стеклу, слушали вместе шум дождя.
Наблюдение «Снег»
Знакомились со снегом и его свойствами (белый, холодный, тает в тепле). Рассматривали снежинки. Любовались красотой снега. Играли в снежки, строили из снега фигурки.
Наблюдение «Добрый Дедушка Мороз разукрасил окна»
Рассматривали узор на окнах детского сада. Дети сравнивали узоры, находили
силуэты похожие на знакомые предметы ближайшего окружения.
Знакомились со свойствами воды и ее состояниями. Дети выступали в роли маленьких экспериментаторов. Ставили опыты с водой.
Опыт «Вода – прозрачная».
Опыт «У воды нет вкуса».
Опыт «У воды нет запаха».
Опыт «Снег это тоже вода».
Опыт «Разноцветные льдинки».
Опыт «В воде некоторые предметы плавают, а некоторые тонут».Опыт «Вода бывает теплой, холодной, горячей».
Путешествие в мир камней.
Гуляя на прогулке, знакомимся с камушками. Предлагаем детям найти свой камушек, который лежит и ждет, когда же его найдут. Обследуем камушек (твердый, холодный, тяжелый).
Очень занимательно для детей упражнение «Рисуем в камушках».
Оно способствует развитию мелкой моторики рук, тактильным ощущениям, которые в свою очередь развивают речь, внимание, память, воображение. Развивать свою кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, стабилизировать эмоциональное состояние особенно в адаптационный период помогают игры на песке. Рисование на песке - «Наши пальчики рисуют»
Знакомство со свойствами песка - сухой, сыплется, из мокрого можно сделать куличики, а из сухого нет, нагревается на солнышке, его можно грузить на машинки, возить, строить из него гаражи, башни, домики и т. д.
Очень занимательна игра «Кто же спрятался в песке»(дети ищут заранее спрятанные воспитателем мелкие игрушки).
Анализ проведённой исследовательской деятельности позволил сделать следующие выводы:
Развитие в маленьком человечке высоких человеческих начал включает:
- стимулирования потребности познания окружающего мира;
- активизацию творческих способностей;
- передачу ребенку возможности осознания красоты и неповторимости окружающего мира, свойственной только человеку;
- становление в характере малыша таких черт, как совестливость, альтруизм, любовь к ближнему;
- обучение тому, как жить в ладу с природой, не истребляя, не мучая, не убивая.
Камни, песок, вода круглогодично присутствуют в группе. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. В нашей группе есть центр воды и песка, где малыши проводят эксперименты : льют, дуют на воду, процеживают песок через сито. Видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет.
Опыты и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот. Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность»,- писал Лев Семенович Выготский.
Таким образом, занимаясь вопросами экологического воспитания уже в раннем возрасте, мы воспитываем чувство ответственности за судьбу природы.