Лучший педагог года

Исследовательская работа «Нетрадиционные методы работы с родителями»

Наталья Рифатовна Нурисламова
Исследовательская работа «Нетрадиционные методы работы с родителями»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…. 3

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМАМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ….5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…. …. 13

ПРИЛОЖЕНИЕ…. …. 15

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первый вне семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и социальных педагогов, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.

Публикация «Исследовательская работа „Нетрадиционные методы работы с родителями“» размещена в разделах

Цель исследования - использование нетрадиционных форм работы с родителями в дошкольных учреждениях, необходимых для повышения активности родителей в жизнь ДОУ.

Задачи исследования :

1. Изучить научно-методическую литературу по использованию традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями;

2. Провести опытно-экспериментальную работу по внедрению нетрадиционных форм сотрудничества с родителями;

3. Провести аналитическую работу и сделать выводы по уровню педагогической просвещенности и активности родителей в жизнь ДОУ;

4. Подготовить памятку для воспитателей о нетрадиционных формах работы с родителями.

Объект данного исследования – взаимодействие ДОУ с родителями.

Предмет исследования - формы работы с родителями.

Гипотеза: если использовать нетрадиционные формы работы с родителями, то повышается педагогическая просвещенность родителей и их активность как участников воспитательного процесса.

Методы исследования : анализ педагогической и методической литературы, анкетирование, наблюдение, беседа, опрос, анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.

Методологическая основа исследования :

труды Ю. П Азарова, Ш. А. Амонашвили, Е. П. Арнаутовой, О. И. Давыдовой, О. М. Дергачевой, Т. Н. Дороновой, О. Л. Зверевой.

Теоретическая значимость заключается в следующем:

- рассмотрены проблемы взаимодействия ДОУ с родителями;

- выделены эффективные формы и методы работы с родителями

воспитанников.

Практическая значимость заключается в разработке и внедрении эффективных форм работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Разработанный методический материал может быть полезен воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМАМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: "В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей". Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества (1, с. 125).

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".

Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.

Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития (23, с. 64).

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая "открытость внутрь" и "открытость наружу".

Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т. д.

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, методисты и социальные педагоги постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.

В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности (8).

Детский сад и семья - два важных института социализации детей. У педагогов и родителей есть единые задачи : сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой - ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых - достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы: традиционные и нетрадиционные (Приложение 1). Главное - донести до родителей знания.

Творческое использование традиционных форм работы (беседы, консультации, анкетирование, наглядная агитация и др.) и нетрадиционных (Круглый стол, мастер-класс, встречи с интересными людьми и др.) позволяет более успешно и эффективно сотрудничать с родителями. Сочетание всех форм работы с родителями способствует повышению теоретических знаний родителей, побуждает их пересматривать методы и приёмы домашнего воспитания, правильно организовывать разностороннюю деятельность детского сада.

Наша исследовательская работа проходила на базе МАДОУ «Детский сад №36» г. Нефтекамска, с родителями старшей группы, в количестве 30 человек. Сроки проведения педагогического исследования : 2016-2017 учебный год. В сентябре была проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме.

Цель констатирующего эксперимента: изучение состояния работы с родителями в группе. Для этого были проанализированы годовой план, перспективный план работы с родителями и выяснили, что в группе один раз в три месяца проводятся родительские собрания, также проводятся анкетирования, развлечения, семинары-практикумы.

В перспективный план были включены нетрадиционные формы работы с родителями (Приложение 2) .Затем мы провели анкетирование родителей (Приложение 3). Анализ ответов на вопросы анкеты показал следующее:

На вопрос: " Какие проблемы воспитания остаются для Вас менее изученными?" большинство родителей (70%) группы ответили: "Взаимоотношения между детьми и родителями". Это говорит о том, что родители плохо осведомлены в вопросах воспитания дошкольников. Этот факт подтверждают ответы на следующие два вопроса: "Читаете ли Вы педагогическую литературу?", "Читаете ли Вы газеты и журналы, посвященные проблемам воспитания дошкольников? ", 40% не читают педагогические и периодические издания, посвященные проблемам воспитания дошкольников. Подавляющее большинство родителей группы занимают пассивную позицию в вопросе взаимодействия с ДОУ. Так, 30% родителей хотели бы получать информацию о воспитании своих детей лишь на родительских собраниях. 70% родителей группы не хотели участвовать в работе с детьми в детском саду, мотивируя это нехваткой свободного времени и тем, что данным вопросом должны заниматься только работники ДОУ. Результаты констатирующего эксперимента наглядно представлены в таблице (Приложение 4).

По результатам анкетирования нами были поставлены следующие задачи работы с родителями :

- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей;

- Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

- Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Во время проведения формирующего эксперимента нами была организована работа с родителями, с применением нетрадиционных форм. Организовали мастер-класс с участием родительницы. Так как родительница по профессии повар-кондитер, она детям на практике показала последовательность изготовления теста и совместно с ними приготовили печенье. Дочь восторженно смотрела на маму и была горда ею (Приложение 5).

Далее организовали встречу с интересным человеком, на которой родитель одного из воспитанников рассказал о значимости своей профессии пожарного (Приложение 6).

Также мы приглашали родителей на совместные прогулки и экскурсии. Довольны были и дети, и родители (Приложение 7). На запланированном родительском собрании мы ознакомили родителей с консультацией «Роль совместного отдыха детей и родителей», «Проблемы во взаимоотношениях родителей и детей» (Приложение 8). Создали «почту доверия».

Также в течение этого времени были проведены совместные праздники и досуги: «Новоселье», «День матери», «Осинины», «Путешествие в страну Светофорию», новогодний утренник (Приложение 9). Родители активно принимали участие в работе семейных, творческих мастерских, на которых с детьми мастерили поделки для различных групповых конкурсов («Лучшая поделка из природного материала, «Город снеговиков», «Лучший зимний участок» и др.) (Приложение 10). Для родителей была оформлена папка «Чем развлечь ребенка в праздничные дни» (Приложение 11). Проведены беседы и консультации по сохранению и укреплению здоровья детей (Приложение 12, «Правила хорошего тона за столом», «Учите ребенка чувствовать себя», «Экологическое воспитание - это воспитание духовности и нравственности!», «Как научить ребенка трудиться?», памятка «Правила общения в семье» (Приложение 13).

Совместно с родителями провели круглый стол «Моя семья - мой дом», целью которого было: установить партнёрские отношения с семьями воспитанников; повысить уровень педагогической культуры родителей; использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей; воспитывать любовь и уважение друг к другу (Приложение 14). На заседание круглого стола провели блиц-опрос родителей «Как вы понимаете понятие «семья»?», оформили выставку рисунков «Моя счастливая семья», плакат «Дерево с пожеланиями».

Далее провели повторное анкетирование родителей, целью которого было получить промежуточные результаты эксперимента. Проанализировав ответы родителей, мы пришли к следующим выводам:

Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Теперь их интересуют проблемы, о которых они раньше не задумывались: патриотическое, нравственное и эстетическое воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям. Как показали результаты анкетирования, эти проблемы интересуют 60% родителей. Все родители читают педагогическую литературу 40% - регулярно и периодику, посвященную проблемам воспитания дошкольников 60% - регулярно. Многие родители (70%) с большим интересом хотели бы принимать участие в жизни детского сада.

Получать информацию о воспитании своих детей в игровой форме хотят 40% родителей, на заседаниях круглого стола - 30%. Результаты анкетирования представлены в таблице (Приложение 15).

Таким образом, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу ( сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т. д.).

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Этому способствуют нетрадиционные формы взаимодействия с семьей.

Опыт работы с родителями показал, что в результате использования нетрадиционных форм работы позиция, как родителей, так и воспитателей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Далее мы планируем продолжить работу по внедрению нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главной ценностью педагогической культуры является ребенок - его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. Чтобы родители могли грамотно воспитывать детей, необходимо повышать их педагогическую культуру. С целью достижения высокого уровня воспитанности детей необходимо сотрудничество детского сада и семьи, взаимодополняющего влияния семейного и общественного воспитания.

Каждая форма общения педагога с родителями имеет определённые цели и задачи. Систематическое применение в работе с родителями нетрадиционных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры.

Проведенные мероприятия показали, насколько родителям было интересно общаться с педагогом, с детьми. Они получили много полезной информации по психологии и педагогике, много узнали о своих детях.

Таким образом, использование нетрадиционных форм работы педагога с родителями в ДОУ позволяет обогащать знания родителей и применять их на практике в воспитании своих детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азаров, Ю. П., Педагогика любви и свободы /Ю. П. Азаров - М. : Топикал, 1994. - 608с.

2. Амонашвили, Ш. А., В школу с шести лет / Ш. А Амонашвили - М. : Просвещение, 1986.- 176с.

3. Арнаутова, Е. П., Планируем работу ДОУ с семьей //Управление дошкольным образовательным учреждением. -, 2002. №4 - с 33-38

4. Гиппенрейтер, Ю. Б., Общаться с ребёнком. Как?/ Ю. Б. Гиппенрейтер - М. : Сфера, 2005.-240с.

5. Давыдова, О. И., Работа с родителями в ДОУ. Этнопедагогический подход / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер - М. : Творческий Центр, 2005 г. - 144с

6. Дергачева, О. М., Проблема взаимодействия детского сада и семьи / О. М. Дергачева, Г. И. Хозяинов // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М. : 1998. - с 26-30.

7. Доронова, Т. Н., Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина - М. : Линка - Пресс, 2001. - 224с

8. Закон РФ «Об образовании». - #"justify">. Зверева, О. Л., Общение педагога с родителями в ДОУ : Методический аспект /О. Л. Зверева, Т. В. Кротова - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 80 с.

9. Зверева О. Л., Родительские собрания в ДОУ : методическое пособие/ О. Л. Зверева, Т. В. Кротова - М. : Айрис-пресс, 2007. - 128с.

10. Козлова, А. В., Работа ДОУ с семьей / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина - М. : Сфера, 2007 - 112 с.

11. Колодяжная, Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Концептуальное, программное и методическое обеспечение. Практическое пособие. Часть 2./ Т. П. Колодяжная - М. : УЦ Перспектива, 2008. - 184 с.

12. Бим-Бад, Б. М. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Б. М. Бим-Бад, ЭХ. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. - М. : Педагогика, 1987. - 288 с.

13. Никитина, Л. А. Мама или детский сад / Л. А. Никитина - М. : Просвещение, 1990. - 96с.

14. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников / Л. Ф. Островская - М. : Просвещение, 1990. - 160с.

15. Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редколлегия: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. - М. : Большая Российская Энциклопедия, 2003. -528 л.

16. Петроченко, Г. Г. Педагогические ситуации в дошкольной педагогике / Г. Г. Петреченко - Минск, 1984. - 240с.

17. Рубченко, А. К. Подходы к проблеме детско-родительских отношений в отечественной психологии / А. К. Рубченко - //Вопросы психологии. - 2005. - №4.-с. 98-114.

18. Свирская Л. В. Работа с семьёй : необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Л. В. Свирская - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 176 с.

19. Семейное воспитание: Краткий словарь/Сост. : И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. - М. : Политиздат, 1990. - 319с.

20. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьё й: Практическое пособие / О. В. Солодянкина - М. : АРКТИ, 2006. - 80 с.

Публикации по теме:

Инновационные методы работы с родителями в ДОУ Подготовила Шапочанская Наталья Сергеевна воспитатель МБДОУ детского сада №37 г. Новочеркасска В современном обществе постепенно устанавливается.

Нетрадиционные формы и методы оздоровительной работы с детьми с использованием нестандартного физкультурного оборудованияНетрадиционные формы и методы оздоровительной работы с детьми с использованием нестандартного физкультурного оборудования Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными - задача каждого дошкольного учреждения, а значит и моя. Считаю, что успех решения этих.

Нетрадиционные формы работы с родителями в условиях ДОУНетрадиционные формы работы с родителями в условиях ДОУ На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников.

Формы и методы работы с детьми и родителями по коррекции неречевых расстройств Дети с общим недоразвитием речи отстают от сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам,.

Формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь.

Из опыта работы «Новые нетрадиционные формы работы с родителями по программе «Социокультурные истоки» Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества.

Как заинтересовать родителей в совместной работе? Формы и методы работы с родителями (из опыта работы) Как заинтересовать родителей в совместной работе? (из опыта работы) Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной.

Проект работы в подготовительной группе «Нетрадиционные методы закаливания»Проект работы в подготовительной группе «Нетрадиционные методы закаливания» Лидия Минабутдинова Проект работы в подготовительной группе на тему «Нетрадиционные методы закаливания» Муниципальное бюджетное дошкольное.

Проектно-исследовательская работа «Организация взаимодействия педагогов с родителями как условие реализации ФГОС до» В статье изложены современные подходы к организации взаимодействия педагогов с родителями. Основной акцент сделан на комплексный подход:.

Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода Возраст- один из факторов, влияющий на характер адаптации ребенка к новым условиям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская работа «Нетрадиционные методы работы с родителями»
Опубликовано: 5 марта 2017 в 21:39
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД