Получи документы

Проектно-исследовательская работа «Организация взаимодействия педагогов с родителями как условие реализации ФГОС ДО

Наталья Юленкова
Проектно-исследовательская работа «Организация взаимодействия педагогов с родителями как условие реализации ФГОС ДО

В статье изложены современные подходы к организации взаимодействия педагогов с родителями. Основной акцент сделан на комплексный подход: установление и развитие партнёрских отношений педагогов с родителями, формы

взаимодействия, и создание условий для участия родителей в образовательной

деятельности.

Ключевые слова: партнерские отношения, формула партнёрства, федеральный государственный образовательный стандарт, формы работы, образовательные потребности.

Публикация «Проектно-исследовательская работа „Организация взаимодействия педагогов с родителями как условие реализации ФГОС до“» размещена в разделах

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из требований к условиям реализации образовательной программы является поддержка семей в вопросах воспитания и обучения детей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Такое участие семьи будет возможно при партнерском общении педагогов и родителей. Поэтому в нашем детском саду мы стараемся создавать условия, в которых и у педагогов, и у родителей возникает желание построить отношения, основанные на взаимопонимании, уважении, честности и искренности, и чтобы они оставались такими вне зависимости от возникающих обстоятельств. Безусловно, партнерские отношения не возникают сами по себе. Их надо создавать, структурировать и проводить постоянный мониторинг их актуального состояния.

В литературе выделяют основные составляющие так называемой «формулы партнерства», состоящей согласно Е. Д. Проскуряковой из:

уважения – признания ценности партнера и его мнения,

интереса к партнеру,

наличия общей цели,

диалога как формы контакта,

договора о взаимодействии,

понимания и соблюдения собственных прав и прав партнера,

разделения ответственности – принятия на себя ответственности за свои действия в отношении себя и партнера и передача ответственности партнеру за него и его действия. Без каждой из этих составляющих партнёрство

невозможно.

Уважение к родителям выражается в профессиональной позиции педагога, признающего достоинства личности, ценность и значимость партнера. Отсутствие уважения со стороны педагогов ведет к авторитарному взаимодействию с родителями.

Интерес к родителям выражается в стремлении педагога узнать потребности и особенности родителей во взаимодействии с ребенком, получить максимум информации, увидеть в общей массе родителей реального человека. Отсутствие интереса к родителям часто связано с восприятием родителей как объектов, а не субъектов образовательного процесса.

Наличие общей цели обеспечивает контекст взаимодействия. Если у педагогов и родителей нет общих целей, то и взаимодействие будет чисто формальным.

Контакт и диалог дают возможность общаться и прояснять позиции друг друга, а также возможности эффективного решения проблем.

Договор с родителями может носить формальный и неформальный характер. Формальный договор (между родителями и образовательной организацией) прописывает предмет договора, права и обязанности сторон, его заключающих, сроки выполнения взятых обязательств, а также санкции в случае несоблюдения сторонами договоренности или способы компенсации. Как правило, в неформальной встрече педагоги стараются обсудить с родителями, как вести себя в сложной ситуации, сообщать о неудачах ребенка, какую информацию делать публичной и обсуждать с другими родителями и педагогами, а какую желательно оставлять приватной, и многое другое.

Понимание и соблюдение собственных прав и прав партнера. На первое место при взаимодействии педагогов с родителями выходят такие права, как:

право на собственное мнение и собственный выбор,

право на информацию,

право на уважение,

право просить о помощи,

право получать признание и т. д.

Родитель, действительно, имеет право не передавать педагогам всю информацию о состоянии здоровья ребенка, медикаментозном лечении, наблюдении специалистов. Однако это может значительно затруднить понимание проблем в развитии ребенка и снизить эффективность психолого-педагогической помощи.

Распределение ответственности между педагогами и родителями. Основные сложности во взаимодействии с родителями – это определение зоны ответственности педагогов и зоны ответственности родителей в воспитании и обучении детей. При непонимании этого происходит взаимное обвинение друг друга, перекладывание ответственности и уход от нее.

В нашем детском саду используются самые разнообразные формы работы с родителями.

Выбор той или иной формы определяется задачами, поставленными на учебный год перед педагогическим коллективом. Однако важно учитывать, что родители в любой из предложенных форм должны стать не «зрителями и слушателями», а активными участниками.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из требований к условиям реализации образовательной программы является поддержка семей в вопросах воспитания и обучения детей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Роль педагога сегодня – это роль внимательного советника и консультанта. Это поможет построить более доверительные отношения. Родителям нужна достоверная информация о том, как та или иная образовательная программа или услуга помогут улучшить развитие их ребенка.

В самом деле, именно совместные усилия семьи и педагогов способствуют благополучному развитию ребенка. Ведь для того чтобы у ребенка появлялось осознанное желание делать что-либо, он должен быть включен в интересующую его деятельность. Это может сделать родитель или педагог, который знает интересы ребенка и организует такую деятельность, в процессе которой ребенок способен самостоятельно выполнить необходимые действия или же способен научиться выполнять их.

Под образовательными потребностями, как правило, подразумевают потребность в овладении знаниями, умениями, навыками и качествами, которые необходимы для решения жизненно важных проблем. Родители, искренне ощущающие удовлетворенность положением вещей, не испытывают потребности в изменениях. Первым признаком существования потребности будет являться легкое неудовлетворение или недовольство. После этого происходит осознание потребности в изменениях. Как же понять, в чем заключаются образовательные потребности семьи? Наиболее простой и продуктивный способ – спросить об этом, то есть задать вопросы. Их можно оформить в виде опросника.

С помощью опроса педагог получит информацию :

об имеющихся представлениях и педагогических навыках родителей;

о системе его взглядов на ту или иную проблему;

о направленности интересов в сфере семейного воспитания и т. д.

Опираясь на результаты опроса, можно спланировать содержательную сторону дальнейшего взаимодействия с родителями. Кроме этого, опросы дают педагогам хорошую обратную связь как по проведенным мероприятиям, так и по повседневной образовательной деятельности.

Публикации по теме:

«Формы взаимодействия семьи и ДОУ в условиях реализации ФГОС» (обобщение опыта работы) «Дети – зеркало семьи» - это выражение удивительно точно передаёт смысл ориентации ребёнка на духовные и моральные ценности семьи. В каждой.

Работа с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Чепелева С. Л., Вишняк Н. А. С введением ФГОС ДО изменились требования к работе с родителями в дошкольных учреждениях. Одной из целей дошкольного.

Актуальность взаимодействия с родителями в свете ФГОС доАктуальность взаимодействия с родителями в свете ФГОС до Воспитание детей. формирование личности ребенка с первых лет его жизни это основная обязанность родителей, семья влияет на ребенка, приобщает.

Экспериментирование в ДОУ как необходимое условие реализации ФГОС Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на нашем семинаре по теме " Экспериментирование в ДОУ как необходимое условие реализации.

Организация взаимодействия ДОО с родителями в соответствии с требованиями ФГОС Организация взаимодействия ДОО с родителями в соответствии с требованиями ФГОС. Слайд 1: «Организация взаимодействия ДОО с родителями в.

Организация взаимодействия с семьями воспитанников в рамках реализации принципа индивидуализации Организация взаимодействия с семьями воспитанников в рамках реализации принципа индивидуализации Как мы знаем, индивидуализация образовательной.

Работа с родителями в условиях реализации ФГОС до Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДО Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции.

Работа с родителями по музыкальному воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ Создание единого пространства для гармоничного развития личности ребенка между семьей и дошкольным образовательным учреждением, является.

Развитие конструктивного взаимодействия с родителями — важнейшее условие обеспечения целостного развития личности Вашему вниманию представляется опыт работы по теме: Развитие конструктивного взаимодействия с родителями воспитанников - важнейшее условие.

Семинар-практикум «Развитие профессиональных компетенций педагога как условие реализации ФГОС до» Семинар-практикум «Развитие профессиональных компетенций педагога как условие реализации ФГОС ДО» Цель: повышение уровня профессионализма.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектно-исследовательская работа «Организация взаимодействия педагогов с родителями как условие реализации ФГОС ДО
Опубликовано: 18 ноября 2016 в 03:35
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД