Получи документы

Исследовательские проекты в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР (3 фото)

Ольга Никифорова
Исследовательские проекты в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР

Для детей с ОНР очень важно познавательно-речевое развитие в процессе экспериментально-исследовательской деятельности. Поскольку эта деятельность разнообразием связей и зависимостей влияет на развитие личности, связной речи, самостоятельность мышления. Находя и определяя словом причинно-следственную связь ребёнок учится объяснять, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Публикация «Исследовательские проекты в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах

Изучив соответствующую литературу, каждая группа разработала свой исследовательский проект на темы : «Воздух-невидимка», «Раз песчинка, два песчинка», «Птицы нашего края», «Осенний лист», взяв за основу комплексно-целевую программу «Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников» разработанную П. И. Прохоровой, И. Р. Климовой, программу по организации поисковой деятельности детей «Ребёнок в мире поиска» под редакцией О. В. Дыбиной, изучили федеральные государственные образовательные стандарты к организации предметно-пространственной среды для экспериментирования в старшем дошкольном возрасте.

Использование проектно-исследовательской деятельности в работе с детьми пропагандировали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и мн. др. По мнению Н. Н. Поддъякова «…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Основной целью проектно исследовательской деятельности является повышение уровня экологических знаний детей старшего дошкольного возраста, развитие их познавательного интереса и любознательности.

Эта цель реализуется через задачи:

- Обучать детей проектно-исследовательской деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и в практическом экспериментировании с ними.

- Развивать мысленные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

- Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

- Расширять представления о значимости живой и неживой природы в жизни человека. Развивать экологическое сознание.

- Развивать умение структурировать текст –уметь последовательно и точно строить рассказ на материале проведенного опыта-эксперимента.

- Развивать связную речь - учить детей выражать свои мысли, чувства, желания.

Принципы проектно-исследовательской деятельности :

Системности, соответствие возрастным особенностям, интеграция, преемственность взаимодействия с ребенком в условиях ДОО и семьи, учитываем индивидуальные особенности.

Этапы развития проектно-исследовательской деятельности.

1 этап - изучение личностных качеств дктей, индивидуальных возможностей;проведение диагностики знаний детей о экологической культуре.

2 этап - создание предметно-развивающей среды, составление проекта.

3 этап – совместная деятельность с детьми, направленная на развитие экологической культуры, через проектно-исследовательскую деятельность.

Содержание работы по формированию экологической культуры:

познавательные занятия, экскурсии в природу, трудовая деятельность в уголке природы, чтение художественной литературы, рассматривание демонстрационного материала, дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры, проведение музыкальных и спортивных развлечений, оформление выставки детских работ.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в предоставлении детям реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать словами, обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Предлагаем Вашему вниманию проекты, разработанные нашими педагогами,

Семёновой А. А., Алтынбаевой З. Ш., Руцковой Ю. Р

Проект «Птицы - нашего края!»

Исследовательские проекты в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР

Автор: Алтынбаева Зинира Шамильевна

Участники: воспитатели, родители и дети старшей группы.

Сроки: сентябрь-ноябрь.

Тип проекта : педагогический.

Вид проекта : познавательно - исследовательский.

Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Мы решили реализовать проект «Птицы - нашего края»! Это позволило расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужило формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы повышали экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждали чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

В ходе реализации проекта с детьми рассматривали иллюстрации с изображением птиц нашего края, читали художественную литературу, отгадывали загадки, учили поговорки, скороговорки, дети приносили книги, сказки, делились новой информацией.

На прогулке внимательно наблюдали за птицами в осеннее время года. Наблюдая, мы выяснили, какие птицы прилетают на территорию детского сада (это голуби, воробьи, вороны, сороки).

Самым интересным было проведение эксперимента «Что дальше улетит?» (бумага, ткань или птичье перо). Дети, с удовольствием принимая участие в эксперименте, убедились, что перышко улетает дальше ткани и бумаги. Проведя исследование «Нефть и перья» ответили на вопрос: Что происходит, когда птица садится на воду, покрытую нефтяной пленкой? Перья загрязняются, слипаются, и птица не может взлететь, становится добычей хищников.

Чтобы поднять эмоциональный и мышечный тонус, создать бодрое, радостное настроение, закрепить знания о птиц, проводились развивающие, дидактические, подвижные, пальчиковые игры: «Раздели птиц на перелетных и зимующих»; «Лишняя картинка»; «Угадай по описанию»; «Воробышки и автомобиль»; «Лиса и куры».

Дети совместно с родителями оформили альбомы с фотографиями «Я и птицы», приготовили сообщения о птицах нашего края. Из сообщений мы узнали, чем каждая птица питается, как себя ведёт в то или иное время года, где и когда гнездится, о её оперении и т. д. С детьми мы повесили кормушки на территории детского сада. Каждый день мы добавляли в кормушку разный корм. Первыми заметили кормушки воробьи. Сначала они с опаской подлетали к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться детей. Они стали постоянными гостями. Сороки и вороны прилетали поодиночке.

В итоге проведё нных наблюдений дети научились: кормить птиц различным кормом, заботиться о перелетных друзьях, наблюдать и вести дневник наблюдений.

Проект : «Воздух-невидимка»

1. Руководитель: Руцкова Юлия Радиковна

2. Исполнители: дети старшей группы и воспитатель.

3. Тип проекта : педагогический

4. Вид проекта : познавательно - исследовательский

5. Временной масштаб: июль – ноябрь

Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта :

Что такое воздух?

Зачем он нужен людям и растениям?

Как можно увидеть воздух?

Фото №1 Общее недоразвитие речи ОНР очень важно познавательно речевое развитие в процессе экспериментально исследовательской деятельности

Воздух - невидимый помощник человека. Какой же он?

В соответствие с проблемой, дети вместе с воспитателем поставили задачи дальнейшего исследования проблемы :

1) Узнать про воздух, как можно больше, через проведение опытов и экспериментов с воздухом.

В итоге проведенных наблюдение, дети сделали вывод, что воздух невидим, он находится внутри человека и предметов, его можно поймать мешком.

Проект : «Раз песчинка, два песчинка»

1. Руководитель: Семёнова Анна Александровна.

2. Исполнители: дети старшей группы и воспитатель.

3. Тип проекта : педагогический.

4. Вид проекта : познавательно – исследовательский.

5. Временной масштаб: июль – май.

Летом дети играя в песочнице заинтересовались почему из сухого песка нельзя слепить куличики.

Фото №2 Поскольку эта деятельность разнообразием связей и зависимостей влияет на развитие личности связной речи самостоятельность мышления

Реализация данного проекта направлена на формирование у детей навыков безопасного поведения в работе с песком, способности предвидеть опасные ситуации и умения по возможности избегать их.

В ходе реализации проекта проведены опыты и эксперименты с песком:

«Песочный конус»

«Свойства мокрого песка»

«Ветер и песок»

«Песочные часы»

«Песок в воде не растворяется»

«Отпечатки наших рук»

«Радуга» из песка

Таким образом, организация опытов и игр с песком – был сделан вывод, чтобы получить постройки из песка его надо намочить.

Таким образом, детское экспериментирование располагает большим потенциалом формирования и развития речи у дошкольников с ОНР. Оно позволяет наглядно проследить зависимости разного рода, установить логические связи, выделить существенные признаки, свойства объектов, учит детей делать выводы.

Цель дошкольных учреждений - подготовить детей к школе, способных к творческому решению задач, к смелым высказываниям и предположениям, поиску путей решения выхода из ситуации. Как нельзя лучше, этот замысел реализуется в детской экспериментально-исследовательской деятельности.

Публикации по теме:

Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе День недели Приоритетные направления Образовательная.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательские проекты в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 25 сентября 2014 в 17:36
+100Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 87.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД