Светлана Валерьевна Юсупова
Исследовательский проект «Игрушки детей Великой Отечественной Войны»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игрушки детей Великой Отечественной Войны!»
Выполнила: Плотникова Мария, 5 лет.
Руководитель: Юсупова С. В.,
воспитатель.
г. Новая Ляля
2020 г.
Содержание
Введение
1. Война и дети.
2. Исследовательская часть. «Игрушки детей Великой Отечественной Войны!».
Публикация «Исследовательский проект „Игрушки детей Великой Отечественной Войны“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Игрушки. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
2.1. Результаты социологического опроса. (приложение 1)
3. Значение игрушки для детей в годы Великой Отечественной войны.
3.1. Игрушки – это радость.
3.2. Игрушки напоминали о детстве, мире, семье.
3.3. Игрушки спасали детей.
3.4. Игрушки – верные друзья.
4. «Игрушки детей Великой Отечественной Войны!»
4.1. Кукла из соломы.
Заключение.
Список используемой литературы и источников.
Введение
Актуальность
Куклы Барби, роботы-трансформеры, конструкторы «Лего» - это наши современные игрушки. А какими игрушками играли наши прабабушки и прадедушки? В 2020 году наша страна будет праздновать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. В День Победы во всех городах пройдут ветераны – те, кто воевал на фронте и те, кто в годы войны был еще ребенком. Были ли у них игрушки и вообще возможность играть у тех детей, чьи детские годы выпали на страшное время Великой Отечественной войны?
Цель: изучить значение игрушки для детей в годы войны.
Гипотеза: я предполагаю, что игрушка была одной из немногих радостей детей в условиях военного времени.
Тема: игрушки детей ВОВ.
Объект исследования : война и дети.
Предмет исследования : игрушки детей войны.
Задачи:
- узнать о жизни детей во время Великой Отечественной войны;
- провести анкетирование на тему «Игрушки детей войны»;
- узнать, какие игрушки были у детей в это суровое время;
- изучить значение игрушки для детей в годы войны;
- изготовление игрушек, которыми играли дети в ВОВ;
- подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Методы и приё мы: чтение литературы, интервью-беседа с пожилыми людьми, детьми войны, изучение интернет-ресурсов.
1. Война и дети.
Война и дети. Вдумайтесь в эти слова. Дети – это мирное солнечное небо, это мама и папа, которые всегда рядом. Дети – это любимые игрушки, это детский сад, школа. Дети – это смех и радость, игры и праздники. А война – это зло, смерть, разрушение и уничтожение всего живого и неживого на Земле. Война приносит с собой голод и страх, боль и кровь.
А как же игрушки? Оставалось ли время для игр?
2. Исследовательская часть. «Игрушки детей Великой Отечественной Войны!».
2.1. Опрос детей группы
Мне стало интересно узнать, что думают дети моей группы об игрушках детей войны. Я задала детям вопрос: Как вы думаете, были ли игрушки у детей во время Великой Отечественной войны? В опросе приняло участие 20 детей.
Результат опроса: По результатам опроса мнение детей разделилось. 10 детей – считают, что игрушек не было, а 10 детей – были. (Приложение 1)
3. Значение игрушки для детей в годы Великой Отечественной войны.
Дети есть дети! Во время войны они не оставались совсем без игрушек, берегли довоенные игрушки. Из воспоминаний ветеранов жителей нашего города я узнала, что дети сами делали игрушки.
3.1. Игрушки – это радость.
Игрушка была одной из немногих радостей детей в условиях войны. Подтверждение этому слова Барановой Евгении Федоровны 82 года: Делала игрушки из соломы и мочала. У неё были 2 резиновые игрушки поросенок и барашек. Но однажды её младший брат разрезал поросёнка на кусочки и засолил его в бочку, он видел как это делали родители только с настоящим. Ей было очень обидно, и она долго плакала, и никогда больше не расставалась с барашком. Любила и с радостью играла с ним. Игрушки были для детей радостью.
3.2. Игрушки напоминали о детстве, мире, семье.
Игрушки, игры напоминали детям о детстве, мире. Это подтверждают воспоминания людей, которые в годы войны были маленькими.
Фофанова Нина Максимовна 85лет: Сама скручивала кукол из тряпок –называлась такая кукла самокрутка, лицо рисовала углём. Пели для кукол колыбельные песенки. Играли осколками разбитых кувшинов.
Золотарева Вера Парфирьевна 89 лет: Одной девочке понравилась моя кукла, она напоминала ей о доме. Вера Порфирьевна отдала девочке свою любимую куклу, а девочка принесла за куклу масло. Игрушки напоминали о семье, доме где детей любили.
3.3. Игрушки спасали детей.
Иногда игрушки становились настоящим спасением для детей и всей семьи.
Из воспоминаний Юсупова Юнуса Юнусовича 79 лет: Его мама потеряла карточки на хлеб, и его сестра предложила обменять своих кукол на еду. На базаре старый узбек поменял кукол на пуд риса.
3.4. Игрушки – верные друзья.
Знакомясь с воспоминания детей войны, я узнала, что во время войны играли очень мало, не до этого было.
Мальчишки выпиливали автоматы и пистолетики. Делали прыгучие мячики из тряпок и коровьей шерсти. Дети играли в прятки, догонялки, салки, в казаки-разбойники, в лапту, народные игры. Девочки прыгали на скакалке.
Война научила детей быть бережливыми, проявлять смекалку и фантазию. Каждую сделанную своими руками игрушку любили и берегли как самую дорогую.
Работая по теме проекта, я рассматривала фотографии, на которых дети обнимали игрушки так, как очень дорогое и живое существо на свете. Это наше новое подтверждение гипотезы: игрушки – верные друзья. Многие малыши во время войны по сигналу воздушной тревоги брали своих друзей-мишек и подружек-кукол в бомбоубежище и прижимали их во время налётов.
Таким образом, игрушка для детей в годы Великой Отечественной войны - одна из немногих радостей, а именно напоминала о мирном прошлом, о семье, в которой их любили. Игрушка спасала детей, семью. Игрушка была другом. В годы войны дети взрослели не по годам, часам и минутам. Они пережили всё : голод, холод, смерть близких, непосильный труд, разруху.
3.2. Изготовление куклы
Благодаря рассказу Г. Черкашина и стихотворению Самковой Нияры «Алёнушка»
мне захотелось попробовать сделать куклу своими руками.
Изготовление тряпичных кукол своими руками не требует особого мастерства или
навыка, достаточно начальных знаний о шитье. Материалы также можно
подготовить из остатков тканей, старой, но в хорошем состоянии одежды.
Для работы нужны:
1. Ткань для тела. Подойдут бязь, хлопок, фланель. Цвет ткани - телесный или
белый.
2. Принадлежности для шитья (ножницы, иглы, нитки, карандаш).
3. Наполнитель. Можно взять любой готовый, а можно просто мелко нарезать
старые колготы.
4. Ткань для одежды. Любая, в зависимости от фантазии.
5. Украшения.
6. Бумага.
Этапы работы. Изготовление куклы
4. Игрушки детей Великой Отечественной Войны!
Вместе со своей семьёй, мы изготовили игрушки которые прошли вместе со своими хозяевами через все суровые испытания войны (кукла – самокрутка, мяч из тряпок, автомат из доски).
Я показала и рассказала детям своей группы эти игрушки. Ребята очень удивились, ведь эти игрушки совсем не похожи на наши современные игрушки.
4.1. Процесс изготовления куклы из соломы.
Мне захотелось попробовать сделать куклу из соломы своими руками, такую которой играли дети в годы войны.
Мне понадобилось: высушенная чистая солома, разноцветные лоскутки для одежды и веревка.
Этапы работы
Для изготовления я взяла высушенную чистую солому. Это для того, чтобы потом изделие не сгнило. Так же приготовила разноцветные лоскутки для одежды и бечевку.
Соломку нарезала одинаковой длины и согнула пополам.
Соломенные руки вставила в тело, разделив его пополам и так же перевязала бечевкой. Руки можно сплести косичкой или просто обмотать бечевкой или более мягкой соломкой.
Выделила талию.
Дальше куклу наряжаем. Голову можно просто украсить платком, повязав его вокруг головы, или смастерить шляпку. Затем одеваем на куклу юбку и рубаху.
И вот, что у меня получилось.
Заключение
Анализируя собранный материал, я поняла, что дети того времени не имели ничего похожего на жизнь современных детей. Сегодня у детей очень много самых разных игрушек, которые валяются, позабытые своими хозяевами. А в то время каждая игрушка была большой ценностью.
Проделанная работа помогла мне понять, что военное детство наших прабабушек и прадедушек было очень трудным, увидеть разницу между прошлым и настоящим. Я поняла, что для детей войны игрушка была символом мирной жизни.
Моя гипотезе подтвердилась: игрушка была одной из немногих радостей детей в условиях войны. Хотя игрушек из магазина у них не было, но была фантазия и бережливость, поэтому каждую придуманную и сделанную своими руками игрушку любили и берегли как самую дорогую.
Дети войны выжили и выстояли! Дети берегли игрушки, а игрушки берегли детей.
Список используемой литературы и источников.
1. Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология.
Культура и традиции / Г. Л Дайн, М. Н. Дайн. - М. :, 2007.- 120 с.
3. Черкашин, Г. А. Кукла [Текст] : /Г. А. Черкашин, – М. : Речь, 2016, - 6 с.
Шелехов //, -М. : - 2002. - С. 24-37
2. Чудакова, Н. В. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура.
серии «Я познаю мир»/ Н. В. Чудакова – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД
3. Интернет – ресурсы: Игрушки детей войны (Электронный ресурс). - Режим доступа: https://obuchonok.ru/node/1936