Танки Яна Джаведовна
Исследовательский проект «Откуда берутся облака?»
▼ Скачать + Заказать документы
Наименование исследовательского проекта : Откуда берутся облака?
Автор: Танки Яна Джаведовна
Нормативно-правовое сопровождение проекта : Профессиональный стандарт педагога, Закон об образовании, ФГОС ДО, ФОП ДО.
Цель: Развитие познавательной активности детей через экспериментирование при изучении особенностей образования облаков в познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Публикация «Исследовательский проект „Откуда берутся облака?“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Облака
- Погода и природные явления
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2024
-способствовать развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирования и наблюдений за облаками
-способствовать получению и расширению знаний детей об особенностях и условиях образования облаков
-классифицировать облака по внешнему виду : кучевые, перистые, слоистые
-привлекать родителей к совместной деятельности с детьми в ходе проекта
Основная идея проекта : Узнать, как появляются облака
По срокам выполнения: 2 месяца
Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Исполнители проекта : дети старшей группы
Приоритетные направления проекта : самостоятельно организовывать вечерние наблюдения за облаками, отображать результаты наблюдений и проделанных опытов в схемах, значках и символах.
Критерии и показатели оценки результативности и эффективности проекта :
1. Когнитивный:
представление о внешних особенностях облаков
представления о характерных особенностях трех видов облаков : кучевых, слоистых, перистых
понимание, откуда берутся облака
2. Эмоциональная ценность
Заинтересованность в проекте.
Дальнейшее применение знаний
3. Деятельностный:
Самостоятельность
Участие в экспериментах
Активное взаимодействие с детьми и педагогом
Прогнозируемые трудности:
-неблагоприятные погодные условия для наблюдений
-отсутствие или нехватка оборудования и материала для проведения опыта
-низкая активность среди родителей
Пути устранения:
-просмотр погодных условий заранее и определение благоприятных дней для наблюдений
-закупка необходимого материла и оборудования для опыта
-консультация с родителями
Ресурсное обеспечение реализации проекта : Мультимедиа, презентация, иллюстрации облаков, стеклянные банки, кубики льда, горячая вода, художественная литература (книга «Облака», автор Крилен Линнеа)
Порядковый мониторинг хода и результатов:
• Беседа: Что такое облака?
• Наблюдения за облаками на прогулке
• Наблюдение за облаками в вечернее время с родителями, фотофиксация
• Изготовление плаката «Три вида облаков»
• Проведение опыта «Откуда берутся облака?»
• Составление схемы процесса образования облаков
1. Общие положения проекта
1.1 пояснительная записка
Актуальность
Поисково-познавательная, опытно-исследовательская деятельность – это наиболее эффективный способ реализации экологического образования дошкольников. В настоящее время, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше его занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Современные дошкольники задают много вопросов о природных явлениях: Откуда берутся облака? Почему они движутся? От чего облака такие разные? Дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. А природа является источником духовного и познавательного обогащения детей. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей интерес, любознательность. Познания полученное от впечатлений, увиденных в явлениях природы в детстве, запомнятся на всю жизнь, и часто влияет на отношения человека к природе.
1.2 цель, задачи проекта
Цель: обеспечить условия для развития познавательной активности детей при изучении особенностей образования облаков
Задачи:
-способствовать развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирования и наблюдений за облаками
-способствовать получению и расширению знаний детей об особенностях и условиях образования облаков
-классифицировать облака по внешнему виду : кучевые, перистые, слоистые
-способствовать привлечению родителей к совместной деятельности с детьми в ходе проекта
2. Взаимодействие с педагогическими работниками
Центр экологии:
Рассматривание плаката и иллюстраций «Облака», виды облаков : кучевые, слоистые, перистые.
Центр экспериментирования:
Проведение экспериментов
«Что происходит с паром»
«Как образуется облако?»
Центр книги:
Чтение художественной литературы
книга «Облака», автор Крилен Линнеа, «Облачная книжка» Ольга Дворнякова
3. Взаимодействие с детьми
Наблюдения на прогулке за облаками, фиксация видов облаков, их особенностей
4. Взаимодействие с родителями
Наблюдение за облаками в вечернее время, фотофиксация
5. направление взаимодействия с социальными партнерами
1.5 этапы реализации и механизмы реализации проекта
(2 месяца)
II основной (практический)
Тема: Что такое облако?
Деятельность педагога: Здравствуйте, дети! Давайте попробуем угадать, о чем мы сегодня с вами поговорим. Отгадайте загадку
Белые овечки по небу гуляют. Соберутся в стаи- солнце закрывают… (Облака). Правильно, мы сегодня поговорим с вами про облака. Что такое облака как вы думаете?
Давайте рассмотрим иллюстрации и опишем наше облачко, какое оно.
Чтение книги «Облака» Крилен Линнеа. Теперь мы с вами знаем какое оно облачко, давайте сделаем облачко своими руками из ваты.
Деятельность детей: Отвечают на вопросы педагога. Предлагают свои варианты ответов на вопрос, что такое облако. Рассматривают иллюстрации облаков, обсуждают прочитанную книгу. Изготавливают макет облака из ваты, клея и воздушных шаров.
Тема: Какие бывают облака? (наблюдение на прогулке в детском саду/ в вечернее время совместно с родителями).
Деятельность педагога: Ребята, а вы замечали какие разные облака бывают на небе? Сегодня мы с вами узнаем какие виды облаков существуют. Какие сегодня облака вы заметили? А какие были вчера?
Облака имеют названия :
Перистые - это самые высокие облака, они похожи на перья, они не несут никаких осадков.
Кучевые - эти облака похожи на вату, летом они несут дожди, а зимой снег.
Слоистые - это самые низкие облака, это облака плохой погоды.
Деятельность детей: Дети наблюдают на прогулке за облаками, фиксируют в календаре наблюдения какие облака они сегодня видели. В вечернее время совместно с родителями наблюдают за облаками и ведут фотофиксацию.
По окончании наблюдений дети изготавливают поделку на картоне с использованием ваты и клея «Три вида облаков».
Тема: Удивительные облака.
Деятельность педагога:Мы уже знаем с вами что такое облако. Беседа: Из чего же состоит наше облако? Солнце пригревает землю, вода, которая находится на земле испаряется, превращается в пар и поднимается вверх на небо, а там она кристаллизуется и опять превращается в капельки воды, которые группируются и образуют облако. Чтобы узнать, а точно ли пар поднимается вверх, можно провести опыт.
Опыт: Поставить чайник или кастрюлю с водой и дождаться пока вода не закипит, снять крышку и оттуда можно увидеть пар и он точно поднимается наверх. Значит также происходит и на земле. Вода нагревается с помощью солнечных лучей и в виде пара поднимается вверх.
Теперь мы с вами знаем, что пар поднимается вверх. Давайте изобразим это на рисунке.
Деятельность детей:
Дети принимают участие в беседе, отвечают на вопросы педагога, проявляют познавательную активность в ходе проведения опыта, фиксируют результаты в виде наглядного изображения на рисунке.
Тема: Как рождается облако?
Деятельность педагога: Мы знаем, что пар поднимается вверх при нагревании воды. А как же узнать, а куда потом девается пар?
В этом нам поможет следующий опыт:
Опыт: наливаем в банку или стакан горячую воду, накрываем крышкой и кладем на крышку кусочек льда. Вода в стакане испарятся, оседает на обратной стороне крышки и можно наблюдать на ней маленькие капельки. Также значит происходит и на земле. Вода испаряется, поднимается наверх, остывает и обратно превращается в капельки воды. Затем они группируются и превращаются в облака.
Деятельность детей: Дети отвечают на вопросы педагога, проявляют познавательную активность в ходе проведения опыта, фиксируют результаты в виде схемы появления облака на небе.
III заключительный (обобщающий)
• обработка результатов по реализации проекта
• выставка поделок и рисунков
• создание альбома-книги сказок, стихов, рассказов, придуманных родителями с детьми «Расскажи об облаках»
• фотовыставка «Удивительные облака»
Продукт проекта : создание плаката «Откуда берутся облака?»