Папки-передвижки

Исследовательско-информационный проект о народных названиях растений «Удивительное рядом: знакомые незнакомцы»

Галина Незванова
Исследовательско-информационный проект о народных названиях растений «Удивительное рядом: знакомые незнакомцы»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект «Удивительное рядом: знакомые незнакомцы».

Давайте научимся любоваться цветами в природе,

не губить красоту, чтобы другие люди

могли восхищаться тем, что сделала природа.

Тип проекта: исследовательско-информационный.

По организации: взросло-детский, игровой.

Срок реализации: 4 мес.

Возраст детей: 6 лет.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Публикация «Исследовательско-информационный проект о народных названиях растений „Удивительное рядом: знакомые незнакомцы“» размещена в разделах

Проблема: узнать какие растения имеют народные названия, почему их именно так назвали.

Актуальность: в последнее время экологи бьют тревогу по поводу исчезновения на планете редких видов растений. Многие из них занесены в «Красную книгу». Детский возраст самоценен в развитии экологической культуры личности. Важность состоит в том, чтобы не упустить момент заинтересованного отношения ребёнка ко всему живому; заметить проявление милосердия детской души к представителям природы. К сожалению приходится констатировать, что сказки, легенды, в которых рассказывается о народных названиях растений практически не известны современным детям. Прикосновение к сказке никого не оставляет равнодушным. Сказки пользуются большой популярностью у детей.

Цель: привлечь внимание старших дошкольников к народным названиям растений, к сказаниям, легендам, мифам о них. Вызвать желание заниматься поисково-творческой деятельностью. Развивать наблюдательность, фантазию, побуждать к придумыванию своих названий, которые бы отразили своеобразие растений. Развить любознательное отношение к природе.

Задачи:

• научить видеть в обыденном чудесное, в привычном – необычное, помочь открыть для себя загадки мира растений;

• расширить представление о ближайшем окружении, с удовольствием общаться со знакомыми растениями, с интересными проявлениями в их жизни, осмысливать увиденное;

• формировать внимательное отношение к редким растениям путём проведения различных мероприятий природоведческого характера;

• развить познавательные процессы, давая информацию о многообразии народных названий растений;

• использовать приём удивления, как средство, активизирующее познавательную деятельность, как инструмент для формирования устойчивых интересов;

• воспитывать интерес ко всему живому, желание защитить, помочь их сохранить, формировать экологическое сознание.

Необходимые условия для реализации проекта:

• интерес детей и родителей к теме проекта;

• наличие методических разработок, демонстрационного материала, CD- диски по данной теме, энциклопедии и др. ;

• создание предметно-развивающей среды: подбор и размещение в свободном доступе иллюстраций, фотографий, марок, гербариев и др.

Совместная деятельность с взрослыми: проведение экспериментов, наблюдений вместе со взрослыми и самостоятельно. Создание ширм-папок, плакатов по теме проекта. Поиск материалов для создания книжек-малышек «Народные названия растений».

Предполагаемый результат: в процессе реализации проекта сформировать умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, отражать свои знания в продуктивной деятельности: изготовление книжек-малышек «Народные названия растений», разучивание стихов, загадок, придумывание своих названий, проявляя своё творчество.

Краткое содержание проекта: познакомить с многообразием растений с народными названиями, какие секреты таят они о себе (растения-синоптики, растения-часы, классификация по выбору мест произрастания, по проявлениям индивидуальных признаков). Познакомить с легендами, сказаниями, мифами о растениях с народными названиями, в чём причина их популярности.

Этапы реализации проекта:

1 этап: подготовительный (использование привлекательной проблемной ситуации, которая связана с исследовательской деятельностью).

Красная Шапочка прислала в детский сад ребятам письмо, в котором пишет, что она очень любит полевые цветы. Однажды, она нарвала букет и подарила его своей бабушке, а бабушка почему-то эти цветы иначе, чем Красная Шапочка, да ещё и рассказала о некоторых из них интересные легенды. Красной Шапочке захотелось сделать для детей своей деревни книжки-малышки с рисунками, картинками, легендами, сказаниями, мифами о растениях, которым народ дал свои названия. Ей одной не справится с этой задачей, она просит вашей помощи, чтобы все узнали, почему в народе называют эти растения иначе.

Воспитатель:

Не хотели бы и вы узнать об этом тоже? Тем самым мы поможем Красной Шапочке.

Дети дают согласие. Это явилось началом работы.

2 этап: практический, поиск информации.

Этот этап предусматривает НОД с интеграцией образовательных областей.

Воспитатель:

В природе существует много растений с народными названиями и у каждого своя история, связанная с древними мифами и легендами.

Модель трёх вопросов:

1. Что мы знаем о народных растениях?

Что некоторые растения имеют несколько народных названий, что в старину их называли иначе, но как мы не знаем; что растения живые существа, что они дышат и все по-разному размножаются. Что есть много лекарственных растений, которые человек давным-давно использует при различных заболеваниях.

2. Что мы хотим узнать?

Какие секреты таят в себе растения с народными названиями? Почему именно так их назвали? Какое их поведение в различных ситуациях? (льют слёзы перед дождём, предсказывают время и др.) Как рассеивают семена, как происходит опыление? Какие мифы, сказания и легенды о них существуют? Сможем ли мы сами придумать им новые названия?

3. Что нужно сделать, чтобы узнать?

Показ картинок-алгоритмов получения информации: «Подумать», «Спросить у взрослых», «Узнать из книг», «Посмотреть телевизор».

Интеграция образовательных областей.

Познавательное развитие:

• развивать любознательное отношение к природе, к представителям флоры, проявлять пытливость ума, замечая и выделяя яркие, характерные особенности растений, заинтересовать в их многообразии;

• развивать мышление, наблюдательность;

• формировать умение разгадывать загадки, опираясь на значимые признаки;

НОД

«Путешествие в весну»: «Мать-и-мачеха», «Пастушья сумка» (гитарочка, «Сон-трава» (прострел). Легенды о них;

«О чём рассказал подорожник» («Волшебный цветок», «Зелёный бинт», «След белого человека», «Семижильник», «Лечебник», «Царапник», «Силач», «Попутник», «Потропник»). Легенды о нём;

«Чудо рядом – садовые цветы бархатцы»: В Германии – «Солнечный цветок», на Украине – «Чернобровики», «Цыганочки»;

«Бальзамин – любим всеми»: «Огонёк», «Ванька мокрый»;

«Рассказ о фиалке трёхцветной» («Анютины глазки», «Иван-да-Марья», «Братки»). Сказка о ней;

«О чём рассказал цикорий» («Петровы батоги», «Синий цветок», «Придорожная трава», «Голубянка», «Кофейный корень»). Легенда о нём;

«Знакомые незнакомцы на огороде»:

• чеснок – змеиная трава (средство, отпугивающее змей);

• лук – панцирь (порождает храбрость, существовал обычай носить под панцирем на груди лук для храбрости);

• бораго – огуречная трава (с запахом огурца);

• капустные родственники – кольраби (каулорепа, т. е. стеблевая репа). Легенда о капусте.

Беседы:

«Девясил – могучий доктор» (девять сил);

«Познакомьтесь – сон-трава» (прострел). Адонис (горицвет);

«Как в старину лечили мать-и-мачехой и душицей (материнкой)»;

«Пижма – дикая рябинка» (оберегиня);

«Легенда о бессмертнике» («Кошачьи лапки») – В. Берестов «Три ключика».

Социально-коммуникативное развитие.

• развивать умение доброжелательного взаимодействия со сверстниками во время реализации проекта (чтение и обсуждение легенд и сказок);

• уметь слушать собеседника, осознавать переживания литературных персонажей;

• помочь детям и родителям лучше понимать друг друга в совместной деятельности.

Беседы-обсуждения:

• «Растения, какие они?»;

• «Что сказали бы растения, если бы умели говорить?» (записать ответы детей);

• «Почему сорванные цветы сравнивают с пленниками, которых ждёт гибель?»;

• «Чему радуются и о чём грустят растения?», «Что надо сделать, чтобы они порадовались?»;

• «Войти в природу другом»;

• «Чтение и обсуждение стихотворения «Гуляла девочка в лесу»»;

• «Чтение и обсуждение познавательной сказки Т. Шорыгиной «Маленькие путешественницы»»;

• «Чтение и обсуждение познавательной сказки «Луговой страж»» - «Конский щавель».

Художественно-эстетическое развитие.

Способствовать реализации полученных знаний в продуктивной деятельности (рисовании, лепки, аппликации).

• «Зарисовка своих любимых «знакомых незнакомцев»»;

• «Нарисуй растения-часы, синоптики»;

• «Коллективная аппликация «Волшебная поляна»»;

• «Работа из пластилина «Лекарственные растения»».

Речевое развитие.

• продолжать работу по обогащению и активизации словаря детей («семижильный», «придорожная трава», «панцирь», «чернобровики», «девясил», «предсказатель», «растения-синоптики», «лекарь», «недуг», «невзгоды», ранник», «порезник», «страж», «оберегиня»);

• формировать умение отвечать на вопросы предложениями;

• учить мыслить, фантазировать.

• заучивание стихотворений Т. Шорыгиной «Зелёное платье планеты», Г. Собачкина «Если я сорву цветок», Д. Родович «Дерево, цветок и птица не всегда умеют защититься».

Игровая деятельность.

Дидактические игры: «Собери букет», «Узнай и назови», «Выбери правильно», «Узнай по фотографии», «Как зовут тебя цветочек?» (пазл).

Упражнения: «Разрезные картинки», «Кто быстрее посадит цветы луговые и садовые».

Игра с мячом «Лови мяч и отгадай загадку о цветке».

Подвижные игры: «Букет», «Веночек».

Игры и упражнения на перевоплощение детей в образах цветов: «Цветы и ветерок», «Ветерок и одуванчики», «Пчёлы и одуванчики».

Поисково-экспериментальная деятельность.

• «Может ли растение дышать?»: выявить как происходит процесс дыхания у растений;

• «Есть ли у растений дыхания?»: определить, что все части растения участвуют в дыхании;

• «Нужен ли корешкам воздух?»: потребность в рыхлении (растение дышит всеми частями);

• «Что выделяет растение?»: установить, что растения выделяют кислорорд;

• «На свету и в темноте»: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития;

• «Лабиринт»: установить как растение ищет свет;

•»Как увидеть движение воды по стеблю растения»: доказать, что корешок всасывает воду (опыты с геранью, бальзамином и пищевым красителем);

• «Как раскрываются семена»: недотрога (бальзамин, пастушья сумка;

• «Семена подорожника прилипают к грязи на сапогах»: распространение семян.

3 этап – заключительный.

Презентация книжек-малышек «Народные названия растений»: конкурс рассказов, сказок, легенд о растениях. Красной Шапочке вручили приглашение на презентацию. Она благодарит детей за оказанную помощь в создании книжек-малышек.

Создание гербария «Растения с народными названиями».

Используемая литература:

1) Алябьева Е. А. «Тематические дни и недели в детском саду». Творческий центр «Сфера». Москва 2015г. ;

2) Берестов В. «Три ключика»;

3) Вострухина Т. В., Кондрыкинская Л. А. «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет», изд. ТЦ «Сфера» 2011г. ;

4) Гулидова Г. В. «Проектная деятельность в детском саду». Издательство «Учитель». Волгоград 2012г. ;

5) Костюченко М. П., Камалова Н. Р. «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории». Издательство учитель. Волгоград 2012г. ;

6) Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии и занятия». Творческий центр «Сфера», Москва 2005 г. ;

7) Масленникова О. М. Филиппенко А. А. «Экологические проекты в детском саду». Издательство «Учитель». Волггоград 2012г. ;

8) Небесный С. «Юным овощеводам», Москва «Детская литература» 1985г. ;

9) Шишкина В. А., Дедулевич М. Н. «Прогулки в природу», изд. «Просвещение», Москва 2003г.

10) Шорыгина Т. А. «Познавательные сказки. Беседы о Земле и её жителях». Издательство ТЦ «Сфера», Москва 2014г. ;

11) Материалы журналов «Дошкольное воспитание» №5, №6 1998г., №7 2000г.

Публикации по теме:

Информационный проект «Родной мой край!» Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотизм в современных.

Исследовательско — познавательный проект «Лучок –зеленый дружок» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка». Исследовательско – познавательный.

Исследовательско-творческий проект «Чудо-пуговица». Игры с пуговицами. 1 часть Игры: Волшебная коробочка, Твистер для пальчиков, Сосчитай на ощупь. «Волшебная коробочка» Цель: игра развивает мелкую моторику, мышление,.

Исследовательско — творческий проект «Волшебные крышки-малышки»Исследовательско — творческий проект «Волшебные крышки-малышки» ПРОЕКТ «Волшебные крышки- малышки» Тип проекта: Исследовательско – творческий, среднесрочный Срок реализации: 1 мес. (март) Участники проекта:.

Исследовательско-творческий проект «Защитим лесную красавицу!» Номинация: Экология Возрастная категория: старший дошкольный возраст Аннотация проекта: Участниками проекта являются.

Исследовательско-творческий экологический проект «Лесные домишки» Экологический проект «Лесные домишки».«Летняя природа даёт большую пищу для ума ребёнка» Тип проекта: исследовательско-творческий. По организации:.

Познавательно-речевой проект «Известные животные — знакомые незнакомцы» (фотоотчет)Познавательно-речевой проект «Известные животные — знакомые незнакомцы» (фотоотчет) На прошлой неделе у нас в детском саду завершился познавательно-речевой проект «Известные животные – знакомые незнакомцы». Этот проект был.

Проект по систематизации знаний о названиях комнатных растений «От сложного к простому» Введение Жизнь человека связана с природой, а значит, и с жизнью растений. Издавна люди украшали цветами и растениями себя и свои жилища.

Проект в старшей группе о насекомых «Маленькие знакомые» Презентация была задумана, как результат проекта о насекомых с последующим названием "Маленькие знакомые". С наступлением весны у детей.

Творческо-информационный проект: «Народы Севера». Тема проекта: «Жизнь и быт народов Севера». Вид проекта: среднесрочный, творческо – информационный. Участники проекта: дети старшей группы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательско-информационный проект о народных названиях растений «Удивительное рядом: знакомые незнакомцы»
Опубликовано: 5 июля 2017 в 14:30
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательско-информационный проект о народных названиях растений «Удивительное рядом: знакомые незнакомцы»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Незванова (УИ 329429) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД