Галина Незванова
Исследовательско-информационный проект о народных названиях растений «Удивительное рядом: знакомые незнакомцы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Удивительное рядом: знакомые незнакомцы».
Давайте научимся любоваться цветами в природе,
не губить красоту, чтобы другие люди
могли восхищаться тем, что сделала природа.
Тип проекта: исследовательско-информационный.
По организации: взросло-детский, игровой.
Срок реализации: 4 мес.
Возраст детей: 6 лет.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Публикация «Исследовательско-информационный проект о народных названиях растений „Удивительное рядом: знакомые незнакомцы“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
Проблема: узнать какие растения имеют народные названия, почему их именно так назвали.
Актуальность: в последнее время экологи бьют тревогу по поводу исчезновения на планете редких видов растений. Многие из них занесены в «Красную книгу». Детский возраст самоценен в развитии экологической культуры личности. Важность состоит в том, чтобы не упустить момент заинтересованного отношения ребёнка ко всему живому; заметить проявление милосердия детской души к представителям природы. К сожалению приходится констатировать, что сказки, легенды, в которых рассказывается о народных названиях растений практически не известны современным детям. Прикосновение к сказке никого не оставляет равнодушным. Сказки пользуются большой популярностью у детей.
Цель: привлечь внимание старших дошкольников к народным названиям растений, к сказаниям, легендам, мифам о них. Вызвать желание заниматься поисково-творческой деятельностью. Развивать наблюдательность, фантазию, побуждать к придумыванию своих названий, которые бы отразили своеобразие растений. Развить любознательное отношение к природе.
Задачи:
• научить видеть в обыденном чудесное, в привычном – необычное, помочь открыть для себя загадки мира растений;
• расширить представление о ближайшем окружении, с удовольствием общаться со знакомыми растениями, с интересными проявлениями в их жизни, осмысливать увиденное;
• формировать внимательное отношение к редким растениям путём проведения различных мероприятий природоведческого характера;
• развить познавательные процессы, давая информацию о многообразии народных названий растений;
• использовать приём удивления, как средство, активизирующее познавательную деятельность, как инструмент для формирования устойчивых интересов;
• воспитывать интерес ко всему живому, желание защитить, помочь их сохранить, формировать экологическое сознание.
Необходимые условия для реализации проекта:
• интерес детей и родителей к теме проекта;
• наличие методических разработок, демонстрационного материала, CD- диски по данной теме, энциклопедии и др. ;
• создание предметно-развивающей среды: подбор и размещение в свободном доступе иллюстраций, фотографий, марок, гербариев и др.
Совместная деятельность с взрослыми: проведение экспериментов, наблюдений вместе со взрослыми и самостоятельно. Создание ширм-папок, плакатов по теме проекта. Поиск материалов для создания книжек-малышек «Народные названия растений».
Предполагаемый результат: в процессе реализации проекта сформировать умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, отражать свои знания в продуктивной деятельности: изготовление книжек-малышек «Народные названия растений», разучивание стихов, загадок, придумывание своих названий, проявляя своё творчество.
Краткое содержание проекта: познакомить с многообразием растений с народными названиями, какие секреты таят они о себе (растения-синоптики, растения-часы, классификация по выбору мест произрастания, по проявлениям индивидуальных признаков). Познакомить с легендами, сказаниями, мифами о растениях с народными названиями, в чём причина их популярности.
Этапы реализации проекта:
1 этап: подготовительный (использование привлекательной проблемной ситуации, которая связана с исследовательской деятельностью).
Красная Шапочка прислала в детский сад ребятам письмо, в котором пишет, что она очень любит полевые цветы. Однажды, она нарвала букет и подарила его своей бабушке, а бабушка почему-то эти цветы иначе, чем Красная Шапочка, да ещё и рассказала о некоторых из них интересные легенды. Красной Шапочке захотелось сделать для детей своей деревни книжки-малышки с рисунками, картинками, легендами, сказаниями, мифами о растениях, которым народ дал свои названия. Ей одной не справится с этой задачей, она просит вашей помощи, чтобы все узнали, почему в народе называют эти растения иначе.
Воспитатель:
Не хотели бы и вы узнать об этом тоже? Тем самым мы поможем Красной Шапочке.
Дети дают согласие. Это явилось началом работы.
2 этап: практический, поиск информации.
Этот этап предусматривает НОД с интеграцией образовательных областей.
Воспитатель:
В природе существует много растений с народными названиями и у каждого своя история, связанная с древними мифами и легендами.
Модель трёх вопросов:
1. Что мы знаем о народных растениях?
Что некоторые растения имеют несколько народных названий, что в старину их называли иначе, но как мы не знаем; что растения живые существа, что они дышат и все по-разному размножаются. Что есть много лекарственных растений, которые человек давным-давно использует при различных заболеваниях.
2. Что мы хотим узнать?
Какие секреты таят в себе растения с народными названиями? Почему именно так их назвали? Какое их поведение в различных ситуациях? (льют слёзы перед дождём, предсказывают время и др.) Как рассеивают семена, как происходит опыление? Какие мифы, сказания и легенды о них существуют? Сможем ли мы сами придумать им новые названия?
3. Что нужно сделать, чтобы узнать?
Показ картинок-алгоритмов получения информации: «Подумать», «Спросить у взрослых», «Узнать из книг», «Посмотреть телевизор».
Интеграция образовательных областей.
Познавательное развитие:
• развивать любознательное отношение к природе, к представителям флоры, проявлять пытливость ума, замечая и выделяя яркие, характерные особенности растений, заинтересовать в их многообразии;
• развивать мышление, наблюдательность;
• формировать умение разгадывать загадки, опираясь на значимые признаки;
НОД
«Путешествие в весну»: «Мать-и-мачеха», «Пастушья сумка» (гитарочка, «Сон-трава» (прострел). Легенды о них;
«О чём рассказал подорожник» («Волшебный цветок», «Зелёный бинт», «След белого человека», «Семижильник», «Лечебник», «Царапник», «Силач», «Попутник», «Потропник»). Легенды о нём;
«Чудо рядом – садовые цветы бархатцы»: В Германии – «Солнечный цветок», на Украине – «Чернобровики», «Цыганочки»;
«Бальзамин – любим всеми»: «Огонёк», «Ванька мокрый»;
«Рассказ о фиалке трёхцветной» («Анютины глазки», «Иван-да-Марья», «Братки»). Сказка о ней;
«О чём рассказал цикорий» («Петровы батоги», «Синий цветок», «Придорожная трава», «Голубянка», «Кофейный корень»). Легенда о нём;
«Знакомые незнакомцы на огороде»:
• чеснок – змеиная трава (средство, отпугивающее змей);
• лук – панцирь (порождает храбрость, существовал обычай носить под панцирем на груди лук для храбрости);
• бораго – огуречная трава (с запахом огурца);
• капустные родственники – кольраби (каулорепа, т. е. стеблевая репа). Легенда о капусте.
Беседы:
«Девясил – могучий доктор» (девять сил);
«Познакомьтесь – сон-трава» (прострел). Адонис (горицвет);
«Как в старину лечили мать-и-мачехой и душицей (материнкой)»;
«Пижма – дикая рябинка» (оберегиня);
«Легенда о бессмертнике» («Кошачьи лапки») – В. Берестов «Три ключика».
Социально-коммуникативное развитие.
• развивать умение доброжелательного взаимодействия со сверстниками во время реализации проекта (чтение и обсуждение легенд и сказок);
• уметь слушать собеседника, осознавать переживания литературных персонажей;
• помочь детям и родителям лучше понимать друг друга в совместной деятельности.
Беседы-обсуждения:
• «Растения, какие они?»;
• «Что сказали бы растения, если бы умели говорить?» (записать ответы детей);
• «Почему сорванные цветы сравнивают с пленниками, которых ждёт гибель?»;
• «Чему радуются и о чём грустят растения?», «Что надо сделать, чтобы они порадовались?»;
• «Войти в природу другом»;
• «Чтение и обсуждение стихотворения «Гуляла девочка в лесу»»;
• «Чтение и обсуждение познавательной сказки Т. Шорыгиной «Маленькие путешественницы»»;
• «Чтение и обсуждение познавательной сказки «Луговой страж»» - «Конский щавель».
Художественно-эстетическое развитие.
Способствовать реализации полученных знаний в продуктивной деятельности (рисовании, лепки, аппликации).
• «Зарисовка своих любимых «знакомых незнакомцев»»;
• «Нарисуй растения-часы, синоптики»;
• «Коллективная аппликация «Волшебная поляна»»;
• «Работа из пластилина «Лекарственные растения»».
Речевое развитие.
• продолжать работу по обогащению и активизации словаря детей («семижильный», «придорожная трава», «панцирь», «чернобровики», «девясил», «предсказатель», «растения-синоптики», «лекарь», «недуг», «невзгоды», ранник», «порезник», «страж», «оберегиня»);
• формировать умение отвечать на вопросы предложениями;
• учить мыслить, фантазировать.
• заучивание стихотворений Т. Шорыгиной «Зелёное платье планеты», Г. Собачкина «Если я сорву цветок», Д. Родович «Дерево, цветок и птица не всегда умеют защититься».
Игровая деятельность.
Дидактические игры: «Собери букет», «Узнай и назови», «Выбери правильно», «Узнай по фотографии», «Как зовут тебя цветочек?» (пазл).
Упражнения: «Разрезные картинки», «Кто быстрее посадит цветы луговые и садовые».
Игра с мячом «Лови мяч и отгадай загадку о цветке».
Подвижные игры: «Букет», «Веночек».
Игры и упражнения на перевоплощение детей в образах цветов: «Цветы и ветерок», «Ветерок и одуванчики», «Пчёлы и одуванчики».
Поисково-экспериментальная деятельность.
• «Может ли растение дышать?»: выявить как происходит процесс дыхания у растений;
• «Есть ли у растений дыхания?»: определить, что все части растения участвуют в дыхании;
• «Нужен ли корешкам воздух?»: потребность в рыхлении (растение дышит всеми частями);
• «Что выделяет растение?»: установить, что растения выделяют кислорорд;
• «На свету и в темноте»: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития;
• «Лабиринт»: установить как растение ищет свет;
•»Как увидеть движение воды по стеблю растения»: доказать, что корешок всасывает воду (опыты с геранью, бальзамином и пищевым красителем);
• «Как раскрываются семена»: недотрога (бальзамин, пастушья сумка;
• «Семена подорожника прилипают к грязи на сапогах»: распространение семян.
3 этап – заключительный.
Презентация книжек-малышек «Народные названия растений»: конкурс рассказов, сказок, легенд о растениях. Красной Шапочке вручили приглашение на презентацию. Она благодарит детей за оказанную помощь в создании книжек-малышек.
Создание гербария «Растения с народными названиями».
Используемая литература:
1) Алябьева Е. А. «Тематические дни и недели в детском саду». Творческий центр «Сфера». Москва 2015г. ;
2) Берестов В. «Три ключика»;
3) Вострухина Т. В., Кондрыкинская Л. А. «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет», изд. ТЦ «Сфера» 2011г. ;
4) Гулидова Г. В. «Проектная деятельность в детском саду». Издательство «Учитель». Волгоград 2012г. ;
5) Костюченко М. П., Камалова Н. Р. «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории». Издательство учитель. Волгоград 2012г. ;
6) Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии и занятия». Творческий центр «Сфера», Москва 2005 г. ;
7) Масленникова О. М. Филиппенко А. А. «Экологические проекты в детском саду». Издательство «Учитель». Волггоград 2012г. ;
8) Небесный С. «Юным овощеводам», Москва «Детская литература» 1985г. ;
9) Шишкина В. А., Дедулевич М. Н. «Прогулки в природу», изд. «Просвещение», Москва 2003г.
10) Шорыгина Т. А. «Познавательные сказки. Беседы о Земле и её жителях». Издательство ТЦ «Сфера», Москва 2014г. ;
11) Материалы журналов «Дошкольное воспитание» №5, №6 1998г., №7 2000г.