Папки-передвижки

Исследовательско-информационный проект о народных названиях растений «Удивительное рядом: знакомые незнакомцы»

Галина Незванова
Исследовательско-информационный проект о народных названиях растений «Удивительное рядом: знакомые незнакомцы»

Проект «Удивительное рядом: знакомые незнакомцы».

Давайте научимся любоваться цветами в природе,

не губить красоту, чтобы другие люди

могли восхищаться тем, что сделала природа.

Тип проекта: исследовательско-информационный.

По организации: взросло-детский, игровой.

Срок реализации: 4 мес.

Возраст детей: 6 лет.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Публикация «Исследовательско-информационный проект о народных названиях растений „Удивительное рядом: знакомые незнакомцы“» размещена в разделах

Проблема: узнать какие растения имеют народные названия, почему их именно так назвали.

Актуальность: в последнее время экологи бьют тревогу по поводу исчезновения на планете редких видов растений. Многие из них занесены в «Красную книгу». Детский возраст самоценен в развитии экологической культуры личности. Важность состоит в том, чтобы не упустить момент заинтересованного отношения ребёнка ко всему живому; заметить проявление милосердия детской души к представителям природы. К сожалению приходится констатировать, что сказки, легенды, в которых рассказывается о народных названиях растений практически не известны современным детям. Прикосновение к сказке никого не оставляет равнодушным. Сказки пользуются большой популярностью у детей.

Цель: привлечь внимание старших дошкольников к народным названиям растений, к сказаниям, легендам, мифам о них. Вызвать желание заниматься поисково-творческой деятельностью. Развивать наблюдательность, фантазию, побуждать к придумыванию своих названий, которые бы отразили своеобразие растений. Развить любознательное отношение к природе.

Задачи:

• научить видеть в обыденном чудесное, в привычном – необычное, помочь открыть для себя загадки мира растений;

• расширить представление о ближайшем окружении, с удовольствием общаться со знакомыми растениями, с интересными проявлениями в их жизни, осмысливать увиденное;

• формировать внимательное отношение к редким растениям путём проведения различных мероприятий природоведческого характера;

• развить познавательные процессы, давая информацию о многообразии народных названий растений;

• использовать приём удивления, как средство, активизирующее познавательную деятельность, как инструмент для формирования устойчивых интересов;

• воспитывать интерес ко всему живому, желание защитить, помочь их сохранить, формировать экологическое сознание.

Необходимые условия для реализации проекта:

• интерес детей и родителей к теме проекта;

• наличие методических разработок, демонстрационного материала, CD- диски по данной теме, энциклопедии и др. ;

• создание предметно-развивающей среды: подбор и размещение в свободном доступе иллюстраций, фотографий, марок, гербариев и др.

Совместная деятельность с взрослыми: проведение экспериментов, наблюдений вместе со взрослыми и самостоятельно. Создание ширм-папок, плакатов по теме проекта. Поиск материалов для создания книжек-малышек «Народные названия растений».

Предполагаемый результат: в процессе реализации проекта сформировать умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, отражать свои знания в продуктивной деятельности: изготовление книжек-малышек «Народные названия растений», разучивание стихов, загадок, придумывание своих названий, проявляя своё творчество.

Краткое содержание проекта: познакомить с многообразием растений с народными названиями, какие секреты таят они о себе (растения-синоптики, растения-часы, классификация по выбору мест произрастания, по проявлениям индивидуальных признаков). Познакомить с легендами, сказаниями, мифами о растениях с народными названиями, в чём причина их популярности.

Этапы реализации проекта:

1 этап: подготовительный (использование привлекательной проблемной ситуации, которая связана с исследовательской деятельностью).

Красная Шапочка прислала в детский сад ребятам письмо, в котором пишет, что она очень любит полевые цветы. Однажды, она нарвала букет и подарила его своей бабушке, а бабушка почему-то эти цветы иначе, чем Красная Шапочка, да ещё и рассказала о некоторых из них интересные легенды. Красной Шапочке захотелось сделать для детей своей деревни книжки-малышки с рисунками, картинками, легендами, сказаниями, мифами о растениях, которым народ дал свои названия. Ей одной не справится с этой задачей, она просит вашей помощи, чтобы все узнали, почему в народе называют эти растения иначе.

Воспитатель:

Не хотели бы и вы узнать об этом тоже? Тем самым мы поможем Красной Шапочке.

Дети дают согласие. Это явилось началом работы.

2 этап: практический, поиск информации.

Этот этап предусматривает НОД с интеграцией образовательных областей.

Воспитатель:

В природе существует много растений с народными названиями и у каждого своя история, связанная с древними мифами и легендами.

Модель трёх вопросов:

1. Что мы знаем о народных растениях?

Что некоторые растения имеют несколько народных названий, что в старину их называли иначе, но как мы не знаем; что растения живые существа, что они дышат и все по-разному размножаются. Что есть много лекарственных растений, которые человек давным-давно использует при различных заболеваниях.

2. Что мы хотим узнать?

Какие секреты таят в себе растения с народными названиями? Почему именно так их назвали? Какое их поведение в различных ситуациях? (льют слёзы перед дождём, предсказывают время и др.) Как рассеивают семена, как происходит опыление? Какие мифы, сказания и легенды о них существуют? Сможем ли мы сами придумать им новые названия?

3. Что нужно сделать, чтобы узнать?

Показ картинок-алгоритмов получения информации: «Подумать», «Спросить у взрослых», «Узнать из книг», «Посмотреть телевизор».

Интеграция образовательных областей.

Познавательное развитие:

• развивать любознательное отношение к природе, к представителям флоры, проявлять пытливость ума, замечая и выделяя яркие, характерные особенности растений, заинтересовать в их многообразии;

• развивать мышление, наблюдательность;

• формировать умение разгадывать загадки, опираясь на значимые признаки;

НОД

«Путешествие в весну»: «Мать-и-мачеха», «Пастушья сумка» (гитарочка, «Сон-трава» (прострел). Легенды о них;

«О чём рассказал подорожник» («Волшебный цветок», «Зелёный бинт», «След белого человека», «Семижильник», «Лечебник», «Царапник», «Силач», «Попутник», «Потропник»). Легенды о нём;

«Чудо рядом – садовые цветы бархатцы»: В Германии – «Солнечный цветок», на Украине – «Чернобровики», «Цыганочки»;

«Бальзамин – любим всеми»: «Огонёк», «Ванька мокрый»;

«Рассказ о фиалке трёхцветной» («Анютины глазки», «Иван-да-Марья», «Братки»). Сказка о ней;

«О чём рассказал цикорий» («Петровы батоги», «Синий цветок», «Придорожная трава», «Голубянка», «Кофейный корень»). Легенда о нём;

«Знакомые незнакомцы на огороде»:

• чеснок – змеиная трава (средство, отпугивающее змей);

• лук – панцирь (порождает храбрость, существовал обычай носить под панцирем на груди лук для храбрости);

• бораго – огуречная трава (с запахом огурца);

• капустные родственники – кольраби (каулорепа, т. е. стеблевая репа). Легенда о капусте.

Беседы:

«Девясил – могучий доктор» (девять сил);

«Познакомьтесь – сон-трава» (прострел). Адонис (горицвет);

«Как в старину лечили мать-и-мачехой и душицей (материнкой)»;

«Пижма – дикая рябинка» (оберегиня);

«Легенда о бессмертнике» («Кошачьи лапки») – В. Берестов «Три ключика».

Социально-коммуникативное развитие.

• развивать умение доброжелательного взаимодействия со сверстниками во время реализации проекта (чтение и обсуждение легенд и сказок);

• уметь слушать собеседника, осознавать переживания литературных персонажей;

• помочь детям и родителям лучше понимать друг друга в совместной деятельности.

Беседы-обсуждения:

• «Растения, какие они?»;

• «Что сказали бы растения, если бы умели говорить?» (записать ответы детей);

• «Почему сорванные цветы сравнивают с пленниками, которых ждёт гибель?»;

• «Чему радуются и о чём грустят растения?», «Что надо сделать, чтобы они порадовались?»;

• «Войти в природу другом»;

• «Чтение и обсуждение стихотворения «Гуляла девочка в лесу»»;

• «Чтение и обсуждение познавательной сказки Т. Шорыгиной «Маленькие путешественницы»»;

• «Чтение и обсуждение познавательной сказки «Луговой страж»» - «Конский щавель».

Художественно-эстетическое развитие.

Способствовать реализации полученных знаний в продуктивной деятельности (рисовании, лепки, аппликации).

• «Зарисовка своих любимых «знакомых незнакомцев»»;

• «Нарисуй растения-часы, синоптики»;

• «Коллективная аппликация «Волшебная поляна»»;

• «Работа из пластилина «Лекарственные растения»».

Речевое развитие.

• продолжать работу по обогащению и активизации словаря детей («семижильный», «придорожная трава», «панцирь», «чернобровики», «девясил», «предсказатель», «растения-синоптики», «лекарь», «недуг», «невзгоды», ранник», «порезник», «страж», «оберегиня»);

• формировать умение отвечать на вопросы предложениями;

• учить мыслить, фантазировать.

• заучивание стихотворений Т. Шорыгиной «Зелёное платье планеты», Г. Собачкина «Если я сорву цветок», Д. Родович «Дерево, цветок и птица не всегда умеют защититься».

Игровая деятельность.

Дидактические игры: «Собери букет», «Узнай и назови», «Выбери правильно», «Узнай по фотографии», «Как зовут тебя цветочек?» (пазл).

Упражнения: «Разрезные картинки», «Кто быстрее посадит цветы луговые и садовые».

Игра с мячом «Лови мяч и отгадай загадку о цветке».

Подвижные игры: «Букет», «Веночек».

Игры и упражнения на перевоплощение детей в образах цветов: «Цветы и ветерок», «Ветерок и одуванчики», «Пчёлы и одуванчики».

Поисково-экспериментальная деятельность.

• «Может ли растение дышать?»: выявить как происходит процесс дыхания у растений;

• «Есть ли у растений дыхания?»: определить, что все части растения участвуют в дыхании;

• «Нужен ли корешкам воздух?»: потребность в рыхлении (растение дышит всеми частями);

• «Что выделяет растение?»: установить, что растения выделяют кислорорд;

• «На свету и в темноте»: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития;

• «Лабиринт»: установить как растение ищет свет;

•»Как увидеть движение воды по стеблю растения»: доказать, что корешок всасывает воду (опыты с геранью, бальзамином и пищевым красителем);

• «Как раскрываются семена»: недотрога (бальзамин, пастушья сумка;

• «Семена подорожника прилипают к грязи на сапогах»: распространение семян.

3 этап – заключительный.

Презентация книжек-малышек «Народные названия растений»: конкурс рассказов, сказок, легенд о растениях. Красной Шапочке вручили приглашение на презентацию. Она благодарит детей за оказанную помощь в создании книжек-малышек.

Создание гербария «Растения с народными названиями».

Используемая литература:

1) Алябьева Е. А. «Тематические дни и недели в детском саду». Творческий центр «Сфера». Москва 2015г. ;

2) Берестов В. «Три ключика»;

3) Вострухина Т. В., Кондрыкинская Л. А. «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет», изд. ТЦ «Сфера» 2011г. ;

4) Гулидова Г. В. «Проектная деятельность в детском саду». Издательство «Учитель». Волгоград 2012г. ;

5) Костюченко М. П., Камалова Н. Р. «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории». Издательство учитель. Волгоград 2012г. ;

6) Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии и занятия». Творческий центр «Сфера», Москва 2005 г. ;

7) Масленникова О. М. Филиппенко А. А. «Экологические проекты в детском саду». Издательство «Учитель». Волггоград 2012г. ;

8) Небесный С. «Юным овощеводам», Москва «Детская литература» 1985г. ;

9) Шишкина В. А., Дедулевич М. Н. «Прогулки в природу», изд. «Просвещение», Москва 2003г.

10) Шорыгина Т. А. «Познавательные сказки. Беседы о Земле и её жителях». Издательство ТЦ «Сфера», Москва 2014г. ;

11) Материалы журналов «Дошкольное воспитание» №5, №6 1998г., №7 2000г.

Публикации по теме:

Информационный проект «Родной мой край!» Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотизм в современных.

Исследовательско — познавательный проект «Лучок –зеленый дружок» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка». Исследовательско – познавательный.

Исследовательско-творческий проект «Чудо-пуговица». Игры с пуговицами. 1 часть Игры: Волшебная коробочка, Твистер для пальчиков, Сосчитай на ощупь. «Волшебная коробочка» Цель: игра развивает мелкую моторику, мышление,.

Исследовательско — творческий проект «Волшебные крышки-малышки»Исследовательско — творческий проект «Волшебные крышки-малышки» ПРОЕКТ «Волшебные крышки- малышки» Тип проекта: Исследовательско – творческий, среднесрочный Срок реализации: 1 мес. (март) Участники проекта:.

Исследовательско-творческий проект «Защитим лесную красавицу!» Номинация: Экология Возрастная категория: старший дошкольный возраст Аннотация проекта: Участниками проекта являются.

Исследовательско-творческий экологический проект «Лесные домишки» Экологический проект «Лесные домишки».«Летняя природа даёт большую пищу для ума ребёнка» Тип проекта: исследовательско-творческий. По организации:.

Познавательно-речевой проект «Известные животные — знакомые незнакомцы» (фотоотчет)Познавательно-речевой проект «Известные животные — знакомые незнакомцы» (фотоотчет) На прошлой неделе у нас в детском саду завершился познавательно-речевой проект «Известные животные – знакомые незнакомцы». Этот проект был.

Проект по систематизации знаний о названиях комнатных растений «От сложного к простому» Введение Жизнь человека связана с природой, а значит, и с жизнью растений. Издавна люди украшали цветами и растениями себя и свои жилища.

Проект в старшей группе о насекомых «Маленькие знакомые» Презентация была задумана, как результат проекта о насекомых с последующим названием "Маленькие знакомые". С наступлением весны у детей.

Творческо-информационный проект: «Народы Севера». Тема проекта: «Жизнь и быт народов Севера». Вид проекта: среднесрочный, творческо – информационный. Участники проекта: дети старшей группы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательско-информационный проект о народных названиях растений «Удивительное рядом: знакомые незнакомцы»
Опубликовано: 5 июля 2017 в 14:30
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД