Екатерина Ангели
Использование аппликатора Ляпко на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Публикация «Использование аппликатора Ляпко на логопедических занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные. К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни, массаж с помощью мячика Су-джок, иппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко, применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое).
Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:
— формирование познавательной активности и творческого воображения детей;
— развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.
— развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
— развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.
Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.
Аппликатор Ляпко Коврик – гибкая пластина из высококачественной резины, в которую впаяны металлические иглы с шагом 6,2мм. Пластина крепится на основание. Иглы изготовлены из металлов, которые необходимы человеческому организму, – используется серебро, цинк, никель, медь, железо. Металлы разновалентные, за счет этого на остриях иголочек образуются разница потенциалов. При соприкосновении с увлажненной кожей между иглами возникают микротоки. Таким образом, при контакте с аппликатором-ковриком человеческая кожа подвергается микроэлектрофорезу, – ионы металлов проникают внутрь организма. Но при этом, благодаря четко выверенному расстоянию между иглами, кожа всего лишь натягивается, не повреждаясь.
Аппликатор Ляпко Коврик был разработан и введен в производство рефлексотерапевтом - врачом Ляпко Н. Г. В настоящее время различные виды аппликаторов Ляпко широко распространены по всему миру, они используются как в целях лечения, так и в целях профилактики.
Аппликатор Ляпко "Малыш" хорошо зарекомендовал себя в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Аппликатор Ляпко оказывает широкое воздействие:
• Рефлекторно-механическое воздействие аппликатора заключается в поверхностном множественном иглоукалывании определенных зон, биологически активных точек, микромассаже кожи, подкожных тканей с наибольшей активизацией центральных отделов. Определенные участки кожи, через рецепторы и нервные волокна связаны с соответствующими внутренними органами. Улучшающие процессы кровоснабжения, усиливающие обменные и восстановительные процессы. Осуществляется естественное оздоровление организма.
• Гальвано-электрическое действие возникает на кончиках игл, покрытых различными металлами и между иглами из разных металлов, все это способствует улучшению обмена веществ, усиливает восстановительные процессы, оказывает рассасывающее действие, помогает выработке биологически активных веществ, улучшает проведение нервных импульсов, снижает болевую чувствительность, исключая причину боли.
• Иммунологические реакции: стимуляция гуморального и тканевого звена иммунитета повышает уровень иммунной защиты и адаптации к болезнетворным воздействиям.
Дети совершают легкое постукивание по апликатору, с медленым проговариванием звуков, слогов, слов, предложений.
Использование аппликатора показало что, эффективно развивавается познавательная активность, внимание, память, образное мышление, что крайне важно в работе с обучающимися с речевой патологией, с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, с задержкой психического развития.
Таким образом, речь детей активизируется, обогащается словарный запас, посредством проговаривания последовательности своей работы.
Гораздо эффективнее и интересней для детей систематическое выполнение предлагаемого ниже комплекса упражнений, особенно со стихотворным сопровождением. У мальчиков упражнения проводятся сначала на правой руке, затем на левой руке; у девочек - в обратном порядке.
Гигиенический уход за аппликатором предусматривает обработку моющим раствором (шампунь, жидкое мыло, средство для мытья посуды, промывание проточной водой и просушивание с разогревом потоком горячего воздуха.
У обучающихся повысилась работоспособность, снизилась утомляемость, активизировались мыслительные, психические процессы. Дети стали более открытыми, раскрепощенными, активными, уверенными в своих силах и возможностях. Они становятся более коммуникабельными, учатся общаться, дружить и работать в коллективе.
Комплекс упражнений
1. "Горка"
Прикладываем аппликатор горизонтально к основанию внутренней стороны ладони и "поднимаемся" вверх до кончиков пальцев по левой, а затем по правой стороне ладони.
Снег валится, снег валится,
Весело, задорно.
Поскорей берите санки
И бегом на горку.
Ой, как весело кататься
Ребятне проворной.
Пусть погуще снег валится -
Круче будут горки.
2. "Скалы"
На внутренней стороне ладони, начиная от большого пальца, прикладываем аппликатор вертикально и слегка надавливая, считаем до десяти. Такой приём используем поочерёдно с каждым пальчиком, заканчивая мизинцем ( приговаривая при этом: "отдыхай большак", "отдыхай указка", "отдыхай середняк", "отдыхай безымянный", "отдыхай мизинчик").
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики – друзья,
Друг без друга им нельзя.
3. "Крокодильчик"
Согнув аппликатор "Малыш" пополам, начинаем массаж каждого пальчика игольчатой поверхностью. Массаж начинаем с большого пальца от первого сустава к кончику пальца, надавливая в каждой точке по счёту "три" 3 раза. Сначала массируем верхнюю и нижнюю поверхность пальцев, а затем боковую. Массаж делаем от большого пальца к мизинцу.
Крокодильчик не ленится,
Не спеша идет к водице.
По песку ступают ножки,
Нелегка ходьба для крошки.
Наблюдает гордо мама,
А малыш такой упрямый.
Хоть пока и ходит плохо,
Не желает сдаться кроха.
4. "Печатная машинка"
Аппликатор кладем на стол. Печатаем одним пальцем (произнося при этом "печатаем указательным пальцем" и т. д., двумя, несколькими пальцами, проговаривая вслух слоги и слова по слогам. Слова нужно давать двух и трёх сложные, выставляя на доске, абаке, столе (перед каждым ребёнком или один набор на стол).
Вспомним мы слова на Л:
Вокзал, бокал, футбол, пенал,
Белка, полка, палка,
Булка и скакалка. (и т. д.)
Повторяем мы звук Р:
Забор, помидор, светофор,
Повар, абажур, топор,
Руки, рыба, робот, рана,
Мама драит шваброй раму.
А давайте пошипим:
Шапка, шина, шум, кувшин,
Мушка, кошка, мышка,
Шуба, вишня, вышка.
Самый-самый сильный свист
Издаем в словах на С:
Сани, садик и песок,
Сапоги, кусок, носок.
5. "Помощь идёт" (Работа в паре)
Аппликатор "Малыш" кладем на стол. Печатаем щепотью, т. е. теми пальцами, которые задействованы при письме (большой, указательный, средний).
Первый ребёнок печатает первый слог, произнося его вслух, а второй "домысливает" и печатает второй слог (слова даём двусложные).
Догодайся, не робей,
Слово подскажи скорей!
6. "Уши, шея, голова"
Попеременно прикладываем аппликатор сначала к левому уху, слегка надавливая на него (счёт до десяти, затем к правому уху, затем к шее (первый позвонок, затем массажируем виски.
Наше богатство:
Вот наш нос,
Вот уха два,
Вот большая голова,
Вот волосиков чуть-чуть,
И на них я буду дуть!
7. "Носики-курносики"
Аппликатор сгибаем пополам, т. е. "крокодильчиком" и слегка надавливаем на гайморовы пазухи игольчатой поверхностью (счёт до десяти).
Инна (имя ребенка) потеряла нос.
Между щёк он раньше рос.
А теперь совсем пропал,
В ухо, может быть, попал?
Может, скрылся в волосах?
Или поискать в глазах?
Он спускался по дорожке
И застрял на подбородке?
Переехал на живот
Или провалился в рот?
Расхотел сопеть на месте
И сбежал с ногами вместе?
А, наверно, он залез
За ресницы, будто в лес!
Нет, смотрите на лицо –
Нос нашли в конце концов.
Просто спрятался в руке
Он у Инны в кулачке!
8. "Ладушки"
Кладём аппликатор на правую ладонь игольчатой поверхностью вверх, а левой ладонью хлопаем по нему, приговаривая "ладушки" или любую детскую потешку. Затем меняем ладони. Потешку тоже можно поменять на другую.
Ладушки-ладошки
Хлопали в ладошки
Хлопали в ладошки (хлопаем по аппликатору)
Отдохнем немножко (руки на колени).
9. ''Медведь''
Кисть одной руки лежит на коврике ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь. На каждую строчку нажимаем на один палец.
Шел медведь к своей берлоге.
Да споткнулся на пороге.
«Видно, очень мало сил
Я на зиму накопил» —
Так подумал и пошел
Он на поиск диких пчел.
Все медведи – сладкоежки,
Любят есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги
До весны сопят в берлоге.
10. "Шевелящиеся пальчики"
Читая стишок, шевелите пальцами по аппликатору; остановитесь при чтении последней строки.
Я сидел, что было сил
Пальчиками шевелил.
А когда совсем устал,
"Хватит!" - строго им сказал.
Не хотят они уняться,
Все быстрее шевелятся.
Мы тогда поступим так -
Мы прогоним шевеляк!