Екатерина Сороквашина
Дидактические пособия из фетра для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование дидактических пособий для решения образовательных задач при развитии детей раннего возраста
У детей 3 года жизни происходит бурое развитие словаря, с ребенком становится возможным говорить на разные темы, отдельные их высказывания поражают оригинальностью, в то время, как другие кажутся несогласованным набором слов при отсутствии мысли. Ребенок понимает больше и лучше, чем может сказать сам. В частности, ему нужно давать сначала пошаговые инструкции, потом боле сложные, комбинированные (Посмотри на стол. Видишь там лист бумаги? Возьми его и положи на стул. Где у нас карандаши? Возьми красный. Подойди к стулу. Нарисуй на листе клубнику) Ближе к 3 годам можно сказать «Нарисуй красным карандашом на бумаге клубничку; можешь взять карандаш из коробки, а бумагу на столе». Важно, чтобы новые слова и понятия приходили в собственной деятельности, с наглядной демонстрацией, чтобы они не были абстрактными.
Публикация «Дидактические пособия из фетра для детей раннего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Поделки из фетра. Игрушки и пособия своими руками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2021
Хотя речь ребенка постоянно развивается, ему еще трудно выразить свои мысли словами, он произносит не все звуки, часто переставляет части слов, неправильно ставит ударение, неверно чередует звуки. Помощь в развитии обеспечивается разнообразной, богатой, сложноинтонированной речью, одновременно приспособленной к уровню понимания малыша. Если ребенок говорит что-то с ошибкой, нужно подтвердить правильность его мысли в целом и предложить правильный вариант ответа.
При развитии детей раннего возраста мы используем, помимо всех прочих, авторские дидактические пособия. Такие как «Теремок» и «Умные планшеты».
Целью пособия «Теремок» является речевое и познавательное развитие дошкольников с использованием элементов театрализации.
Пособие представляет собой ширму-домик с тканевым покрытием из фетра. На него крепятся съемные детали из фетра.
Данное пособие можно использовать во время индивидуальной работы с ребенком, в совместной деятельности с подгруппой детей, как элемент интегрированного занятия.
Пособие применяется с учётом содержания, целей и задач конкретного занятия, а также этапа работы, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, деятельность нашего сада была выстроена по принципу изолированной ячейки (занятия проводим в группах, было решено адаптировать пособие под сложившиеся условия. Таким образом появилось новое пособие «Умный планшет». Цели и задачи у планшета те же, что и у пособия «Теремок», главное его отличие – мобильность.
Предлагаю более подробно рассмотреть возможности данных пособий при формировании коммуникативных, познавательных компетенций у дошкольников 2-3 лет.
Важное направление - формирование фонематических процессов и звуковой культуры речи. Оно осуществляется на каждом занятии в сочетании с решением других задач. Сначала у детей отрабатывают правильное произношение гласных звуков. Необходимо учить детей вслушиваться в речь взрослого, различать на слух отдельные звуки и звукосочетания. Так же важный этап в формировании звукопроизношения – выработка умения правильно произносить звуки в отдельных словах и фразах. (имитация различных шумов, голосов животных). Например, игры «Угадай, что звучит», «Скажи, кто как кричит?» (кто кричит ку-ка-ре-ку? Кря-кря).
Можно предлагать упражнения со сменой высоты голоса (Как лает собака? А щенок, со сменой громкости (собака лает громко, а щенок тихо). Корова мычит: «мууу», курица зовет цыплят: «ко-ко-ко».
Параллельно с интонацией дети воспроизводят ритм звукоподражаний, расширяется словарный запас, идет освоение и основ грамматики.
Развитие словаря- основное внимание обращаем на накопление и обогащение словаря на основе расширения знаний и представлений об окружающем мире. Взрослый показывает детям, что каждый предмет, его качества и действия имеют название. Для этого нужно научить их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: «Что это?», «Кто это?», выделять характерные признаки и качества «Какой?», а так же действия, связанные с движением игрушек, животных, их состояния, возможные действия человека. Схема такая: Кто это? Что это? Скажи, какой? Кто что умеет делать? (например, корова)
На основе наглядности дети учатся называть слова с противоположным значением: хвост у зайчика короткий, а уши длинные. На первых занятиях дети не всегда смогут самостоятельно назвать, педагог должен помочь им.
Важно формировать обобщающие понятия – посуда, птицы, овощи, фрукты.
Формирование грамматического строя речи - большое внимание уделяем работе над развитием понимания и использования грамматических средств, активный поиск ребенком правильной формы слова.
1. Работа над морфологией (изм. слов по падежам, согл. сущ. и прилаг. в роде и числе). Маленькая лошадка, длинный хвост, длинные уши и т. п.)
2. Активизация пространственных предлогов (в, на, за, под, около).
Положи лимон на стол и т. п.
Дидактическая игра «В комнате у Маши»
1. В этой комнате живёт кукла Маша. Какие предметы находятся в комнате? (Шкаф, стол, стул) Как можно назвать это одним словом? (Мебель)
Где сидит Маша? (На стуле)
2. У Маши живет зайчонок, лисенок, гусенок. Они любят играть. Вышла Маша из комнаты, а они начали прятаться: лисенок – под стол, зайчонок – в шкаф, гусенок – под стул. Пришла Маша в комнату, стала искать малышей. Поможем ей. Где зайчонок, лисенок, гусенок? Опять Маша вышла из комнаты. Давайте поиграем в прятки! (Дети прячут малышей и проговаривают, куда)
– А теперь снова поможем Маше найти малышей.
3. Работа над словообразованием – названия детенышей животных, наименования предметов посуды с помощью суффиксов (хлеб-хлебница, утенок кря-кря – крякает!
4. Синтаксис - учим детей строить предложения разных типов. Начинаем с простых - Маша ищет утенка.
Работу над грамматическими формами слова и предложения рассматриваем в тесном единстве со словарной работой и развитием связной речи.
Развитие связной речи – используем: пересказ детьми хорошо знакомых сказок, рассматривание и словесное описание картинок и игрушек.
Детей обучаем умению воспроизводить текст знакомой сказки сначала по вопросам взрослого, затем совместно с ним, а затем самостоятельно.
Например, проводим такую игру «Угадай, кто это?»
Кто к нам прибежал и мяукает? Это котенок
Кто его мама? Кошка. Как она мяукает? (низким голосом) Кошка большая, а котенок (маленький) Кошка мяукает громко, а котенок (тихо) У кошки-мамы хвост длинный, а у котенка – короткий. Как ласково назовем маму? А котенка? (котик, котеночек, котенька). Как он маму зовет? Какой котенок? (серенький)
Затем предлагаем вместе рассказать про котенка. Это котенок, его зовут Пушок… Продолжает ребенок. Сначала может сказать одно слово или предложение. Надо предложить ему рассказать снова.
Активно используем игры-инсценировки (н-р, сюжет народной сказки – курочка Ряба).
Данные авторские пособия способствует формированию интереса к обучению у детей раннего возраста, приносят им успех и радость творческого общения, побуждают к речевому высказыванию, дают возможность прочно закрепить лексический и грамматический материал.