МААМ-картинки

Использование дидактических игр и пособий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Ольга Бережная
Использование дидактических игр и пособий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Использование дидактических игр и пособий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом в целях обучения и воспитания детей. Основная цель дидактической игры – решение конкретных обучающих задач. Результат дидактической игры – показатель уровня достижений детей в усвоении различных знаний, в развитии познавательной деятельности, взаимоотношений.

Публикация «Использование дидактических игр и пособий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Дидактические игры являются одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности детей. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. В современной дошкольной педагогике дидактическая игра рассматривается как многоплановое педагогическое явление, которое выступает игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и средством гармоничного (всестороннего) развития личности ребенка – дошкольника.

Для эффективного взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда в коррекционной работе мы используем как готовые игры, так и изготовленные своими руками.

Характеристики, учитывающиеся при изготовлении пособий :

Размер (чтобы было видно всей группе детей на фронтальных занятиях);

Соответствие действительности (по внешнему описанию); Эстетичность;

Безопасность использования;

Гигиеничность (возможность обработки от пыли и в период карантина);

Функциональность (применять не только на одном занятии, но и возможность комбинировать с другими пособиями); Соответствие ФГОС ДО.

В процессе такой работы была разработана картотека дидактических игр с обязательным указанием цели игры и основных задач (обучающей, коррекционной, развивающей, воспитательной).

«Рыбаки и рыбки»

Цели и задачи Оборудование Ход игры

Цель игры: развитие связной речи.

Обучающая задача: уточнить знания детей по теме «рыбы».

Коррекционная задача : формировать фонетико-фонематическое восприятие,автоматизировать и дифференцировать звуки [Р],[ Рь].

Развивающая задача: развивать мелкую моторику и пространственную ориентировку.

Воспитательная задача: поддерживать активность в выполнении задания; учить взаимодействовать с партнером в игре, соблюдать правила игры 1. Рыбки из картона (на обратной стороне картинки со звуками [ Р],[Рь]).

2. Игрушечные удочки с магнитом(4 шт.).

3. Игрушечные ведерки.

4. Фишки для поощрения.

5. Игровой кубик. Первый вариант: Ребенку предлагают рассмотреть рыбок, обращают внимание, что на обратной стороне расположена картинка с предметом на зв. [ Р] [ Рь]. Далее ребенок на удочку «ловит» рыб, проговаривая фразу: рыбка принесла мне (название предмета).За правильный ответ ребенок поощряется фишкой.

Второй вариант: Игроки по очереди «ловят» рыб, проговаривая фразу: Я поймал рыбку с (название предмета, или: Мне попалась рыбка с (название предмета).

Третий вариант: Каждый игрок по очереди бросает кубик для «ловли» заданного количества рыб, проговаривая фразу: рыбка принесла мне (название предмета).

Четвертый вариант: Игроки распределяют на какой звук [ Р] или [Рь], можно «ловить» предметы. Оставляют только соответствующих заданному звуку картинки. Выигрывает тот, у кого больше правильно подобранных слов. Количество игроков 2-4 ребенка. За правильный ответ ребенок поощряется фишкой. Выигрывает тот, у кого в конце игры больше фишек.

На обратной стороне рыбок приклеены картинки со звуками [Р], [ Рь].

«Узнай рыбку»

Цель игры: развитие связной речи.

Обучающая задача: учить выделять существенные признаки предмета.

Коррекционная задача : учить составлять предложения с опорой на сенсорные эталоны, автоматизировать звуки [ Р], [ Л].

Развивающая задача: совершенствовать навыки сравнения предметов по сенсорным признакам.

Воспитательная задача: учить взаимодействовать в группе игроков, соблюдать правила игры.

Ход игры:

Первый вариант: Перед детьми выкладываются рыбки. Педагог: «Я загадала рыбку, у неё красные плавники и сиреневый хвост». Дети сравнивают описание рыб, выбирают подходящий вариант. Ребенок отвечает: «Я нашел рыбку, у неё красные плавники и сиреневый хвост». За правильный ответ ребенок получает фишку.

Второй вариант: Роль ведущего берет на себя ребенок.

Третий вариант: Роль ведущего по очереди переходит от одного ребенка к другому.

Выигрывает тот, у кого больше фишек. Играть могут от 2 до 5 человек.

«Четыре ведерка»

Цель игры: развитие фонетико-фонематического восприятия.

Обучающая задача: закреплять умение делить слова на слоги.

Коррекционная задача : развивать фонематический слух, автоматизировать звуки [ Р], [ Рь].

Развивающая задача: развивать мелкую моторику и пространственную ориентировку.

Воспитательная задача: учить взаимодействовать в группе игроков, соблюдать правила игры.

Ход игры:

Первый вариант: На столе стоят четыре ведерка, на каждом обозначение количества слогов (один, два, три, и четыре слога). Перед детьми выкладываются рыбки. Игроки «ловят» рыб, проговаривают название картинки с обратной стороны и определяют количества слогов. Далее выбирают подходящее ведерко.

Второй вариант: Игроки распределяют между собой ведерки с обозначением количества слогов. Каждый «ловит» только тех рыб, на обратной стороне которых приклеены картинки с тем же количеством слогов в словах.

Выигрывает тот, у кого больше рыбок. Играть могут от 2 до 4 человек.

«Три ведерка»

Цель игры: развитие фонетико-фонематического восприятия.

Обучающая задача: учить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец).

Коррекционная задача : развивать фонематический слух, автоматизировать звуки [ Р], [ Рь].

Развивающая задача: развивать мелкую моторику и пространственную ориентировку.

Воспитательная задача: учить взаимодействовать в группе игроков, соблюдать правила игры.

Ход игры:

Первый вариант: На столе стоят три ведерка, на каждом обозначение места заданного звука в слове (начало, середина, конец). Перед детьми выкладываются рыбки. Игроки «ловят» рыб, проговаривают слово с обратной стороны и определяют место звука в слове. Далее выбирают подходящее ведерко.

Второй вариант: Игроки распределяют между собой ведерки с обозначением места заданного звука в слове. Каждый «ловит» только тех рыб, на обратной стороне которых приклеены картинки с определенным местом звука в слове.

Выигрывает тот, кто быстрее «наловил» 5 рыбок. Играть могут от 2 до 3 человек. «Большой улов»

Цель игры: развитие связной речи. Обучающая задача: учить согласовывать существительные и прилагательные,

Коррекционная задача : автоматизировать звуки [ Р], [ Рь].во фразах.

Развивающая задача: развивать мелкую моторику и пространственную ориентировку.

Воспитательная задача: учить взаимодействовать в группе игроков, соблюдать правила игры.

Ход игры:

Первый вариант: Перед детьми выкладываются рыбки. Игроки по очереди «ловят» рыб, проговаривают слово с обратной стороны ( Пример: карандаш). Педагог задает ребенку вопрос: «Какой карандаш?» Ребенок подбирает подходящее по смыслу слово ( Пример: деревянный карандаш). За правильный ответ ребенок забирает рыбку.

Второй вариант: Роль ведущего берет на себя ребенок.

Третий вариант: Роль ведущего по очереди переходит от одного ребенка к другому.

Выигрывает тот, у кого больше рыбок. Играть могут от 2 до 6 человек.

Так же, игры для автоматизации введенных в речь звуков могут эффективно применяться в повседневной жизни детей старшего дошкольного возраста, а активная позиция воспитателя является необходимым условием в преодолении речевых нарушений у детей.

Пособие для изучения предлогов «Маленькие слова» состоит из двух макетов: 1-дом, 2-улица.

Цель игры: научиться понимать пространственное значение предлогов: на, под, за, в, с, из-под, из-за, между и т. п. ; Развивающие задачи:

- правильно согласовывать их с существительными и прилагательными; - формировать представление о предлоге как отдельном слове; - учить составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по схеме предлога и предложенным словом; - развить мелкую моторику рук.

Задание 1 – потренироваться в выполнении действий по указанию логопеда, уточняя «маленькие слова» - предлоги (например, где сидит кошка? Кошка сидит на диване.)

Задание 2 – перед ребёнком выкладываются карточки-схемы предлогов, логопед прячет, например, собаку под стол, а ребёнок ищет нужную схему.

Задание 3 – ребёнку даётся карточка-схема одного предлога и он, манипулируя игрушкой, ставит её в нужное место и составляет соответствующее предложение.

Задание 4 – перед ребёнком выкладывается порядок движения игрушки (схемы предлогов и картинки). Он двигает игрушку по песку (манная крупа, оставляя след. Затем вместе проверяем правильность маршрута.

Таким образом, использование в коррекционной работе разнообразных игр и пособий поддерживает интерес детей, познавательную активность, предотвращает их утомление и повышает эффективность коррекционной работы в целом.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зренияИспользование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения Для успешного воспитания и обучения детей с нарушениями зрения создается коррекционно-развивающая среда, которая является важным реабилитационным.

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Использование CD дисков в творчестве и при изготовлении дидактических пособийИспользование CD дисков в творчестве и при изготовлении дидактических пособий Как часто мы привыкли выбрасывать всё то, что кажется нам ненужным и бесполезным. Речь пойдёт о старых CD дисках. Часто использую ненужные.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование дидактических игр в работе с детьми младшей группы (из опыта работы) Использование дидактических игр в работе с детьми младшей группы (из опыта работы) «…Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечёт.

Использование дидактических игр в работе с детьми ТНР «Поле чудес»Использование дидактических игр в работе с детьми ТНР «Поле чудес» на примере игры Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Дидактическая.

Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУИспользование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ. Назарова Т. А. В современной.

Использование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольниковИспользование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольников Использование игровых технологий в математическом развитии дошкольников. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине. Определение.

Использование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНР В настоящее время производителями выпускается большое количество всевозможных развивающих игр для дошкольников, но нам и нашим детям пришлось.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование дидактических игр и пособий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 7 октября 2021 в 11:51
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование дидактических игр и пособий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бережная (УИ 312772) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД