МААМ-картинки

Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников в МАДОУ

Наталья Ключева
Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников в МАДОУ

Не уменьшается интерес к использованию дидактических игр в ознакомлении дошкольников с окружающей этнокультурной действительностью в наши дни. Cистема дидактических игр этнокультурного содержания, на наш взгляд, должна быть ориентирована на ознакомление детей с национальной спецификой; на закрепление, уточнение, дифференциацию знаний; наполнение эмоциональной сферы детей положительными моментами при встрече с элементами народной культуры; на творческое развитие. Эти игры должны обеспечивать процессы простейшего и сопоставительного анализа, обобщающего сравнения элементов национальных культур, развития интереса к познанию культуры своего и других народов. Необходимо помнить о том, что дидактические игры этнокультурного содержания не должны являться самоцелью, их содержание, игровые действия, игровая задача в первую очередь нацелены на развитие личности, познавательной, эмоционально - волевой сферы, на развитие этнокультурной компетентности дошкольников.

Публикация «Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников в МАДОУ» размещена в разделах

Большое значение имеет содержание дидактических игр. Познавая окружающий мир во всём его многообразии, ребёнок получает представления о полиэтнической действительности, усваивает ценностное отношение к ней. Содержание игр этнокультурной направленности определяется взаимообусловленными составляющими этноса : языком, национальной одеждой, обрядами, традициями, народным творчеством.

В нашем ДОУ в каждой возрастной группе есть уголок национальной культуры, в котором имеются куклы в национальных костюмах, художественная литература, игрушки народного промысла, т. д., А также имеется картотека с подвижными и дидактическими играми по мотивам народного творчества.

Некоторые из них, я представлю вашему вниманию.

Д/и «Найди лишнее»

Дидактические задачи : учить находить предметы определенного промысла среди предложенных; развивать внимание, наблюдательность, речь – доказательство. Материал: 3-4 изделия (или карточки с их изображением) одного промысла и одно – любого другого. Игровые правила: выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т. е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор. Ход игры: выставляются 4-5 предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно. Варианты: в игре может быть постоянный ведущий. Тот игрок, кто правильно ответит, получает фишку (жетон). Победителем станет тот, кто соберет больше жетонов.

Д/и «Художественный салон»

Дидактические задачи : учить устно, описывать выбранный предмет, развивать сосредоточенность, речь - описание. Материал: различные предметы народных промыслов или их изображения, фотографии. Игровые правила: точно описать предмет, который игрок хочет «купить». Ход игры: предметы «Художественного салона» выставлены на стеллажах. Выбирается «продавец». Остальные играющие – «покупатели». Они выбирают предмет покупки и точно описывают его «продавцу». «Продавец» может задавать вопросы, например: «Как украшен край изделия?» Когда «продавец» определит, что это за предмет, продает его. Игра продолжается. «Продавец» и «покупатель» меняются ролями.

Д/и «Узнай элементы узора»

Дидактические задачи : уточнить и закрепить представление об основных элементах какой - либо орнамента, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к декоративному творчеству. Материал: большие карты, украшенные каким-либо орнаментом, элементы орнамента среди которых варианты узора, отличающиеся деталями. Игровые правила: определить, какие из предложенных элементов орнамента подходят к элементам узора основной карты.

Ход игры: получив большую карту и несколько элементов орнамента внимательно рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в узоре, и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения задания.

Д/и «Собери пару»

Дидактические задачи : закреплять знания детей об элементах мордовского орнамента, воспитывать внимательность, учить моделировать, развивать логическое мышление.

Материал: прямоугольные карточки, разделенные на две клеточки: одна с элементами узора, другая - пустая. Элементы орнамента, образующие пары к рисункам на полосках.

Игровые правила: игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Выигрывает тот, кто первым подберет пары всех элементов на своих карточках. Ход игры: принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает каждому одинаковое количество карт, элементы орнамента перемешиваются в центре стола. По команде ведущего играющие подбирают пару элементам на своих карточках.

Д/и «Составь узор»

Дидактические задачи : учить составлять декоративные композиции – располагать элементы, подбирая их по цвету, - на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла, развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество. Материал: плоскостные изображения различных предметов; элементы росписи, вырезанные по контуру; образцы украшенных узором силуэтов. Игровые правила: составить на выбранном силуэте из отдельных элементов узор в соответствии с правилами и традициями данной росписи. Ход игры: в игре может принять участие один ребенок или группа. Силуэты предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию. Выбрав нужное количество элементов, составляют узор. Работу игрок может выполнять, копируя узор образцов или придумывая свою композицию.

Д/и «Составь мордовский орнамент»

Дидактические задачи : закрепить умение детей составлять орнамент способом аппликации. Закреплять названия элементов узора: «галочка», «ромб», «крест». Поддерживать интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Материал: набор элементов орнамента.

Игровые правила: детям предлагается набор элементов орнамента, из которых они должны выложить узор методом аппликации.

Д/и «Разрезные картинки»

Дидактические задачи : закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах, упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к предметам декоративного искусства. Материал: два одинаковых плоскостных изображения различных предметов, одно из которых разрезано на части. Игровые правила: быстро составить из отдельных частей изделие в соответствии с образцом. Ход игры: в игре может принять участие один ребенок или группа. Воспитатель показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу взрослого играющие собирают из частей изображение какого-либо изделия. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

Д/и «Угадай и расскажи»

Дидактические задачи : закрепить знания детей о народной игрушке как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства. Закреплять умение узнавать игрушку по изображению, объяснять свой выбор, выделять элементы росписи, ее колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус. Материал: карточки с изображением изделий народных промыслов. Игровые правила: дети поочередно друг у друга вытаскивают карточку и отгадывают, игрушка какого промысла изображена. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа.

Д/и «Собери восьмиконечную звезду»

Дидактические задачи : закреплять умение детей составлять восьмиконечную звезду способом аппликации по мотивам мордовского орнамента. Поддерживать интерес к народной культуре. Материал: элементы восьмиконечной звезды из бумаги (картона). Игровые правила: дети должны собрать восьмиконечную звезду, используя данные элементы методом аппликации. Выигрывает тот, кто первым сложил восьмиконечную звезду.

Д/и «Одень куклу»

Дидактические задачи :

- Продолжать воспитывать детей в этно - культурной среде;

- Закреплять знания детей о мордовском национальном костюме;

- Учить отличать мокшанскую национальную одежду;

- Учить различать элементы мордовского костюма;

- Развивать у детей эстетический вкус, воображение;

- Развивать у детей интерес к мордовской национальной культуре;

- Воспитывать у детей интерес к истории мордовского костюма;

- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

- Воспитывать интерес к игре.

Материал: бумажные куклы, комплекты мордовской национальной одежды.

Игровые правила:

В игре могут участвовать один ребенок или группа детей. Детям предлагается набор бумажных кукол и комплекты национальной одежды. После рассмотрения дети наряжают своих кукол в национальные костюмы республики Мордовия. Куклу можно обуть в лапти или сапоги.

Игры можно адаптировать для детей любого дошкольного возраста и с учетом региона.

Публикации по теме:

Использование народных подвижных игр в духовно-нравственном воспитании дошкольников 2. народная игра интегральна, и многофункциональна по своему характеру; способствует самореализации, самовыражению личности; интересна детям;.

Использование экологических игр в воспитании дошкольников ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ «Улетают - не улетают» Цель. Различие перелетных и зимующих птиц. Ход игры: дети стоят в кругу, бросая мяч называя перелетных.

Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников Игра - это огромное светлое окно, через которое, в духовный мир ребёнка вливается, живительны поток представлений, понятий об окружающем.

Использование дидактических игр для познавательно-речевого развития дошкольников с ЗПР Пояснительная записка В современном обществе всё больше внимания уделяется обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Особая.

Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников Не проходит и дня, чтобы газеты, радио или телевидение не принесли сообщения об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, преступлении.

Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений старших дошкольников Согласно ФГОС одной из составляющих образовательной области «Познание» является формирование элементарных математических представлений дошкольников,.

Использование дидактических игр в ознакомлении старших дошкольников с родным городом Всем известно, что любовь к Родине начинается с любви к своему родному городу – месту, где родился человек. Академик Д. С. Лихачёв отмечал:.

Презентация «Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников» Актуальность данной темы заключается в том, что экологическому воспитанию уделяется особое внимание, так как в дошкольном возрасте закладываются.

Мастер–класс «Использование дидактических игр и игровых упражнений в коррекции речевого развития дошкольников» Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической,.

Роль дидактических игр экологического содержания в умственном воспитании дошкольников Кузьменко Любовь Алексеевна, Теплова Ирина Владимировна, воспитатели Мир учит ребенка во всем своем многообразии и неожиданности, будит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников в МАДОУ
Опубликовано: 23 ноября 2018 в 11:58
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД