Папки-передвижки

Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников

Елена Васильевна Кононенко
Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников

Не проходит и дня, чтобы газеты, радио или телевидение не принесли сообщения об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, преступлении. Каждый из нас может оказаться в такой непредвиденной ситуации. Кто же может помочь человеку, оказавшемуся в опасности? Прежде всего, он сам! Понять это – значит сделать первым, самым важный шаг в изучении основ безопасности жизнедеятельности. Задача взрослых научить предвидеть опасные ситуации, чтобы избежать их, а в крайних случаях – быть к ним максимально готовым.

Публикация «Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников» размещена в разделах

Во-первых, детям нужно дать необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения; во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте; и главное развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность. При этом важно научить ребёнка объяснить собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вёл себя, почему это случилось и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребё нком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведём диалог, вместе познаём, делаем открытия, удивляемся. И совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести человек на улице, дома, во дворе, с другими людьми. Тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья ситуаций.

Работа над формированием основ безопасности жизнедеятельности дошкольников предусматривает разные виды детской деятельности: беседы, занятия, экскурсии, наблюдение, рассматривание иллюстраций, плакатов, чтение и драматизация детской художественной литературы сюжетно-ролевые игры, конструктивная деятельность,

Особое место в своей работе я уделила дидактическим играм, главная особенность которых состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Очень важно подобрать игру сообразно детским возможностям, т. е такие, чтобы дети действительно увлеклись. Чтобы во время занятий выявилась их творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений.

Например: при изучении темы «Друзья дорожные – знаки всевозможные» я использую дидактическую игру «Дорожные знаки», познавательное и воспитательное содержание игры – это познакомить детей с дорожными знаками, средствами регулирования дорожного движения и опознавательными знаками транспортных средств; закрепить знания по правилам дорожного движения. Игровое задание – найти и соединить подходящие половинки элементов игры; выигрывает тот, кто первым найдёт и составит подходящие половинки для всех своих карточек.

В правилах игры заложен более глубокий смысл – познание мира и воспитание определё нных нравственных качеств: ответственность, уважение, порядочность и т. д. Результат игры для воспитателя является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Детям же правила важны как способ решения игровой задачи.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

В играх с предметами используются игрушки, реальные предметы.

К примеру: «Скорая помощь». Цель этой игры : учить детей безопасному поведению для предотвращения несчастных случаев, в случае необходимости звонить в экстренную медицинскую службу, уметь оказать экстренную медицинскую службу, уметь оказать первую помощь пострадавшему. Оборудование: аптечка, телефон.

«Большая безопасная прогулка». Цель игры : закрепить у детей правила дорожного движения; довести до сознания детей, к чему может привести их нарушение; воспитывать внимание, чуткость, умение оказать помощь друг другу. Оборудование: макет проезжей части, игрушки – машины, знаки, светофоры, фигурки пешеходов и регулировщика, кубик с цифрами.

Настольно-печатные игры – они разнообразны по своим видам: парные картинки, лото, домино и т. д.

Например: игра «Валеология или здоровый малыш. Зубы, зрение, слух». Цель : прививать детям культурно-гигиенические навыки. Объяснить, что нужно делать для того, чтобы сохранить здоровые зубы, не испортить зрение и слух. Формировать осознанное отношение к необходимости охранять и укреплять своё здоровье и здоровье окружающих. Оборудование: игровые поля с позитивными и негативными картинками, разрезанные картинки с изображением вредных и хороших привычек. Ход игры: детям раздаются поля, разделённые на квадраты, в центре поля изображена картинка. Детям предлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо». Выигрывает тот, кто первым закроет своё поле картинками.

Игра «Как избежать неприятностей дома», цель : закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту; предостеречь от несчастных случаев. Оборудование: набор сюжетных картинок с изображением различных опасных ситуаций дома, карточки со стихами к данным картинкам. Ход игры: играть могут двоё и более детей. Ведущий раздаёт карточки с ситуациями игрокам поровну и зачитывает стихи. Игроки должны узнать по содержанию стихотворения свою картинку и объяснить, как выйти из опасной ситуации и не попасть в неё. За правильный ответ игрок получает карточку со стихотворением. Выигрывает тот, у кого больше карточек.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Содержание игры заключается в том, что перед детьми ставиться задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия.

Например: «Загадай, мы отгадаем», цель этой игры : учить описывать орган человека, его функцию, значение и находить по описанию. Научить ребёнка заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих.

Игра «Что делать?», цель : научить детей быстро и правильно принимать решения в различных ситуациях, связанных с насильственными действиями незнакомого человека.

Дидактическую игру следует использовать как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью. Так как, возникая на основе организованного или стихийного обучения, дидактические игры фактически продолжают его в игровой форме. Но самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, когда дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям.

В частности, я заметила, что дети с удовольствием играют в игры из серии «Как избежать неприятностей» и в дидактические игры с использованием загадок : «Загадай – мы отгадаем», «Если возник пожар». Для того, чтобы этот интерес не пропал нужно усложнять условия игры, расширять их вариативность, или на время просто убирать. К примеру. Играя в игру «Как избежать неприятностей во дворе и на улице», могут быть такие варианты: 1 – ведущий раздаёт карточки с ситуациями игрокам поровну и зачитывает стихи. Игроки должны узнать по содержанию стихотворения свою картинку и объяснить, как выйти из опасной ситуации и не попасть в неё. За правильный ответ игрок получает карточку со стихотворением. Выигрывает тот, кто соберёт больше карточек. 2 – карточки и стихи раздаются участникам поровну, дети по очереди читают свои стихи, тот, у кого есть картинки с нужной ситуацией, забирает стихотворение себе. Выигрывает тот, кто первым закроет свои картинки стихами.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе, чтобы они сами могли организовать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад №28 «Рябинка» Отчёт по самообразованию в старшей группе «Пчёлки».

Использование схем-карточек на занятиях физкультурой с целью формирования целенаправленности и самоорганизации дошкольников Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере у старших дошкольников имеют качественное своеобразие: • низкий уровень.

Использование схем-карточек во время проведения подвижных игр с целью формирования целенаправленности и самоорганизации Самостоятельный вид деятельности является важным источником активности и саморазвития ребёнка. В работах Л. С. Выготского указывается, что.

Опыт работы «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с ПДД» Из опыта работы на тему «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного.

Опыт работы на тему «Формирование навыков безопасного поведения старших дошкольников на дорогах» Опыт работы на тему: «Формирование навыков безопасного поведения старших дошкольников на дороге» Только при систематическом изучении.

План по самообразованию «Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников» План самообразования воспитателя Агафоновой Розы Ильдусовны Тема: «Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников» Квартал/Год.

План-программа обучения родителей методам формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах № п/п Тема Ответственный Сроки 1. Детский дорожно-транспортный травматизм, причины и последствия. Причинно следственный механизм возникновения.

Практические игры-тренинги на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения .

Использование игровых технологий с целью формирования элементарных экологических представлений дошкольников Конспект занятия к РМО по игровой деятельности «В мире животных». Цели: формирование у детей знаний об окружающем мире через игровую деятельность.

Роль развивающей предметно-пространственной среды в группе для формирования безопасного поведения у дошкольников Основные функции РППСдля формирования безопасного поведения у дошкольников: • Воспитательная функция. Наполнение и построение развивающей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников
Опубликовано: 24 июля 2018 в 16:09
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД