Бодрова Елена
Опыт работы на тему «Формирование навыков безопасного поведения старших дошкольников на дорогах»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование навыков
безопасного поведения старших дошкольников на дороге»
Только при систематическом изучении правил, использовании новых форм пропаганды правил дорожного движения, взаимодействии органов образования, здравоохранения и ГИБДД можно решить проблему детского травматизма.
Публикация «Опыт работы на тему „Формирование навыков безопасного поведения старших дошкольников на дорогах“» размещена в разделах
Актуальность своей работы определяем её практической значимостью, ведь охрана жизни и здоровья воспитанников – главная задача педагогов.
Одним из основных факторов риска для жизни и здоровья детей остается дорога, дорожно-транспортные происшествия.
у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым.
многие родители затрудняются в объяснении детям правил дорожного движения, не имеют книг, игр по данной теме.
В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, Н. Л. Князевой, А. В. Гостюшиным, Н. И. Клочановым, М. М Котик, О. А. Скоролуповой, Т. А. ШорыгииоЙ и др.
Данной проблемой занималась Саулина Т. Ф., которая разработала пособие для педагогов и родителей «Три сигнала светофора».
Так же изучала эту проблему Данилова Т. И., которая разработала программу «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. Актуальность и жизненная необходимость обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения несомненна важна. Целью данного пособия является формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах. В пособии представлена система занятий познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки.
Цель и задачи педагогической деятельности
Цель: Создание условийформирование навыков безопасного поведения старших дошкольников на дороге.
Задачи:
• Расширить представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
• Формировать навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
• Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе
• Развить умение детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
• Повысить активность родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Ведущая идея: создание системы работы по воспитанию безопасного поведения старших дошкольников на дороге, включающего в себя все группы методов воспитания повысить безопасность детей на дороге.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
1. Обогащение развивающей предметно-пространственной образовательной среды, способствующей формированию навыков безопасного поведения старших дошкольников на дороге.
2. Разработка и организация системы работы по воспитанию безопасного поведения старших дошкольников на дороге.
3. Привлечение к сотрудничеству специалистов МАДОУ.
4. Привлечение родителей к сотрудничеству по обеспечению безопасности, по соблюдению правил дорожного движения, по созданию в детском саду уютной домашней обстановки и богатой развивающей предметно - пространственной образовательной среды.
Для реализации задач применяли Этапы работы
1- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ – создание системы работы по формированию навыков
безопасного поведения старших дошкольников на дороге; обогащение развивающей предметно-пространственной развивающей среды группы, включающей условия формирования навыков безопасного поведения старших дошкольников на дороге в образовательном процессе ДОО, определение плана работы с детьми на год по формированию навыков безопасного поведения старших дошкольников на дороге. (сентябрь)
2- ОСНОВНОЙ – организация работы с детьми по плану совместно с семьями воспитанников. (сентябрь - май)
3.-ИТОГОВЫЙ – вторичная диагностика детей, подведение итогов, оценка эффективности разработанной системы. (май-июнь)
На подготовительном этапе была проанализирована литература по проблеме. Изучили методы деятельности по формированию навыков безопасного поведения старших дошкольников на дороге.
Также на подготовительном этапе нашей работы мы провели выборочное анкетирование семей воспитанников с целью получения сведений о том, как родители знакомят своих детей с правилами дорожного движения. Мы получили следующий результат: многие родители (около 75%) затрудняются в объяснении детям правил дорожного движения, не имеют книг, игр по данной теме. Таким образом, мы увидели, что работу по данной проблеме следует вести не только с детьми, но и с их родителями, доказывая её важность.
Cодержание образования нашего детского сада определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования МАДОУ.
Формирование навыков безопасного поведения на дороге относиться к области «Социально-коммуникативное развитие» Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Результаты педагогической диагностики показали незначительную динамику в разделе по ознакомлению с правилами дорожного движения. Отмечалось недостаточно сформированные знания о основных терминах и понятиях по дорожному движению, о правилах дорожного движения и поведения на улице, и умение наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах проводилась нами планово, систематически. Она охватывала все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх, повседневной жизни за пределами детского сада.
В процессе основного первого этапа работы с детьми мы подобрали соответствующий дидактический материал, сделали пособия, трафареты, внесли схемы, модели, альбомы, подобрали детскую литературу и иллюстрации, которые стимулировали познавательную активность и интерес каждого ребёнка, дополнила центр «безопасности» :
• Макет двора. На макете, прежде всего мы с детьми изучали свой микрорайон, составляли его план - схему: детский сад, близлежащие улицы и дороги (их названия, жилые дома и общественные здания.
• Макет «Перекрёсток» цель - расширить знания детей о правилах поведения пешеходов и водителя в условиях улицы, научить детей различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.
• атрибуты дорожно-постовой службы : жезлы, каски, знаки;
• Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
• Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщика);
• Разные картинки, кубики, мозаики;
• Плакаты;
• Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
• Дорожные знаки.
Также был создан перспективный план по формированию навыков безопасного поведения старших дошкольников на дороге
В процессе основного этапа работы было уделено значительное внимание практическим формам обучения : наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучали на практике правила для пешеходов, наблюдали дорожное движение, закрепляли ранее полученные знания.
Проводя целевые прогулки и экскурсии с детьми по улицам в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, как работают светофоры, я всегда обращала внимание детей на такие важные моменты для безопасности движения : как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность (гуляют, или спешат, перебегают дорогу или спокойно идут по переходу).
Зимой обращала внимание на скользкую дорогу : можно поскользнуться и упасть; водителю трудно остановить машину (даже после того как он нажмет на тормоз, машина скользит и проезжает еще несколько метров).
После таких экскурсий и прогулок я предлагала детям нарисовать рисунки. При рассказе о своем рисунке дети объясняли, что в этой ситуации было опасно на дороге.
Наравне с традиционными формами, такими как экскурсии, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, мы использовали методы активизирующего общения:
• проблемные вопросы:
Почему произошла эта ситуация?
Как поступить в этой ситуации?
Кто прав и почему?
Можно ли у светофора встретить опасность?
• проблемные ситуации:
Машина медленно приближается. Пропустить её или нет?
Найди короткий и безопасный путь до дома.
На перекрёстке нет светофора, как перейти улицу.
Кроме методов развивающего общения мы использовали в своей работе сказки-ситуации : «Дорогой, Светофор», «Путешествие крокодила Гены по улицам города», решали кроссворды, отгадывали загадки. Детям очень нравились занятия по художественному творчеству, трудовой деятельности, на которых изготавливались книжки-малышки с правилами дорожного движения, рисовали дорожные знаки для макета улицы, работали с моделями-схемами. Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществляются в игровой форме. С удовольствием играли в дидактические игры: «Правила дорожного движения», «Законы улицы и дорог», «Путешествие пешехода», «Внимание, дорога». В математических играх закрепляли умение правильно употреблять пространственную терминологию (слева, справа, на противоположной стороне, вдоль, вверху, навстречу и т. д.). Ф. 17. Дидактические игры способствовали развитию умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их. Очень важно формировать практический опыт поведения на дороге, пусть даже на модели или схеме, а не только формировать знания и отношения, Тогда ребенок будет знать, но не применять эти знания в своей жизни.
В конце основного этапа деятельность подчинялась цели: закрепление, углубление и обобщение всего того, что дети приобрели за предшествующие этапы работы.
Закрепление знаний о правилах дорожного движения проходило в процессе театрализованной деятельности, где дети решали, как правильно поступить в той или иной ситуации. В режимных моментах (на прогулке, в утреннее и вечернее время) дети играли в подвижные игры с правилами, которые помогали развивать умение корректировать свои действия, ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу.
В течение года были проведены конкурсные мероприятия: викторины, конкурсы знатоков, конкурс на лучший рисунок «Внимание улица!». Интересные задания, проблемные вопросы и загадки, способствовали проявлению самостоятельности и активности детей.
Свои знания дети использовали в сюжетно-ролевых играх «Мы на улицу пойдём!», «Регулировщик» и другие, которые позволяли моделировать типовые варианты дорожной обстановки и возможности выхода из сложившейся ситуации. При этом стремились максимально приблизить условия игры к реальной дорожной действительности.
Деятельность по воспитанию культуры дорожного движения и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма должна носить многоплановый характер, ее нельзя ограничить рамками детского сада. Важная роль в формировании у детей правильного поведения на улице, дорогах, в транспорте принадлежит родителям, дедушкам и бабушкам, старшим детям в семье, поэтому мы тесно сотрудничаем с ними по данному вопросу. Давали консультации, как вести себя на улице с детьми, какие проводить наблюдения. Рекомендовали, особенно молодым родителям, составлять схему двора с указанием опасных мест. Это помогает детям быстрее ориентироваться и избегать автомобилей, гаражи, различные строения. Все это дисциплинировало детей, они быстрее понимали, что можно, а чего нельзя делать.
В ходе повседневной работы с родителями мы информировали их о том, как ребенок ведет себя на прогулках, в группе, и давали им необходимые рекомендации, например: несчастных случаев. По этим схемам предлагали детям рассказать, как они будут играть во дворе: где безопасно кататься на велосипеде, играть в мяч, бадминтон и другие игры. И наоборот, дети должны были рассказать, где им запрещено играть; это стоянки
• прочитать стихотворение;
• купить ребенку (или сделать с ним вместе) игрушечные автомобили, светофоры, фигурки постовых и организовать игру с различными ситуациями, в которые дети могут попасть на улице.
Я рекомендовала родителям во время прогулок с детьми следующее:
• понаблюдать за работой светофора, обратить внимание ребенка на связь между цветами на светофоре и движением машин и пешеходов;
• показать знаки дорожного движения, рассказать об их назначении и порядке действий пешеходов и водителей.
Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице.
В пропаганде правил дорожного движения мы широко использовали наглядность: папки-передвижки, альбомы, плакаты, стенды с детскими рисунками. В течение года в папках-передвижках помещали материал о правилах дорожного движения, который должен быть усвоен детьми, перечень литературы для взрослых и детей о правилах поведения на улице, образцы книг, задания по закреплению у детей правил поведения на улице.
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дали положительные результаты.
В апреле на итоговом этапе провели диагностику знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показала следующие результаты:
- у 57% детей сформированы устойчивые знания правил дорожного движения, с заданиями справляются самостоятельно, а 43% детей справляются с помощью воспитателя.
Получены следующие результаты:
- сформированы навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.
- сформировано понимание необходимости соблюдения правил дорожного движения в целях собственной безопасности.