Елена Москалец
Использование фитнес-технологий в детском саду как формы физкультурно-оздоровительной работы
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Использование фитнес-технологий в детском саду как формы физкультурно-оздоровительной работы»
ОАНО Школа "Ника", Москва
Инструктор по физической культуре Москалец Е. М.
Современные дети испытывают «двигательный дефицит», проводя большую часть времени в статичном положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, а как следствие, нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку в развитии основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости.
Публикация «Использование фитнес-технологий в детском саду как формы физкультурно-оздоровительной работы» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Фитнес, аэробика для детей
- Темочки
А ведь детство – лучшее время для формирования привычки «быть в форме». Главная задача взрослых выработать у детей такую привычку, создать все необходимые условия для утоления «двигательного голода», найти новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников. Подтверждено огромное положительное воздействие физических упражнений и подвижных игр на развитие таких психических процессов как восприятие, мышление, память, внимание, воображение.
Занятия спортом дисциплинируют, развивают, дают уверенность в себе, занятия физкультурой идут на пользу детям разного склада характера: пассивным – дает возможность открыться новым энергиям, у них появится жизненный тонус; гиперактивным – регулирует процессы ярких эмоциональных всплесков, учит гармоничному распределению энергетических затрат; капризным - помогает почувствовать силу собственного тела, стать выносливее и по-другому заявлять о себе в этом мире. Решить все эти задачи в определенной мере может детский фитнес. Что же это такое?
Детский фитнес – это система мероприятий, направленных на поддержание и укрепление здоровья. Использование элементов детского фитнеса в ДОУ позволяет повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности, знакомит с возможностями тела, учит получать удовольствие и уверенность от движений и физической деятельности, усиливает интерес к занятиям физическими упражнениями и, как следствие, укрепляет здоровье детей.
На таких занятиях царит непринужденная обстановка, свобода движения, возможность отступления от правил, бесконечность вариаций со спортивно-игровым оборудованием. Занятия с элементами фитнеса создают благоприятные условия не только для физического, но и психомоторного развития дошкольников. Дети с удовольствием выполняют все задания, развивающие активность, самостоятельность, творческий подход и интерес к занятиям физкультурой.
Области применения фитнес технологий :
— как часть занятия (ОРУ продолжительность от 10 до 15 мин.);
— в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;
— как физкультурные досуги.
— в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25—30 мин. ;
— в показательных выступлениях детей на праздниках, соревнованиях;
Виды фитнес-технологий, используемых в работе с детьми в нашем детском саду
- Фитбол-гимнастика;
- Степ-аэробика;
- Аэробика
- Ритмическая гимнастика
- Игровой стретчинг;
- Детский пилатес
- Дорожки здоровья
1. Фитбол-гимнастика
Фитбол – мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. Фитбол развивает мелкую моторику ребенка, что напрямую связано с развитием интеллекта. Занятия на фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, формируют длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
2. Степ – аэробика
Степ – аэробика – аэробика с применением специальных невысоких платформ – степов (высотой – 10см, длиной – 40, шириной – 20; высотой ножики- 7 и шириной – 4см). Занятия степ-аэробикой обязательно сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее настроение. Вообще стэп-платформа – это нестандартное пособие, предназначенное для работы с детьми 5 – 7 лет, способствует формированию осанки, костно-мышечного корсета, устойчивого равновесия, укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательную системы, усиливает обмен веществ, совершенствует точность движений, развивает координацию, уверенность и ориентировку в пространстве, улучшает психологическое и эмоциональное состояние ребенка.
3. Аэробика
Аэробика – это система упражнений, включающая в себя танцевальные движения, шаги и гимнастику в танцевальном сопровождении. Аэробика – одна из эффективных форм повышения двигательной активности детей, занятия ею повышают функциональные возможности сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, развивают координацию и музыкальность, гибкость и пластику движений.
При составлении комплексов и занятий аэробикой для дошкольников учитывается не только уровень подготовленности детей, но и особенности психики, слабую координацию движений. Поэтому комплексы доступны детям дошкольного возраста, с подобранной музыкой, а их содержание, в случае необходимости, можно передавать образно, в игровой форме. Детская аэробика помогает детям развить двигательные навыки, улучшает их самочувствие и благоприятно сказывается на общем морально-психологическом состоянии.
К аэробике относятся все физические упражнения, при выполнении которых организм потребляет большое количество кислорода. Происходит это за счет стимуляции сердечной и дыхательной деятельности, с помощью циклических движений – бега, прыжков, танцев. А кислород, как известно, – необходимый элемент существования живой материи. Детям же кислород, в силу роста, нужнее, чем взрослым.
Различные виды аэробики, использую в основной части занятия в общеразвивающих упражнениях, а так же на праздниках и досугах.
4. Ритмическая гимнастика – это разновидность гимнастики, такой системы упражнений, которая дает бодрость, здоровье, мышечную радость, повышает тонус нервной системы. Большое разнообразие движений, выполняемых в различных плоскостях пространства, способствует совершенствованию двигательной памяти и координационных способностей.
5. Игровой стретчинг
Стретчинг – комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий. Благодаря игровому стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг снижает мышечное напряжение, повышает эластичность мышц. Стретчинг обладает и психологическим эффектом: улучшает настроение, поднимает самооценку, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом. Он повышает общую двигательную активность, что благоприятно сказывается на суставах и профилактике хрупкости костей. Растяжки полезны во время освоения приемов релаксации, они снижают болевые ощущения. Хорошая гибкость позволяет выполнять упражнения с большей амплитудой движений, а также обеспечивает красивую осанку и снижает вероятность болей в спине.
6. Детский пилатес
Пилатес - упражнения учат детей поддерживать правильную осанку в различных ежедневных ситуациях (во время того, как они садятся, ходят, наклоняются, и т. д., укрепляют и удлиняют мускулы брюшной области и спины, что предохранит их в будущем от травм и поможет поддерживать равновесие.
Выполняя регулярно пилатес - упражнения, у ребенка сформируется прочный и крепкий мышечный каркас, который будет служить защитой позвоночника от возможных деформаций.
Упражнения направлены на правильное дыхание, растяжку, силовую нагрузку; упражнения выполняются плавно, при этом мышцы не перенапрягаются, мягко растягиваются и нагружаются, становятся более пластичными и упругими, в движениях нет пауз и остановок, они плавно переходят одно в другое.
Сбалансированные упражнения пилатес и контроль над дыханием помогают правильному формированию костей, увеличивают их крепость, предотвращают мускульную слабость. Практика метода пилатес вводит детей в мир здоровья и спорта, побуждая их к занятиям другими спортивными дисциплинами, такими, как танцы, гимнастика, боевые искусства, коллективный спорт.
Упражнения пилатес уменьшают детскую и подростковую нервозность, повышают
стрессоустойчивость, способствуют самоуважению, улучшается способность к концентрации, развиваются познавательные навыки, улучшается способность к общению. Пилатес показан нервным и гиперактивным детям, так как контроль над дыханием и упражнения на расслабление помогают им достичь гармонии разума и тела.
Детям пилатес очень подходит. Все упражнения делаются плавно и неторопливо.
6. Дорожки здоровья
Массаж стоп оказывает благотворное влияние не только на формирование ног и опорно-двигательного аппарата, ребенка, но и на центральную нервную систему, а через нее – на весь организм в целом. Поэтому он является одним из самых эффективных способов укрепления здоровья, осуществляется оздоровление организма ребенка при помощи массажных дорожек, посредством воздействия на биологически активные точки стопы.
Используя массажные дорожки, решаются задачи:
1. Закаливание организма.
2. Профилактика и коррекция плоскостопия.
3. Развитие чувства равновесия и координации движений.
4. Сенсорное развитие.
5. Сохранение и укрепление здоровья детей.
Массажные дорожки имеют несколько видов рифленой поверхности, а, следовательно, отличаются степенью воздействия на стопы ребенка. Благодаря этому дорожки обеспечивают массаж стоп, способствуют укреплению голеностопного сустава и предотвращают появление и развитие плоскостопия у детей.
Ходьба по дорожкам может быть: обычной, на носках, на пяточках, на внешней и внутренней стороне стопы, ползание с опорой на руки и стопы, прыжки, бег. Ребенок ставит ноги по-разному, при этом по-разному работают мышцы, а нервные окончания получают различные сигналы и в результате получается тренировка нервно-мышечной системы. К тому же дети приучаются ходить друг за другом в колонне, не толкаться, сдерживать себя. Мы используем массажные дорожки на занятиях по физической культуре и при выполнении гимнастики после сна. Эффективнее такой вид закаливания проводить под музыкальное сопровождение, используя мелодии различных темпов. При ходьбе можно использовать словесные игры-сопровождения, которые способствуют повышенному интересу детей к двигательной активности. Дорожки можно использовать в комплексе, разложив «змейкой» и отправиться в весёлое путешествие, или по отдельности, исходя из целей и задач занятия.
Вот некоторые из большого количества видов фитнеса, которые мы применяем. Со второго полугодия я планирую ввести еще два вида фитнес-технологий : Черлидинг и Лого-аэробику.
Черлидинг – это зажигательные спортивные танцы с помпонами, сочетающие элементы акробатики, гимнастики, хореографии и танцевального шоу. Для начала попробуем на утренней гимнастике.
Черлидинг развивает творческие и двигательные способности и навыки дошкольников, позволяет увеличить объем двигательной активности детей в режиме дня, формирует навыки общения в коллективной деятельности.
Логоаэробика – это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой лого-аэробики являются речь, музыка и движение. Речь - главный инструмент мышления. Мы ведь думаем словами. А для того, чтобы ребенок был развитым и эрудированным, нервная система должна быть подготовлена, иметь большое количество нервных связей, которые будут обеспечивать быстроту реакции. Это движение под ритм песен, стихотворений, музыки.
Задача этой фитнес-технологии состоит в вырабатывании у детей правильного произношения путем развития координации, мелкой моторики и различных речевых упражнений, состоящих из проговаривания букв, слогов или четверостиший. Лого-аэробика для тех, кто стремится улучшить произношение ребенка, развить координацию и чувство ритма, научить ребенка общению, повысить его уверенность в своих силах.
Таким образом, внедрение фитнес-технологий в современные дошкольные учреждения способствует привлечению детей к систематическим занятиям спортом, активному и здоровому досугу, а также эффективному влияет на процесс оздоровления и физического развития дошкольников.