Получи документы

Использование игровых педагогических технологий в работе педагога по музейной педагогике

Ирина Степанова
Использование игровых педагогических технологий в работе педагога по музейной педагогике

C января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) — новый тип документа, который поддерживает разнообразие детства и направлен на позитивное становление ребенка и учёт индивидуальных потребностей, проявление инициативы и интересов, его возможности на разных этапах освоения образовательной программы дошкольного образования.

Публикация «Использование игровых педагогических технологий в работе педагога по музейной педагогике» размещена в разделах

Стандарт, помимо создания комфортных условий для воспитания ребенка, нацелен на обеспечение у него мотивации к обучению, познанию и творчеству. Он не предполагает жесткие программы, строго рассчитанные на каждый возрастной период ребенка в саду, как это было раньше. Этот документ, по сути, меняет принципы работы детского сада, позволяет ребенку быть мотивированным на жизненный успех и может способствовать гармоничному развитию современного ребенка, найти уникальный баланс между игрой и обучением.

В связи с этим актуальной задачей становится поиск нового содержания, методов и приёмов образования, таких моделей и форм организации деятельности детей которые учитывают:

• особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик,

• способы и направления поддержки детской инициативы,

• особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Реализации данного содержания и способствует музейная педагогика.

Актуальность внедрения музейной педагогики в образовательный процесс ДОО обусловлена соответствием основных характеристик музейной педагогики как современной образовательной технологии концептуальным основам ФГОС:

-Имеет богатый содержательный (разнообразие тем) и методологический (методы и формы взаимодействия с детьми) аспект, для развития дошкольников.

- Несет потенциал развития дошкольника во всех видах детской деятельности (коммуникативной, познавательно - исследовательской).

- Представляет собой ресурс интеграции образовательных областей в предметно-развивающем пространстве ДОО.

- Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого (характерно наличие музейной коммуникации, предполагающей диалоговый, субъект - субъектный характер отношений: между предметом и ребенком, педагогом и ребенком и т. д.) и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).

- Дает возможность целенаправленного развития основных интегративных качеств дошкольника (Любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения с взрослыми и сверстниками и другие).

- Способствует единению детско-родительского и педагогического коллектива; дети и взрослые получают творческий импульс к развитию своих способностей, эмоциональную и духовную поддержку; сотрудничество семейного и общественного воспитания повышает результативность эстетического, нравственно-патриотического воспитания, художественного образования, познавательного, речевого, творческого развития дошкольников в условиях музейной среды.

- Реализует принцип интерактивности и полифункциональности предметной среды, позволяющий наладить совместную исследовательскую деятельность и взаимообучение детей, учитывает его потребности в признании и общении, в проявлении активности и самостоятельности, творческой инициативы (зоны детской активности, где дети могут использовать в деятельности предметы; создание «деятельных» экспозиций, предполагающих активное участие детей)

Особенностью наших мини - музеев является то, что все они являются продуктом календарно- тематического плана. После прохождения той или иной темы, в группе оформляется постоянно действующая музейная экспозиция.

Дети даже спустя время могут самостоятельно закрепить ранее полученные знания, а также постоянно пополнять экспозиции музея, рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком. Это очень эффективная форма поддержки детской инициативы и самостоятельности.

Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива. Одним из условий успешной работы является сотрудничество с родителями. В процессе работы родители постепенно, становились активными участниками создания мини-музеев в группах.

Вся работа строится по этапам

Первый этап, подготовительный — «Планирование мини-музея».

Определяется тема мини-музея в соответствии с темой месяца и алгоритм его создания, место размещения, планирование экспозиции, подбор экспонатов, разработка форм и методов работы с экспозициями мини-музея.

Второй этап, практический — «Создание мини-музеев».

Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками (поделки из брошенных вещей, оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами. С целью повышения их заинтересованного отношения и компетентности по данному вопросу мы проводили совместные мероприятия в рамках музейно-педагогической программы : Родительское собрание: «Значение музея в развитии ребенка»;

Круглый стол: "День музея в семье".

Консультации: "Как вести себя в музее",

Третий этап, деятельностный — «Функционирование мини-музея».

В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать, даже взять домой на время. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини- музей для ребенка- это что-то свое, родное, так как дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них. Но также, учитывая специфику организации работы с детьми дошкольного возраста, в таком мини-музее в качестве экспонатов могут выступать творческие работы детей, макеты, модели, фотографии и даже игрушки.

Месторасположение мини-музеев определяли с учетом требований ФГОС к предметно – развивающей среде интерактивности и полифункциональности музейного пространства и психологической комфортности и безопасности деятельности. Учет этих принципов дает возможность максимально использовать музейные экспозиции для организации разнообразной детской деятельности, позволяет обеспечить безопасность использования экспонатов мини-музея для жизни и здоровья воспитанников.

Размещение музея в групповом помещении позволяет выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Эффективность всей работы в мини-музее в немалой степени зависит и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество, но и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. Важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому необходимо продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.

Это могут быть разнообразные игры музейного содержания : игры-развлечения, игры-путешествия: "Мы летим на Луну", "В царстве у Хозяйки Медной Горы", "Путешествие на ферму"; на этих занятиях детям предоставляется возможность «переживания» интересного для них материала, узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему, играя, они погружаются в организованную взрослым ситуацию, путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты из истории; игры-графические упражнения:

"Восстанови интерьер,«Проведи танк через минное поле»; лото «Рода войск»; игры моделирование: "Что сильнее вода, камень, ветер", "Почему разрушаются горы"; интеллектуально-творческие игры: "Заседание клуба знатоков космоса", игры по сюжету литературных произведений.

Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:

• заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы, изготовление технологических карт опытов и экспериментов,

выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.) Выбор дизайна оформления мини-музея.

Каждая экспозиция имеет свои особенности в цветовом и композиционном решении, помогающие полнее раскрыть тематику мини-музеев и оформляется в тесном взаимодействии воспитателей с родителями и детьми.

Создавая мини-музеи, мы никогда не забывали о том, что, конечно же, ведущей деятельностью дошкольников есть и остается игра.

Деятельность воспитателя невозможна без применения игровых педагогических технологий. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. «В отличие от игры вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью». Используя в своей работе интегрированные игровые технологии, мы реализуем не только личностно - ориентированый, но и компетентостный и развивающий, подходы к воспитательно - образовательной работе с дошкольниками. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирование детей к учебной деятельности. Тем самым происходит обогащение содержания работы музейного педагога новыми формами, подсказанными современностью.

Поэтому в каждом мини – музее в уголке самостоятельной деятельности детям предоставляется возможность поиграть.

Тема – мини – музея сама подскажет, какими должны быть игры: сюжетно-ролевыми, играми- драматизациями, дидактическими.

Дидактические игры или материал для игровых упражнений располагают в коробках и конвертах. Мы подбирали такие упражнения, чтобы дети сами могли догадаться, какое именно задание нужно выполнить: пазлы "Собери из фрагментов космический корабль", лабиринты "Помоги Незнайке добраться до Луны", "Дорисуй картинку", "Распредели предметы по принадлежности к определенному промыслу", "Ящик ощущений", "Чья тень".

Есть универсальные игры, которые можно использовать при работе в любом музее. Можно лишь изменять содержание заданий в зависимости от тематики: "Кольца Луллия", "Четвертый лишний", "Найди отличия", "Что сначала, что потом,"Разрезные картинки".

При создании сюжетно-ролевых игр, мы исходили из тематики мини-музеев. Например, в процессе работы в рамках мини-музея «Как свет к нам домой пришел», настала логическая необходимость в создании игр «Пожарные», «Электрики».

Этому способствовала работа в направлении формировании у детей старшего дошкольного возраста навыков основ безопасности жизни, правил противопожарной безопасности.

По результатам поисковой работы в рамках мини-музея «Военная техника» была создана предметно-игровая среда сюжетно-ролевых игр «Танкисты», «Летчики». «Пограничники»; Параллельно в соответствии созданных сюжетно-ролевых игр разрабатывалась и обогащалась их предметно-игровая среда, представленная настольными играми, игровыми заданиями.

Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Мы учим бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке. Экспонаты мини-музеев постоянно пополнятся и используются в работе с детьми дошкольного возраста

Залог хорошего мини-музея в детском саду — его интерактивность. Если детям разрешают померить лапти, посидеть за прялкой, рассмотреть вблизи настоящую медаль — они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал.

Мини-музеи стали неотъемлемой частью воспитания творческой личности и мы уверены, что ребенок покидает музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

В настоящее время в нашем ДОО уже создан своеобразный музейный комплекс.

Мини - музей "Космос", где ребята с помощью развивающих игр познают тайны звезд и планет, познакомились с Солнечной системой, картой звездного неба, глобусом, созвездиями и гороскопами. Дети вместе с родителями изготовили макеты, космического корабля, телескопа. Все это положительно влияет на познавательное развитие воспитанников, расширяет их кругозор, развивает интерес к космосу.

Мини - музей "Хлеб", где представлены различные виды колосьев, виды зерен, виды круп, изделий из муки. Такая экспозиция – благодатная почва для проведения интерактивных заданий: «Выложи узор из крупы», «Кто больше назовет блюд из муки?» и т. д. Совместно с родителями создали книгу рецептов: "Что можно приготовить из черствого хлеба". Посещение данной экспозиции дошкольниками способствует развитию у них словаря, сенсорики, творчества, познавательному развитию детей. А главное, воспитывает уважение к труду сельского жителя!

Мини - музей "Сызрань - мой город родной".

Где мы знакомим детей с историей города, его интересными памятными местами, с особенностями своего района, его историей, воспитываем патриотические чувства любви к своему городу.

Мини - музей "Мир камня".

Цель создания данной экспозиции – знакомство детей с разнообразием камней в природе, их значением в жизни человека, с природными и искусственными камнями, развитие мышления, тактильного внимания, моторики рук. В целом вся экспозиция рассказывает о мире камней, его красоте и разнообразии.

Мини - музей "Лошадь - человека крылья".

Знакомит детей с ролью лошади в жизни человека. Воспитывает заботливое отношение к животному миру. Русские фольклорные традиции разнообразно интерпретируют образ коня: от потешек до игрушек-самоделок. Древний культ коня как оберега сокрыт в традиции, венчать крышу деревенского дома резным «коньком». Испокон веку конь – кормилец и воин. Так что «лошадиная» тема помогает ответить и на такие вопросы: «Откуда хлеб пришел?», «Как Русь от врага защищали?». Все эти темы вписываются в содержание любой образовательной программы детского сада.

Мини - музей "Военная техника".

Открылся в канун празднования Дня Защитника Отечества. Мы расширяем представления детей о родах войск, военной технике.

Воспитываем чувство уважения к защитникам Отечеству, их силе и смелости; чувство любви и гордости за свою страну,

Мини-музей «Как свет к нам домой пришел».

Помогает раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, многообразный рукотворный, мир продуктов творческой деятельности человека. Показывая ребенку, как человек изменял предметы, делая их более удобными и полезными, мы открываем перед ними перспективу: как еще можно изменить предмет, сделать его красивее и полезнее. Это важно для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

Мини - музей "Народные промыслы".

Посещая музей «Народные промыслы» можно увидеть, как русские люди воспевали любовь к Родине, почувствовать красоту простых предметов обихода, украшенных яркой нарядной росписью, в которой оживают природные мотивы. Дети имеют возможность познакомиться с истинными произведениями народного искусства: посудой, утварью, игрушками, свистульками, украшенными гжельской, каргопольской, дымковской, хохломской, городецкой росписями.

Мини - музей "Подводный мир".

Идеей создания мини - музея послужили сувениры, привезенные с Черноморского побережья, которые родители воспитанников приносили в подарок группе после летних отпусков детей.

Мини - музей "Русская горница".

В нем мы знакомим с убранством горницы, служившей в крестьянском доме для приема гостей. Дети рассматривают посуду, в которой к праздничному столу подавали еду и напитки, получают возможность прикоснуться к старинному чугунку, ухвату.

Узнают об особенностях повседневной и праздничной пищи, о традициях русского гостеприимства.

Публикации по теме:

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС. Дидактический синквейн ВОСПИТАТЕЛЬ: Денисова Людмила Анатольевна МБДОУ» Березовский детский сад №3» п. г. т. Березовка 2016 г. Использование инновационных.

Использование новых педагогических технологий при организации образовательного процесса Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная,.

Использование игровых технологий в процессе коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ТНР В настоящее время подавляющее большинство детей, комплектующихся в группы компенсирующей направленности, имеют неврологический статус, отягощённый.

Методическая разработка по теме «Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ» Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением.

Педсовет « Использование современных педагогических технологий в обучении дошкольников» Цель: стимулирование активности и повышение компетентности педагогов ДОУ по вопросу использования современных педагогических технологий.

Использование новых педагогических технологий Проблемы речи детей дошкольного возраста Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно.

Проект по музейной педагогике Тема: «Откуда к нам пришла матрёшка?»Проект по музейной педагогике Тема: «Откуда к нам пришла матрёшка?» Участники проекта : дети 2-ой младшей группы, воспитатели, родители. Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий. Вид проекта:.

Теоретический семинар «Использование педагогических технологий в образовательном процессе» Цель: знакомство с формами и методами работы по использованию современных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях.

Внедрение интерактивных педагогических технологий в работе с детьми с ЗПР Ознакомившись с работой педагогического коллектива ДС № 206 АНО ДО «Планета детства «Лада» «Сударушка» под руководством доктора педагогических.

Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми с ОНР Дошкольники с общим недоразвитием речи (далее ОНР) испытывают большие затруднения в формировании связной речи, у них снижена речевая активность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых педагогических технологий в работе педагога по музейной педагогике
Опубликовано: 20 ноября 2016 в 13:25
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД